Категория «экономика» и сферы ее применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:13, контрольная работа

Описание работы

Экономика – от древнегреческого «ойкономия» - «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон.
Расшифровывалось как наука о правилах ведения домашнего хозяйства (домоводство).
Ввел в оборот Ксенофонт, живший в IV-III веках до н. э.
Первое значение слова «экономика» – категория обозначающая специфическую деятельность человека по ведению хозяйства.
Экономика в широком смысле слова – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Файлы: 1 файл

Ekonomika (1).docx

— 4.27 Мб (Скачать файл)

3. Отсутствуют сверхприбыли и убытки.

Минусы рынка совершенной конкуренции:

1. Малые предприятия часто оказываются неспособны использовать наиболее эффективную технику массового производства.

2. Не хватает средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.

Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1) значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;

2) неоднородность продукта;

3) наличие барьеров для входа в отрасль;

4) несовершенство информации;

5) участник  конкуренции в состоянии оказать  непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

6) производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;

7) присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя);

8) вмешательство государства в функционирование рынка.

Существуют три модели рынков несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия (максимальная рыночная власть);

2. Олигополия (значительная власть над рынком);

3. Монополистическая конкуренция (власть над рынком минимальна).

Чистая монополия – форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью.

Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.

Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

 

24. Рыночный механизм: сущность  и структурные элементы.

 

Рыночный механизм – совокупность некоторых элементов рынка, с помощью которых рынок выполняет функцию ценообразования.

Структурные элементы рыночного механизма:

1. Цена (P) – отражение альтернативной стоимости благ; денежное выражение затрат производителя товара на его производство и реализацию. Изменение относительной цены служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяют и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.

2. Спрос (D) – платежеспособная потребность, то есть желание покупателя, располагающего денежными средствами, приобрести на рынке те или иные товары при сложившихся ценах.

3. Предложение (S) – это совокупность товаров, находящихся на рынке и представленных к продаже по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителя. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

4. Деньги (M) – особый товар, выполняющий роль посредника в обмене; всеобщий эквивалент ценности (стоимости).

Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. 

 

25. Спрос, функция спроса, закон спроса и его графическое отображение.

 

Спрос (D) – общественная потребность в товаре, желание потребителя приобрести товар или услугу, подкрепленное покупательной способностью.

С количественной стороны спрос характеризует объем спроса (Qd).

Объем спроса (Qd) – максимальное количество единиц данного товара, которое потребители желают и могут приобрести в единицу времени при определенных условиях.

Факторы влияния на спрос:

1) P – цена на товар

2) I – доходы потребителя

3) T – вкусы, предпочтения

4) PS – цены на товары-субституты

5) PK – цены на комплиментарные товары

6) N – количество покупателей

7) F – инфляционные ожидания

Функция спроса – зависимость объема спроса от факторов его определяющих.

Qd – f (P; I; T; PS; PK; N; F)

Маршалл умолял при прочих равных условиях.

Если посчитать, что все детерминанты спроса за исключением одной цены на данный товар являются неизменными, постоянными, то тогда функция спроса преобразуется в функцию спроса по цене, и приобретает следующий вид:

Qd – f (P)

Эта функция отображает зависимость объема спроса только от цены, это означает, что каждому значению цены будет соответствовать определенное значение объем спроса.

Закон спроса.

При прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

 

 

 

 

 

26. Предложение, функция предложения, закон предложения и его графическое  отображение.

Предложение (S) – это совокупность товаров, находящихся на рынке и представленных к продаже по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителя.

С количественной стороны данная категория характеризуется – объемом предложения (QS).

Объём предложения (QS) – максимальное количество единиц данного товара, которое производители желают и могут производить в единицу времени при определенных условиях.

Факторы влияния на предложение:

1) P – цена на товар

2) K – применяемая технология

3) PK, PL, PM – цены на ресурсы

4) N – количество продавцов

5) C – налогообложение

6) Z – природно-климатические факторы

Функция предложения:

QS = f (P; K; PK; PL; PM; N; C; Z)

 

Если посчитать что все детерминанты предложения за исключением одной (цены на товар) неизменны, то тогда можно будет подвергнуть анализу функцию предложения по цене.

Данная функция показывает зависимость объема предложения только от цены.

По мере роста цены на товар его производство становится все более и более выгодно, тем большее его количество согласны произвести и поставить на рынок товаропроизводители в единицу времени при прочих равных условиях.

Закон предложения.

При прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара.

 

 

27. Процесс взаимодействия элементов  рыночного механизма и установление  цен равновесия.

 

На рынке данного товара спрос и предложение взаимодействуют.

Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Когда предложение превышает спрос, образуется излишек. Покупатель находится в более благоприятном положении. Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец.

В условиях конкуренции: каждый участник стремится максимизировать свои результаты и минимизировать затраты, потребители – купить побольше и подешевле, производители – продать побольше и подороже.

Происходит столкновение интересов, что приводит к колебанию рыночных цен, но тем не менее на рынке устанавливаются цены равновесия.

 

Равновесная цена – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.

Наличие цен равновесия свидетельствует о некой сбалансированности на рынке товаров.

Установление рыночного равновесия – пересечение PE и QE.

PE – равновесная цена.

QE – равновесный объем.

 

 

Условия рыночного равновесия:

QE = QD = QS

 

Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффективность, выгодность как для продавца, так и для покупателя.

На изменение рыночной цены влияют:

1) возникающий неудовлетворенный спрос — ведет к повышению цен;

2) избыточное предложение — приводит к снижению цен до уровня равновесных.

Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке. Наличие равновесной цены не означает, что все, желающие купить товар, могут это сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Области экономической активности  субъектов рынка.

 

Области экономической активности участников рынка

I зона – «высокие цены», область возможных продаж, но невозможны покупки, рынок не формируются и сделки случайны.

II зона – «высокие объемы», навряд ли здесь возможны какие-либо сделки, не выгодны ни покупателю ни продавцу, «мертвая зона».

III зона – «низкие цены», область дешевых ассортиментов, максимальная возможность для покупок, но невозможных продаж.

IV зона – «область контрактов», заключение реальных рыночных сделок, возможны сделки при любом соотношении цен и объемов.

 

Но только в одной точке Е интересы покупателей и продавцов имеют максимальную степень.

 

 

 

29. Изменение спроса и предложения: причины и графическая модель.

 

Изменение спроса.

На изменение спроса оказывают влияние:

1) вкусы  и предпочтения потребителя

2) его  доходы

3) цены  на товары субституты

4) число  покупателей 

5) инфляционные  ожидания

 

 

Изменение предложения.

На изменение предложения оказывают влияние:

а) технология производства

б) цены на ресурсы

в) количество продавцов

г) налоги и субсидии

 

 

Последствия возрастания:

1. Спроса при неизменном предложении;

а) Перемещение точки равновесия в новое положение

б) Увеличение объема спроса на товар

в) Рост цены на товар

 

2. Предложения при неизменном  спросе

а) Перемещение точки равновесия в новое положение

б) Увеличение объема предлагаемого для реализации товара

в) Снижение цены на товар

 

 

Последствия уменьшения:

1. Спроса при неизменном предложении:

а) Перемещение точки равновесия в новое положение

б) Увеличение объема спроса на товар

в) Снижение цены на товар

2. Предложения при неизменном  спросе

а) Перемещение точки равновесия в новое положение

б) Уменьшение объема предложения товара

в) Рост цены на товар

 

 

 

30. Эластичность спроса по цене: понятие, метод исчисления и графическое  отображение.

 

Эластичность – экономическое явление, которое показывает динамику изменения какого-либо экономического показателя в зависимости от фактора воздействия на этот показатель.

Информация о работе Категория «экономика» и сферы ее применения