Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:13, контрольная работа
Экономика – от древнегреческого «ойкономия» - «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон.
Расшифровывалось как наука о правилах ведения домашнего хозяйства (домоводство).
Ввел в оборот Ксенофонт, живший в IV-III веках до н. э.
Первое значение слова «экономика» – категория обозначающая специфическую деятельность человека по ведению хозяйства.
Экономика в широком смысле слова – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
Последствия приватизации:
1. В России произошёл переход от социализма к капитализму.
2. В России
появилась группа так
3. Около
80% граждан России в 2008 году продолжают
считать приватизацию
4. Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.
44. Эффект дохода и эффект
замещения в теории
Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах.
Набор благ— совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых совместно в определенный период времени.
Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены данного блага. Иными словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог приобрести его меньшее количество, а после снижения цены — большее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ.
Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.
К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода.
Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.
Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.
Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.
Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.
Для товаров низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке.
45. Капитал и его формы. Рынок капитала и процент.
Первыми этот термин использовали представители школы физиократов. В их трактовке капитал – вещественный фактор сельхоз производства.
Трактовки «капитала»:
1. Вещественная или натуралистическая концепция (Смит, Риккардо, Маршалл, Кларк, Самуэльсон).
Капитал – средства производства, готовый товар.
2. Денежная или монетаристская (Кейнс).
Капитал – это деньги, приносящие проценты.
3. Теория человеческого капитала (Беккер, Шульц).
Человеческий капитал – приобретенные человеком знания, навыки, умения, его энергия. Роль человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который этот человеческий капитал способен приносить.
4. Марксистская концепция (Маркс).
Средства производства – постоянный капитал, рабочая сила – переменный капитал, денежный капитал и товарный капитал.
Ни деньги, ни средства производства не являются капиталом сами по себе. Они становятся капиталом только тогда, когда используется для присвоения чужого неоплаченного труда. Только находясь в движении деньги превращаются в капитал.
Капитал – это самовозрастающая стоимость, создаваемая наемным рабочим.
Современные трактовки:
Капитал (в широком смысле слова) – ценность, приносящая поток дохода. Он включает производственные фонды производства, землю, ценные бумаги, депозит в банке, процент, ренту, прибыль, дивиденды.
Капитал (в узком смысле слова) – составная часть рынка факторов производства, это так называемый физический капитал (производственные фонды: жилые здания, производственные здания, различные сооружения, машины оборудование, товарно-материальные запасы).
В процессе воспроизводства производственный капитал находится в постоянном движении, совершая кругооборот трех стадий.
В зависимости от скорости оборота различают основной и оборотный капитал.
1. Основной капитал – представлен зданиями, машинами, оборудованием. Основной признак основного капитал, к нему относят капитальные блага длительного пользования, которые теряют свою ценность по мере износа в течение нескольких производственных циклов.
Амортизация – обесценивание основного капитала в результате износа, выделяют два типа износа: физический и моральный.
Физический износ – потеря основного капитала своих свойств и потребительской стоимости.
Моральный износ – потеря стоимости по двум причинам: из-за создания аналогичных, но более дешевых средств труда; выпуска более производительных средств труда по той же цене.
Для возмещения изношенного за срок службы основного капитала создается фонд амортизации. В этот фонд амортизации поступают денежные средства, так называемые амортизационные отчисления после продажи готовой продукции.
2. Оборотный капитал – теряет свою ценность в течение одного производственного цикла. Представлен сырьем, материалами, топливом.
Капитал, как и труд, обладает производительностью: с его помощью можно получить большее количество продукции.
Земля и труд создаются вне экономической системы, капитал создается самой экономический системой.
Доходность капиталовложений и их производительность, выраженная в процентах, называется нормой дохода на капитал.
Инвестиции – долгосрочное вложение капитала в предприятия различных отраслей экономики; используются на покупку средств производства: оборудования, машин, зданий и т.п.
Инвестиционный капитал формируется из двух источников: собственных сбережений предприятий (прибыли, амортизационных отчислений) и заемных сбережений (свободных денежных средств населения, других предприятий).
Рынок капитала состоит из 3 сегментов:
1. Рынок капитальных благ – купля-продажа производственных фондов. Спрос осуществляют производители, предложение – домашние хозяйства.
2. Рынок услуг капитала – спрос и предложение осуществляют предприятия. Следует различать капитал – услуги капитала и цену капитальных благ – цену услуг капитала.
3. Рынок заемных средств (рынок ссудных капиталов). На самом деле домашние хозяйства предоставляются предпринимателям свои сбережения, которые становятся заемными средствами для осуществления инвестиций.
Ценой капитальных активов выступает доход, который они могут принять в результате их применения. Доход соответствует цене, уплаченной за пользование деньгами в течение определенного времени (обычно год), — проценту.
Процент – это плата за право получения ресурсов в свое распоряжение до того, как будут накоплены средства, чтобы эти ресурсы купить.
Учетная ставка, или ставка рефинансирования, – это процент, под который Центральный банк РФ (или другой страны) страны предоставляет кредит коммерческим банкам.
Ставка процента определяется на денежном рынке и зависит от соотношения спроса на деньги и предложения денег.
Различают реальную и номинальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка – это денежная процентная ставка. Реальная процентная ставка – это процентная ставка с поправкой на инфляцию, т.е. выраженная в неизменных ценах.
46. Рынок земли и его специфика. Земельная рента: сущность и виды.
Земля – это ресурс, который не производится, а существует как природный объект, который количественно ограничен.
Важным условием при объяснении категории земельной ренты является факт ограниченности предложения земли. Количество земли – фиксированная величина. Подобной ограниченности не наблюдается при формировании предложения труда или предложения капитала, так как два последних фактора производства являются свободно воспроизводимыми, и могут быть увеличены в ответ на растущий спрос. Этого нельзя сказать о земле, пригодной для выращивания сельскохозяйственной продукции; то же самое относится и к земельным участкам в добывающей промышленности и в строительстве. Именно ограниченность, абсолютная неэластичность предложения земли является важнейшей причиной особенностей ценообразования в сельском хозяйстве.
Другой особенностью земельных ресурсов является их недвижимый характер. Владелец земельного участка не может перебросить его ближе к рынку сбыта сельскохозяйственной продукции или к городу, славящемуся своей индустрией развлечений, чтобы получить больший доход.
Земельная рента – часть прибыли, возникающей при использовании невоспроизводимого производственного фактора – земли. Выделяют две формы земельной ренты – дифференциальную и абсолютную.
Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Условиями возникновения дифференциальной ренты I являются различия в плодородии отдельных участков земли и различия в местоположении участков земли по отношению к рынку сбыта. Дифференциальная рента II связана с дополнительными капитальными вложениями в землю.
Информация о работе Категория «экономика» и сферы ее применения