Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:22, курсовая работа
Азиатско-Тихоокеанский регион все увереннее выходит в лидеры развития мировых политических, экономических и военно-стратегических процессов.
На этом фоне отношения России и Японии — двух ведущих государств региона — характеризуются усредненным уровнем их состояния и отсутствием поступательного динамичного развития.
Для любого японского главы правительства, политического деятеля, дипломата отступление от этой официальной позиции чревато потерей политической карьеры и общественным остракизмом.
Вместе с тем в Японии имеется достаточно влиятельная группа политиков, представителей деловых кругов, ученых, журналистов, понимающих с точки зрения японских национальных интересов необходимость избавиться от жесткой привязки к американской политике, противостоять Китаю, налаживать конструктивные, разносторонние отношения с Россией.
Особые надежды на улучшение двусторонних отношений и на поиск решения территориальной проблемы они связывают с избранием В.В. Путина на пост Президента Российской Федерации.
Им оппонируют сторонники
«принципиальной позиции» по территориальному
вопросу, среди которых солируют руководители российского направления
в МИД Японии, известные своим критическим
настроем к России ученые-русоведы, а также
СМИ консервативно-
Они исходят из того, что новых подходов России к территориальной проблеме при президенте В.В. Путине ожидать не следует, в лучшем случае будет повторено предложение обсудить 9-ю статью Совместной декларации 1956 года. При этом делаются предложения, что российская сторона может поставить вопрос о передаче островов Хабомаи и Шикотан в пользование Японии при сохранении над ними российского суверенитета.
Это повторяет реакцию в Японии на высказанное президентом В.В. Путиным в марте 2001 года в Иркутске предложение начать обсуждение 9-й статьи Совместной декларации 1956 года, которая привела к закреплению японской позиции «одновременное возвращение четырех островов» и к наказанию политиков и дипломатов, выступивших за проведение переговоров по формуле «два плюс два».
Однако, в отличие от обстановки более чем десятилетней давности, в настоящее время картина складывается следующим образом.
Растет число сторонников реалистичного подхода, они проявляют немалую активность, получают поддержку в прессе (газеты «Асахи», «Майнити», «Иомиури», «Нихон кэйдзай»), среди научной общественности, деловых кругов.
Все чаще высказывается мнение о бесперспективности отстаивания позиции в пользу получения четырех островов, тем более одновременного.
Пробивается понимание того, что для Японии единственный разумный путь и к тому же наилучший к решению проблемы островов лежит через углубление сотрудничества с Россией в экономике и сфере обеспечения безопасности. При этом предлагается определить новые ориентиры японской дипломатии с учетом относительного ослабления США, возвышения Китая, роста влияния азиатских государств, создания Россией Евразийского Союза и на его основе движения Москвы на Восток. Одним из основных ориентиров этой дипломатии должно стать создание «множественных отношений» с Россией, содействие ее продвижению в АТР. В итоге можно будет рассчитывать на более выгодный компромисс с Россией по территориальной проблеме. Иными словами, следует создавать обстановку, при которой для российской стороны будет легче и обоснованнее пойти на уступку по территориальной проблеме.
При этом подчеркивается, что в настоящее время открывается «окно возможностей», улучшив отношения с Россией, что отвечает национальным интересам Японии, продвинуться в решении проблемы «северных территорий». Если этот шанс будет упущен, то Япония окончательно потеряет надежду когда-либо вернуть острова.
Конечно, подобные подходы не являются превалирующими и тем более определяющими.
В Японии сохраняется политическая нестабильность, неясны перспективы сохранения у власти как нынешнего правительства, так и демократической партии. Руководство МИД Японии, которое во многом определяет переговорную тактику и стратегию в отношениях с Москвой, выступает против изменения позиции по территориальному вопросу.
Поэтому можно исходить из того, что японская сторона от своей принципиальной позиции по территориальной проблеме в ближайшее время вряд ли отойдет.
Заключение
Национальным интересам России отвечает поддержание дружеских отношений с Японией на максимально возможном высоком уровне.
В японской политической элите, несмотря на нестабильность внутриполитической обстановки и наличие определенных антироссийских настроений, прежде всего связанных с территориальной проблемой, в целом имеется консенсус в пользу развития отношений с Россией во всех отраслях.
Возможности построения достаточно продвинутых, разносторонних, конструктивных отношений с Японией существуют. Это доказала и практика наших отношений с Токио в конце 90-х годов прошлого столетия и начале этого века. В то время Япония среди стран «семерки» занимала наиболее благоприятную позицию в отношении России (борьба с терроризмом на Кавказе, права человека, предоставление экономической помощи после дефолта, подключение России к АТЭС и т. д.).
Для реализации таких возможностей потребуется постоянная, упорная, инициативная и настойчивая работа с японской политической элитой, деловыми кругами, общественностью. Необходимо иметь четко продуманную стратегию, действовать комплексно, с учетом всех взаимосвязанных факторов.
В политической сфере весьма важно наладить и регулярно поддерживать контакты и диалог не только на высшем уровне и по линии внешнеполитических ведомств, но и со всем спектром японской политической элиты.
В настоящее время фактически отсутствуют обмены между парламентариями, контакты с общественными деятелями Японии, руководством СМИ. В результате в Японии плохо знают о том, что происходит в России.
С другой стороны, мы практически не оказываем какого-либо заметного влияния на формирование позитивного восприятия России японской политической элитой и широкими слоями общественности.
Целесообразно создать двустороннюю общественную структуру — «Комитет за развитие российско-японских отношений» из видных российских и японских политических и общественных деятелей, ученых для обсуждения путей улучшения отношений, прежде всего их атмосферы, и выработки соответствующих рекомендаций для руководства обеих стран.
Параллельно имело бы смысл организовать совместный проект по изучению сложных проблем истории двусторонних отношений. Его реализация, помимо академического значения, способствовала бы преодолению распространенного стереотипа в том, что Россия и Япония в принципе не могут преодолеть различий в интерпретации исторического прошлого. Кроме того, публикация большим тиражом заключительного доклада группы историков на русском и японском языках в обеих странах создаст возможность взаимной популяризации позиций сторон.
Это позволит снять упреки японской стороны в том, что в России якобы плохо осведомлены о японском подходе к историческим событиям двусторонних отношений, и одновременно показать японской общественности нашу аргументацию со ссылкой на конкретные исторические и историко-правовые документы.
В сфере экономического сотрудничества необходимо быстрее и конкретнее реагировать на японские предложения и проекты, со своей стороны выдвигать хорошо обоснованные и реалистические проекты, уже в ближайшее время приступить к реализации одного-двух крупных совместных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке.
В области укрепления мер доверия и сотрудничества по вопросам безопасности целесообразно более активно продвигать диалог с японцами по вопросам безопасности в АТР, особенно в СВА, вести дело к расширению такого диалога, насыщению его практическими делами.
По проблеме мирного договора целесообразно продолжить линию на то, что ее наличие не должно препятствовать или сдерживать развитие двусторонних отношений. Напротив, только обеспечив их высокий уровень, можно будет создать атмосферу для поиска ее решения.
Несмотря на негативное
отношение японской стороны приступить
к экономической деятельности на Курильских островах на основе действующего
российского законодательства, желательно
продолжать выдвигать инициативы о реализации
подписанной в сентябре 2000 года Программы
российско-японского сотрудничества по
развитию совместной хозяйственной деятельности
на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и
Хабомаи, а также договоренностей, зафиксированных
в совместном плане действий от 2003 года.
Среди них: осуществление в рамках безвизовых
обменов молодежных и детских контактов,
изучение языка друг друга, обмен мнениями
по экологической тематике, включая совместные
экологические исследования в районе
островов. С учетом природной катастрофы
в Японии актуальными становятся и совместные
научные исследования сейсмической обстановки
в этом районе.
Список использованной литературы
1
www.ved.gov.ru
2 www.ved.gov.ru
3 www.rus-jpn.com
4 www.rus-jpn.com
5
www.russiancouncil.ru
6 www.russiancouncil.ru
Информация о работе Ключевые тенденции развития торговых отношений между Россией и Японией