Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:13, контрольная работа
Экономика – от древнегреческого «ойкономия» - «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон.
Расшифровывалось как наука о правилах ведения домашнего хозяйства (домоводство).
Ввел в оборот Ксенофонт, живший в IV-III веках до н. э.
Первое значение слова «экономика» – категория обозначающая специфическую деятельность человека по ведению хозяйства.
Экономика в широком смысле слова – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
Ценовая эластичность спроса – показывает степень воздействия изменения цены на изменение объема спроса (количество продукции, на которую предъявляется спрос).
Как меняется спрос в зависимости от цены.
Эластичность спроса по цене количественно характеризуется значением так называемого коэффициент эластичности.
Коэффициент эластичности обозначается греческой буквы – Ɛd.
Коэффициент эластичности определяется как отношение процентного изменения в объёме спроса к процентному изменению в цене.
Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится объём спроса на товар при однопроцентном изменении цены на него.
Виды эластичности спроса по цене:
1. Когда Ɛd > 1 – это так называемый эластичный спрос.
2. Когда Ɛd = 1 – это единичная эластичность.
3. Когда Ɛd < 1 – это неэластичный спрос.
4. Когда Ɛd = 0 – нулевая эластичность. Любое изменение цены на товар не влияет на объем спроса.
5. Когда Ɛd = ∞ – бесконечная эластичность.
Факторы, влияющие на эластичность:
Чем больше у товаров заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на товар.
Чем больше разнообразных возможностей по использованию данного товара (универсальность), то тем выше эластичность спроса на товар.
Чем насущнее потребность, удовлетворяема товаром, тем ниже эластичность товара.
Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса по цене на данный товар.
Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса на данный товар. Агрегированность – объединение товара с другими товарами в более широкие товарные группы. Рост агрегированности означает снижение эластичности.
Фактор времени – спрос становится более эластичным с течением времени, то есть в краткосрочном периоде спрос выше.
31. Понятие рынка труда. Механизм
функционирования рынка труда
в условиях совершенной и
Рынок труда – социально-экономическая форма использования трудовых ресурсов в рыночной системе хозяйств, на рынке труда рабочая сила работника обращается как товар, то есть она продается и покупается в соответствии с законами рынка.
Носителем рабочей силы является наемный работник.
Субъекты рынка труда – наемные рабочие, предприятия, профсоюзы, государство.
Основные элементы рынка труда: спрос, предложение, равновесная цена (зарплата) и равновесный объем (занятость). Работники предлагают за плату свои трудовые способности, а работодатели предъявляют спрос на них и оплачивают их применение.
Когда работодатели и наемники вступают в отношения по поводу найма, тут возникает масса проблем относительно заработной платы наемного работника.
Предназначение заработной платы как факторного дохода – обеспечить условия жизнедеятельности человека и развития его как личности.
Существует множество концепций заработной платы:
1. Концепция минимума на средства существования. Она берет свое начало от трудов Риккардо и Мальтуса. Эта концепция сводит зарплату к стоимости физически необходимого средства существования.
2. Левая (марксистская). Заработная плата – денежное выражение стоимости товара рабочей силы. Определяется стоимостью средств существования необходимых для воспроизводства рабочей силы. В зарплату, кроме того, необходимо включать реализацию потребностей, порожденных экономическими, социальными и культурными условиями, в которых проживает и формируется рабочий класс (содержание семьи работника, образование, культурный отдых и т.д.)
3. Маржиналистская. Зарплата – плата за труд. Цена труда – процент на человеческий капитал. При этом необходима дифференциация заработной платы для различных категорий работников. Эта дифференциация, в основном, определяется рынком труда.
На рынке труда существуют такие категории, как спрос на труд и предложение труда.
Субъектом спроса на рынке труда является работодатель в лице фирмы, предприятия, предпринимательский сектор.
А субъектом предложения на рынке труда является сам работник наёмный. Итак, на рынок труда происходит взаимодействие спроса на труд и предложение труда. И в результате этого взаимодействия формируется уровень заработной платы.
Формирование уровня заработной платы имеет свои особенности в зависимости от рыночной структуры.
В зависимости от этого различают рынок труда совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции. И формирование заработной платы там происходит по-разному.
Совершенный конкурентный рынок труда характеризуется полным, абсолютным равновесием условий купли-продажи рабочей силы: наличием полной информации о свободных рабочих местах и уровнем заработной платы, мобильностью рабочей силы, невозможностью воздействия на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны.
На конкурентном рынке при уровне заработной платы Р2 достигается равновесие: спрос на труд (Q2) полностью удовлетворяют, и все, кто готовы работать при заработной плате Р2, могут иметь работу.
На рынке несовершенной конкуренции.
Работники формируются специальным объединением: профсоюзом. А работодатели в Союзы работодателей объединяются. Тогда государство вмешивается, чтобы не было бойни между работниками и работодателями. На графике отражено, что государство устанавливает минимальную цену оплаты работы.
Добровольная незанятость – связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.
Вынужденная безработица ожидания – возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.).
32. Основные положения
Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.
Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в.
Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей.
На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.
Потребительская корзина – это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством. Каждой потребительской корзине соответствует некоторое число , называемое совокупной полезностью.
Записывается потребительская корзина как:
где: — количество товара; — число товаров в экономике.
Потребительская корзина является основой для минимального потребительского бюджета, тогда под ней понимается не только набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих ценах.
Полезность, являющаяся целью потребления, представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.
Общая и предельная полезность.
В экономической теории различают общую (совокупную) и предельную полезность.
Общая полезность .
Общая полезность есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время.
С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. Если благо, удовлетворяющее потребность в еде (т.е. пищу), разделить на три части, первую часть условно обозначить 10 ед., то при добавлении второй части полезность увеличится до 18, а не до 20 ед., так как интенсивность удовлетворения потребности уменьшается (ведь 10 ед. уже потреблены и чувство голода уже не такое острое). После третьей части полезность увеличится уже до 24 ед. и т.д. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика, после которого общая полезность начнет убывать.
По горизонтали откладываем количество блага, по вертикали — общую полезность блага. Точка max показывает пик насыщения потребности.
График общей полезности показывает, что если сначала общая полезность блага растет, то после точки max она убывает.
Предельная полезность .
Изменение общей полезности отражается в показателе предельной полезности.
Предельная полезность MU – это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.
Закон убывающей предельной полезности.
Кривая предельной полезности показывает, что дополнительная полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей.
Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.
Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара известно как название закона убывающей предельной полезности. Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена.
Суть первого закона Госсена в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.
Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу – ютиль, с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества любого блага можно определить путем суммирования показателей предельной полезности.
Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены.
Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных товаров.
33. Фирма (предприятие) как субъект
микроэкономики и объект
Фирма – институт рыночной экономики, предназначенный для координации решений, которые принимают владельцы производственных ресурсов.
Фирма – организация в экономике, которая владеет одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров и услуг.
Для успешного функционирования на рынке предприниматель или предприятие должны иметь самую достоверную информацию о функционировании рынка.
Это требует больших затрат, изучения рынка, кроме того помимо информации о ценах необходимо тратить финансовые ресурсы на ведение переговоров с контрагентами разрабатывать систему стандартов, необходимо оградить себя от некорректных последствий поведения партнёров. Отсюда дополнительные ресурсы на содержание юридических служб. Всё это транзакционные издержки.
Транзакционные издержки – ввёл лауреат Нобелевской Премии по экономике Рональд Коуз.
Каждое предприятие необходимо характеризовать с двух сторон:
Социально-экономическая сторона – характеристика предприятия о том, какие формы собственности лежат в основе предприятия, кому принадлежит капитал, к какой организационно-правовой форме относится.
Технико-экономическая сторона – характеристика по признаку деятельности (промышленное, торговое, транспортное, сферы услуг), по размерам (мелкие, средние, крупные), по отраслевой принадлежности (добывающие, обрабатывающие), по назначению продукции.
Теории происхождения фирмы:
1. Неоклассическая (технологическая) теория фирмы.
Информация о работе Категория «экономика» и сферы ее применения