Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:22, курсовая работа
Азиатско-Тихоокеанский регион все увереннее выходит в лидеры развития мировых политических, экономических и военно-стратегических процессов.
На этом фоне отношения России и Японии — двух ведущих государств региона — характеризуются усредненным уровнем их состояния и отсутствием поступательного динамичного развития.
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Казанский Приволжский Федеральный Университет
Институт Управления и Территориального Развития
Кафедра Территориальной экономики
«Ключевые тенденции развития торговых отношений между
Россией и Японией»
курсовая работа
по дисциплине:
«Экономика и
Выполнил:
студент 5 курса
группы №14967
Токранов И.И
Научный руководитель:
к.э.н. ,доцент кафедры ТЭ ИУТР
Саубанов К.Р
Казань-2013
Содержание
Введение
Азиатско-Тихоокеанский регион все увереннее выходит в лидеры развития мировых политических, экономических и военно-стратегических процессов.
На этом фоне отношения России и Японии — двух ведущих государств региона — характеризуются усредненным уровнем их состояния и отсутствием поступательного динамичного развития. Ни Москва, ни Токио по-прежнему не имеют собственного стратегического видения перспектив создания нового качества взаимодействия и сотрудничества, отвечающего новым реалиям как ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в глобальном масштабе.
Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом В.В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран». В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.
Выбранная нами тема является актуальной, поскольку Япония, являясь одной из ведущих мировых экономических держав, наряду с Россией заинтересована в плодотворном сотрудничестве и развитии добрососедских отношений. Изучение истории развития отношений двух стран, а так же возможных перспектив развития экономических отношений представляет большой интерес.
Целью данной курсовой работы
является изучение современных
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
При написании данной работы использовались труды таких авторов как: Колесов В.П., Ломакин В.К., Абрамов В.Л., Арустамов Э. А., Гордеев В.В., Даниленко Л.Н., и других.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. История развития торговых отношений между Россией и Японией
После второй мировой войны экономика Японии находилась в крайне плачевном состоянии. Однако умело проведенная экономическая политика уже к концу 60-х годов позволила стране встать на ноги и выйти на лидирующие позиции в мире.
Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю и носили позитивный характер вплоть до русско-японской войны. В 1904 году война была развязана Японией, носила империалистический характер и велась за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года Россия признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.
Советско-японские отношения после второй мировой войны складывались далеко неоднозначно. Немаловажную роль в натянутых отношениях двух стран играла так называемая «проблема Северных территорий».
После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань – войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова – советскими войсками. Что касается Курил, то советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными территориями Японии.
Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.
И.В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947–49 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.
В 1951 году Япония начала мирные переговоры с США и их союзниками. Москва участвовала первое время, но затем вышла из переговоров под предлогом разногласий относительно действий США в холодной войне. Несмотря на это окончательный текст Сан-францисского мирного договора устанавливает совершенно однозначно, что Япония «отказывается от всех прав, претензий и притязаний на Курильские острова».
В это время ведущий переговоры с японской стороны премьер-министр Сигеру Йосида публично заявил, что Япония недовольна такой формулировкой, особенно в отношении южной части островов. В административном отношении Хабомаи и Шикотан под японским управлением всегда относились к Хоккайдо, а не к Курилам. Что касается Итурупа и Кунашира, то историческая судьба этих двух островов отличается от судьбы остальных Курил, права России на которые были признаны Японией еще в 1855 году.
В 1955 году Япония начала попытки заключить отдельный мирный договор с Москвой. Япония понимала слабость своей позиции относительно островов. Но она надеялась, что есть возможность получить хоть какие-то уступки относительно Хабомаи и Шикотана и добиться того, чтобы США, Франция и Британия признали, что хоть эти острова не относятся к Курилам, от которых Япония отказалась в 1951 году.
К удивлению Токио, СССР согласился с таким требованием: он хотел остановить Токио от сближения со США. Но консерваторы в МИДе, боясь любого японо-советского примирения, немедленно вмешались и включили Итуруп и Кунашир в перечень территориальных претензий. Москва сказала «нет», и консерваторы успокоились.
Тем не менее, в 1956 году премьер-министр Итиро Хатояма решил попытаться вырваться из тупика и послал своего консервативного министра иностранных дел Мамору Сигэмицу в Москву с полномочиями вести мирные переговоры Сигэмицу начал со стандартных уже японских требований Итурупа и Кунашира, и получил немедленный отказ. Однако СССР вновь предложил вернуть Шикотан и Хабомаи при условии, что будет подписан мирный договор. Сигэмицу решил принять это предложение. Однако когда новости о возможном соглашении просочились наружу, токийские антикоммунистические консерваторы вновь приступили к решительным действиям.
Сигэмицу был отозван и на пути домой был «перехвачен» все тем же Джоном Фостером Даллесом, который всего за пять лет до того заставил японцев отказаться от Курильских островов, включая большую часть того, что ныне зовется Северными территориями. Даллес предупредил, что, если Япония перестанет претендовать на все Северные территории, США не станет возвращать японцам Окинаву. Токио тут же разорвал переговоры с Москвой.
Сегодняшняя японская позиция полностью игнорирует все описанные выше тонкости. Она попросту утверждает, что Северные территории есть исконные японские земли («кою но рёдо») и как таковые должны быть возвращены. В том же, что касается Сан-францисского договора, Токио выдвигает два крайне спорных аргумента. Первый заключается в том, так как в договоре не сказано, кто именно должен получить те самые Курилы, от которых Япония отказалась, то на них может претендовать кто угодно, в том числе и сама Япония. Другой аргумент – что Северные территории не относятся к тем Курилам, от которых Япония отказалась, да и не могут относиться, будучи опять же «исконными японскими землями».
1.2 Развитие политических отношений
Объективная реальность такова, что ни в настоящее время, ни в перспективе национальные интересы России и Японии не вступают в противоречия ни по одному из принципиальных направлений отношений — будь то политика, экономика или обеспечение безопасности. Россия не представляет угрозу для Японии, равно как и для России отсутствует японская угроза.
Напротив, присутствует обоюдное стремление обеспечить стабильность и безопасность в АТР, прежде всего в Северо-Восточной Азии.
Не подлежит сомнению вывод о том, что экономика России и Японии взаимодополняемы. Россия имеет природные ресурсы, которых лишена Япония, а российский рынок практически не ограничен для японских товаров и капиталов. Важно и то, что российская и японская экономики ни сейчас, ни в перспективе не конкурируют друг с другом, не предвидится и соперничество за рынки сбыта. Невозможно прогнозировать появление сколь-либо существенных двусторонних экономических противоречий.
В целом, если не ставить задачу радикального улучшения двустороннего взаимодействия и сотрудничества, то можно прийти к выводу, что российско-японские отношения находятся на «среднем уровне развития». Присутствует весь надлежащий для этого набор связей и обменов: в политической, экономической и культурных сферах и даже в области контактов по военной линии, между пограничными и правоохранительными органами двух стран.
Территориальный спор, безусловно,
осложняет нормальное течение «двусторонней
жизни», однако стороны раз за разом
приходят к обоюдному заключению,
что он не должен наносить ущерб
поддержанию определенного
На данный момент присутствует мнение, и оно имеет основание, что японская политическая ситуация, связанная в том числе с быстро чередующейся сменой глав правительства, остается нестабильной. В связи с этим долговременные партнеры для серьезных разговоров и достижения важных договоренностей отсутствуют.
Вместе с тем, очевидно, что для российских интересов, и не только в АТР, существенное значение имело бы повышение уровня отношений с Японией до стратегического партнерства. Это позволило бы решить задачу обеспечения сбалансированных отношений России с Китаем и Японией, а также получить более сильные позиции в отношениях с США. Известно, насколько нервически реагирует Вашингтон на любые позитивные изменения в российско-японских отношениях, а нередко предпринимает и меры к тому, чтобы воспрепятствовать возможности их значительного улучшения (недавний пример: негативное восприятие Белым домом намерения премьер-министра Юкио Хатоямы урегулировать территориальную проблему с Россией).
Со своей стороны
Токио все более опасается
роста военного потенциала Китая
и возможности его
В этой обстановке японское руководство не находит ничего лучшего, как идти проторенной привычной дорогой — укреплять стратегические отношения с США. Это заведомо ограничивает возможности самостоятельных действий и не добавляет уверенности в будущем, т. к. в Токио нет четкого представления о намерениях Вашингтона на китайском направлении.
Более того, японской политической элите явно не хотелось бы быть втянутой в американскую стратегию сдерживания Китая, т. к. ухудшение отношений с великим соседом может привести ко многим политическим и экономическим потерям. С другой стороны, Токио не в восторге от перспективы стать «младшим партнером Пекина». Отсюда появление размышлений о целесообразности более продвинутых отношений с Россией, имея в виду, прежде всего, китайский и корейский факторы. Среди японских аналитиков высказывается мнение о желательности последовать примеру Сеула. По их мнению, серьезно улучшив отношения с Москвой, южнокорейцы добились ужесточения позиции России в отношении Пхеньяна по ядерной проблеме и инцидентам с применением военной силы на Корейском полуострове.
В японские расчеты входит и намерение, подняв уровень взаимодействия с Россией, попытаться, если не разъединить ось «Москва — Пекин», то хотя бы несколько отделить Россию от Китая. Согласно публикациям WikiLeaks, в 2007 году японские дипломаты, забыв о территориальном споре, строили планы создать японско-российское партнерство с антикитайской направленностью.
Информация о работе Ключевые тенденции развития торговых отношений между Россией и Японией