Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:13, контрольная работа
Экономика – от древнегреческого «ойкономия» - «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон.
Расшифровывалось как наука о правилах ведения домашнего хозяйства (домоводство).
Ввел в оборот Ксенофонт, живший в IV-III веках до н. э.
Первое значение слова «экономика» – категория обозначающая специфическую деятельность человека по ведению хозяйства.
Экономика в широком смысле слова – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
а) порядок, регулирующий собственность
б) порядок, регулирующий денежные отношения
в) порядок регулирующий конкуренцию
г) порядок регулирующий внешнюю экономическую деятельность
2) социальный порядок – совокупность норм и институтов, которые определяют социальное положение человека в обществе:
а) порядок в сфере труда
б) порядок в сфере социального страхования и социальной помощи
в) имущественный порядок
г) жилищный порядок
д) экологический порядок
Субъекты в экономической системе:
1. Домашние хозяйства – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к удовлетворению своих потребностей.
2. Фирмы и предприятия – экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления и продажи товаров и услуг домашним хозяйствам, другим фирмам и государству, стремится к максимизации своих доходов (прибыли).
3. Государства – особый субъект, его природа двойственна (оно и потребитель и производитель благ и услуг, с другой стороны оно обладает правом контроля других субъектов экономики).
Основные достоинства:
1) стимулирует высокую эффективность производства;
2) справедливо распределяет доходы по результатам труда;
3) не требует большого аппарата управления и др.
Основные недостатки:
1) усиливает социальное неравенство в обществе;
2) вызывает нестабильность в экономике;
3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.
19. Модели поведения человека в экономике.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его экономическое поведение, т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Она рассматривает модель человека как определенную теоретическую предпосылку, на основе которой экономисты строят свои многочисленные теории: спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и производителей и др.
Среди многочисленных направлений создания модели человека в экономике можно выделить три.
Первое направление представлено английской школой, маржинализмом и неоклассиками. Данное видение ставит во главу угла эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «человека экономического». В соответствии с этим подходом индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.
«Человек экономический» – это рациональный человек, который в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели, обладая свободой выбора. Таким образом, концепция рационального человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В частности, стимулы поведения включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – соблюдение традиций, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Третье направление представлено новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей подход американского экономиста Г. Беккера. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.
Носящие в целом абстрактный характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственных процессах. Знание их позволяет не только оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития общества, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточно высокой степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.
20. Смешанная экономика и ее особенности по сравнению с рынком свободной конкуренции.
Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.
Смешанная экономика – тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, заимодействующая с государственной собственностью (20-25%).
На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия).
Смешанная экономика – это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.
Характерные черты (по сравнению с рынком свободной конкуренции):
а) усиление роли и значения государственной собственности на ресурсы
б) выстроена система государственного регулирования
в) существует система социальной защиты граждан
Субъекты в смешанной экономической системе:
1. Домашние хозяйства – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к удовлетворению своих потребностей.
2. Фирмы и предприятия – экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления и продажи товаров и услуг домашним хозяйствам, другим фирмам и государству, стремится к максимизации своих доходов (прибыли).
3. Государства – особый субъект, его природа двойственна (оно и потребитель и производитель благ и услуг, с другой стороны оно обладает правом контроля других субъектов экономики).
Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
21. Понятие рынка, условия его возникновения, функции и подходы к классификации.
Рынок – как экономическая категория, обозначает совокупность отношений по производству и обмену товаров при помощи денег, на основе конкуренции.
Рынок возник одновременно с наступлением эпохи товарного производства.
Натуральное производство – производство не для продажи или обмена, а для личного потребления.
Товарное производство – производство специально для продажи и обмена. Производитель и потребитель – разные люди.
Причины и условия возникновения рынка вывел Адам Смит:
1) ограниченность ресурсов
2) разделение труда
3) обособленность субъектов
4) разрешение
проблемы транзакционных
Вследствие этого возникает стремление людей к обмену.
Функции рынка:
1) функция связующего звена между производством и потреблением
2) функция реализации товаров и услуг
3) функция ценообразования (установление цен равновесия)
4) информационная функция
5) санирующая (лечащая) функция
Классификация рынка:
1. По назначению объектов рыночных отношений (товарный признак):
а) рынок товаров и услуг
б) рынок факторов производства
в) финансовый денежный рынок
г) рынок интеллектуальной собственности
2. По географическому положению:
а) местный
б) региональный
в) национальный
г) мировой
3. По отраслям производства:
а) автомобильный
б) компьютерный
в) и др.
4. По характеру продаж
а) оптовый
б) розничный
5. Маркетинговый:
а) потребительский
б) производительный
г) промежуточных продавцов
6. По степени ограничения
а) свободный рынок
б)конкурентный рынок (совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции)
22. Характеристика рынков в
Рынок – как экономическая категория, обозначает совокупность отношений по производству и обмену товаров при помощи денег, на основе конкуренции.
По назначению объектов рыночных отношений (товарному признаку) можно дать следующую классификацию рынков:
1. Рынок товаров и услуг – потребительский (+ еще производственный) рынок подразделяется на множество рынков, на которых реализуются продовольственные и непродовольственные блага. Функционирование этого рынка требует создания товарных бирж, различных форм оптовой и розничной торговли, и т. д. Рынок услуг включает многообразные виды сервиса – коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные и прочие услуги.
2. Рынок факторов производства – объектами купли-продажи на рынках факторов производства являются земля, рабочая сила, средства производства. Рынок земли в каждой стране носит сугубо специфический характер, поскольку здесь важное значение имеет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. Рынок рабочей силы организуется в форме бирж труда, где непосредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. Биржи труда занимаются регистрацией безработных и свободных рабочих мест на предприятиях, они поддерживают тесную связь с профсоюзами и предпринимателями. Деятельность бирж труда финансируется государством, поскольку они выполняют работу огромной социальной значимости и не могут быть прибыльными организациями. На рынке средств производства организуется купля-продажа вещественных факторов производства — зданий, сооружений, станков, оборудования, транспортных средств. Этот рынок характеризуется двумя особенностями. Во-первых, спрос на средства производства тесно связан с движением ссудного процента на финансовом рынке (если норма ссудного процента падает, то спрос на средства производства растет, и наоборот). Во-вторых, этот рынок характеризуется высокой степенью неоднородности и исключительным разнообразием товаров.
3. Финансовый (денежный) рынок – совокупность инвестиционных и кредитных рынков, рынков ценных бумаг, валютно-денежных, т. е. рынков капиталов. На финансовом рынке покупаются и продаются финансовые средства — деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курсы валют, ценных бумаг. В настоящее время в современной рыночной структуре финансовый рынок является важнейшим после рынков товаров и услуг, поскольку не существует такого вида хозяйственных связей, который бы не был опосредован финансовым рынком. Он чутко реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг, в том числе и средств производства. По состоянию финансового рынка можно судить об общем положении дел в экономике.
4.Рынок интеллектуальной собственности – это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты.
23. Рынок совершенной и
Конкуренция – борьба участников рыночных отношений за наиболее благоприятные условия функционирования (каждый стремиться максимизировать свои результаты и минимизировать затраты).
Рынок совершенной конкуренции – это такой тип конкуренции, на котором функционирует множество производителей и потребителей, при этом расщепление экономической власти – максимально.
Условия, характерные для рынка совершенной конкуренции:
1. Однородность продукции – продукция данных предприятий или фирм в представлении покупателей гомогенна (неразличима), т.е. продукция данных компаний, которые работают на рынке совершенной конкуренции, являются полными субститутами.
2. Малые размеры и многочисленность субъектов рынка – поэтому каждый отдельно рассматриваемый производитель или покупатель в равной степени не может повлиять на рыночную ситуацию радикально в смысле изменения объема спроса и предложения.
3. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с рынка – означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.
4. Доступность информации оценок о технологиях, о вероятной прибыли и т.п. Обозримость рынка.
5. Невозможность участников рынка оказывать влияние на уровень рыночной цены.
Преимущества рынка совершенной конкуренции:
1. Производство организуется технологически наиболее эффективным способом;
2. Совершенная
конкуренция ведет к оптимально
Информация о работе Категория «экономика» и сферы ее применения