Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:22, курсовая работа
Азиатско-Тихоокеанский регион все увереннее выходит в лидеры развития мировых политических, экономических и военно-стратегических процессов.
На этом фоне отношения России и Японии — двух ведущих государств региона — характеризуются усредненным уровнем их состояния и отсутствием поступательного динамичного развития.
Вышеизложенное позволяет
сделать вывод о возможности
для России, при умелом построении
дипломатических усилий, проводить
сбалансированную политику на китайском
и японском направлениях, используя ее для укрепления
собственных позиций и обеспечения свободы
маневра.
2. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Японией
2.1 Развитие торговых отношений между Россией и Японией
По данным ФТС России, объем российско-японской торговли в январе-феврале 2013 г. составил 4,3 млрд. долл. США (+6,0% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.), в том числе экспорт – 2,3 млрд. долл. США (+13,1%), импорт – 2,0 млрд. долл. США (-1,1%).
Российско-японский товарооборот в 2012 году превысил докризисные показатели и составил 31,2 млрд. долл. США (темп роста – 105,3% по сравнению с 2011 г.), при этом российский экспорт составил 15,5 млрд. долл. США (темп роста – 106,3%), импорт – 15,7 млрд. долл. США (темп роста – 104,4%).
Россия занимает 15 место среди внешнеторговых партнеров Японии. Удельный вес России во внешнеторговом обороте Японии составляет 1,9%.
В 2012 г. Япония заняла 8-ое место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 4-ое по импорту и 9-ое по экспорту, доля Японии в российском товарообороте составляет 3,7%.
Таблица 1
Товарооборот между Россией и Японией в 2008-2012 гг. (млн.долл.США)
(по данным ФТС России)
В товарной структуре российского экспорта в Японию более 80% приходилось на поставки минеральных продуктов.
Основные экспортные товары (свыше 98% всех поставок): сырая нефть, газ природный сжиженный, нефтепродукты, алюминий необработанный, уголь каменный, палладий и платина необработанные, пиломатериалы, ферросплавы, буксиры и суда-толкачи, рыба красная.1
В 2012 г. заметно увеличились поставки в Японию российской сырой нефти (+26,5%) и СПГ (+31,2%). Общий стоимостный объем экспорта продукции «минеральное топливо» в Японию составил в 2012 г. 16,1 млрд. долл. США. Более чем 2 раза (+117%) выросла стоимость российского экспорта химической продукции в Японию – до 232 млн. долл. США. Сократился экспорт древесины и изделий из нее – до 481 млн. долл. США (-16%) и черных металлов – до 259 млн. долл. США (-25%).
Структуру импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них.
Основные импортные товары (доля в импорте – 85,7%): легковые и грузовые автомобили, их части, компоненты и принадлежности, строительная техника, печатное оборудование, радио- и телевизионная аппаратура, медицинская техника, электрогенераторные установки, подъемно-транспортные механизмы.
Суммарный объем импорта транспортных средств в 2012 г. составил 8,6 млрд. долл. США (+10,4%), в том числе ввоз легковых автомобилей – 7,8 млрд. долл. США (+6,2%), автокомпонентов и запчастей – 364 млн. долл. США (+73,5%). Импорт продукции общего машиностроения сократился на 6,4% и достиг 1,7 млрд. долл. США. Стоимостной объем поставок резинотехнических изделий (преимущественно, шин) составил 559 млн. долл. США (+23,7%), продукции химической промышленности - 145 млн. долл. США (+8,7%). Сокращение стоимостного объема импорта электротехнических товаров и изделий радиоэлектронной промышленности составил 20% (418 млн. долл. США).
Таблица 2
Торговля услугами между Россией и Японией в 2006-2012 гг.
(млн. долл. США)
(по данным Банка России)
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
Оборот |
796 443 |
867 467 |
735 467 |
823 258 |
938 957 |
997 458 |
Экспорт |
471 225 |
369 887 |
445 287 |
492 062 |
558 135 |
555 169 |
Импорт |
325 218 |
497 580 |
290 180 |
331 196 |
380 822 |
442 290 |
Сальдо |
146 007 |
-127 693 |
155 107 |
160 866 |
177 313 |
112 879 |
Торговля услугами между Россией и Японией в 2012 г. составила 997 млн. долл. США, в том числе экспорт составил 555,2 млн. долл. США, импорт 442,3 млн. долл. США. В структуре российского экспорта услуг в Японию преобладают пассажирские, грузовые перевозки и дополнительные транспортные услуги, а также различные деловые, профессиональные и технические услуги. Структуру российского импорта услуг из Японии формируют туризм и услуги в технических областях.
2.2 Тенденции развития торговых отношений между Россией и Японией
Экономические связи между Россией и Японией в первое десятилетие XXI века продемонстрировали поступательную, хотя и неровную, динамику. В 2011 году двусторонний торговый оборот достиг рекордной отметки в 30,8 млрд. долл. При этом экспорт России в Японию составил 19 млрд. долл., а импорт — 11,8 млрд. долл. Таким образом, Россия имела положительное сальдо в торговле с Японией в размере 7,2 млрд. долл.
Однако доля Японии в российском товарообороте составляет всего около 4 %.
То есть роль Японии во внешней торговле России весьма незначительна. Еще меньшее значение имеет Россия во внешней торговле Японии. Ее доля во внешнеторговом обороте Японии чуть более 1,8 %.
Если посмотреть на структуру торговли, то на протяжении долгих лет она не претерпевает серьезных изменений. Япония закупает у России преимущественно энергоресурсы, цветные металлы, морепродукты и лес. На эти четыре товарные группы приходится свыше 90 % всего стоимостного объема российского экспорта в Японию. Более того, их доля неуклонно растет и постепенно приближается к 100 %.
Доминирующей тенденцией последних лет был ускоренный рост российского экспорта в Японию нефти и нефтепродуктов. На них приходится более половины всего объема экспорта.
В 2010 году доля России во всем импорте Японией нефти составила 7,1 %. Растет и доля сжиженного природного газа — в том же году в японском импорте СПГ она равнялась 8,8 %.
В российском импорте из Японии главной статьей являются автомобили. Большинство из них легковые — более половины импорта.
Из приведенных данных, очевидно, что торговля России с Японией носит характер обмена топлива, сырья и морепродуктов на готовую промышленную продукцию в основном потребительского характера.
В двустороннем инвестиционном сотрудничестве имеются свои проблемы. По данным на конец 2010 года, объем японских инвестиций, накопленных в российской экономике, составил 9,0 млрд. долл. В этой сумме так называемые инвестиционные кредиты занимают львиную долю, то есть это связанные торговые кредиты. На них Россия, как правило, покупает товары у японских фирм.2
В 2010 году объем ПИИ, поступивших из Японии в Россию, составил всего 283,8 млн. долл. Между тем это наиболее эффективные капиталовложения, т. к. они несут с собой новые технологии и передовые методы управления. По объему всех инвестиций в экономику России Япония на 8-м месте среди зарубежных стран-инвесторов.
Объем накопленных инвестиций из Японии продолжает оставаться на невысоком уровне и относительно общего объема иностранных инвестиций в российской экономике. На конец 2010 года объем накопленных инвестиций из Японии (9,022 млрд. долл.) составил 3,0 % от всех накопленных в экономике России иностранных инвестиций (300,1 млрд. долл.). А доля японских прямых инвестиций — всего 0,8 %.
Отраслевая структура накопленных японских инвестиций свидетельствует об ограниченной направленности этих инвестиций по видам экономической деятельности. Так, в 2010 году 86,7 % инвестиций было аккумулировано в добыче и переработке нефти. Далее идут: обрабатывающие производства — 5,1 %, оптовая торговля — 4,4 %, производство транспортных средств и запчастей к ним — 1,1 %. Большая часть японских прямых инвестиций сосредоточена в оптовой торговле — 47,4 %.
Из этих данных следует, что японские капиталы на сегодняшний день не играют сколько-нибудь заметной роли в экономике России, за исключением нефтегазовых проектов на Сахалине. Там доля японской стороны в проекте «Сахалин-1» составляет 30 %, а «Сахалин-2» — 22,5 %.
Если говорить о сотрудничестве в валютно-финансовой сфере, то оно практически только начинается. Японские банки и другие финансовые структуры пока очень слабо представлены на российском фондовом рынке. А российский предпринимательский капитал в Японии присутствует чисто номинально. Соответственно, на сегодняшний день Россия и Япония весьма слабо зависят друг от друга в сфере экономики.
Двусторонний товарооборот растет или сокращается, подчиняясь законам экономической конъюнктуры как в России и Японии, так и в мировой экономике, а не указаниям правительственных органов обеих стран.
Имеется определенная категория товаров, прежде всего сырье, которое Япония будет закупать в России вне зависимости от политической атмосферы в двусторонних отношениях и не обращая внимания на настроения собственного правительства.
Но набор таких товаров невелик.
С другой стороны, те товары и оборудование, в которых заинтересован российский рынок, нередко проигрывают в цене продажи аналогичным товарам и оборудованию из Китая, Республики Корея и даже ряда европейских стран и США.
В любом случае для Японии и, в известной степени, для России двусторонняя торговля не столь значительный фактор, особенно на фоне торговых объемов между Японией и США, а также Китаем.
Следует признать, что все реализованные на Дальнем Востоке и в Сибири за последние 30 лет крупные проекты связаны с сотрудничеством с Японией — «Сахалин-1», «Сахалин-2», завод по сжижению газа на Сахалине, порт Восточный, разработка якутских углей и др.
На данном этапе японские деловые круги сдерживает не столько наличие территориальной проблемы, сколько отсутствие должных условий для предпринимательской деятельности в России. А именно: чрезмерное административное вмешательство, нестабильность законодательной базы, произвольное толкование законодательных и административных актов, сложные политические и иммиграционные процедуры, отсутствие надежной инфраструктуры и высокая плата за ее использование.
К сожалению, с российской стороны не просматривается решимость вернуться к работе с Японией по крупным проектам по примеру былого советско-японского сотрудничества.
Важно учитывать и то, что на Дальнем Востоке и в Сибири российский бизнес, прочно обосновавшийся в основных сегментах экономики и не желающий перемен, препятствует приходу иностранного, в т. ч. японского, капитала, т. к. опасается конкуренции и не заинтересован работать по чистым, некоррупционным правилам.
В свою очередь, российский
бизнес не проявляет глубокого интереса
к работе в Японии. Сложности продвижения
на японский рынок, в силу его специфики
регулирования и высокой конкур
Расчеты на то, что Китай осуществит скорые и масштабные вливания в проекты развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая разработку полезных ископаемых и инфраструктурные проекты, могут оказаться малосостоятельными. Практика отношений с Китаем показывает, что на словах китайцы позиционируют себя как «главную надежду» России с точки зрения поднятия сибирских и дальневосточных регионов, однако они в первую очередь жестко, даже с грубым нажимом отстаивают свои интересы, исходя из того, что спешить с инвестициями не следует, т. к. есть возможность получить доступ к российским ресурсам в отсутствие конкурентов на гораздо лучших для себя условиях.
Потому следует создать альтернативу «китайскому направлению», привлечь японские инвестиции.
Однако на данный момент, за исключением проекта строительства НПЗ и автосборочных предприятий компаний «Тойота» и «Мазда» в районе Владивостока, иных сколь-либо значительных проектов сотрудничества с японцами не просматривается. Готовность японских компаний участвовать в проекте «Сахалин-3», разработке Эльгинского и Элегестского угольных месторождений и содействие развитию сопряженных инфраструктурных проектов встречает негативную реакцию со стороны российских правительственных органов и частных компаний.3
В обозримом будущем энергетика, в том числе ядерная, останется главной сферой экономического взаимодействия между Россией и Японией в Сибири и на Дальнем Востоке.
Важными областями инвестиционного сотрудничества видятся деревообработка и переработка рыбы и морских продуктов. Россия заинтересована в экспорте в Японию продукции с более высокой добавленной стоимостью. Поэтому следует стремиться создавать в указанных областях совместные предприятия с участием японского капитала. Кроме того, объектами для японских инвестиций могут стать такие отрасли обрабатывающей промышленности на Дальнем Востоке, как судостроение, авиастроение и другие производства.
Но для этого, как уже подчеркивалось, необходимо создавать благоприятный климат для привлечения японских прямых инвестиций, в том числе со стороны малых и средних предприятий. Этому могут способствовать также особые экономические зоны, которые надо активно создавать не только в европейской части России, но и на Дальнем Востоке. (В Китае действует около 30 тысяч японских компаний, из них около 26 тысяч — малые и средние предприятия.)
Информация о работе Ключевые тенденции развития торговых отношений между Россией и Японией