Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:30, курсовая работа
Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
Все взгляды на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:
а) Свободная торговля - согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность.
1. Теоретические
аспекты государственного
1.1. Понятие государственного
регулирования внешней
Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
Все взгляды на государственное
регулирование
а) Свободная торговля - согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещё классиками А. Смитом и Д. Рикардо на основе принципов абсолютных и сравнительных преимуществ. Предполагается, что для международной специализации стран определяющими факторами являются природно-климатические факторы, а также различный уровень экономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию, издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясь противниками государственного вмешательства в экономику, сторонники свободной торговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принципов свободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;
б) Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма; коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.
Концепции либерализма и протекционизма
в чистом виде являются диаметрально
противоположными. Стоит отметить,
что в чистом виде ни та, ни другая
концепция не существует ни в одной
стране мира с рыночной экономикой.
Однако в зависимости от экономических
взглядов лиц, ответственных за государственное
регулирование, и от экономической
конъюнктуры эти концепции
Несмотря на наличие различных взглядов на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство может быть просто необходимо.
Во-первых, оно необходимо для поддержания
отечественных
Следует добавить, что свободная торговля в большей степени на руку и более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным странам, в то время как протекционизм более приемлем для экономически менее развитых стран.
Государственное регулирование основывается
на определённых принципах, заложенных
в законодательных актах
- внешнеэкономическая
- приоритет экономических мер регулирования;
- единство системы
- равенство прав и
- государственное вмешательство
должно быть оправданным и
не наносить вред участникам
внешнеэкономической
- обеспечение национальной
- единство таможенной
Для государственного регулирования
внешнеэкономической
1.2 Основные цели и
задачи государственного
Основные цели государственного регулирования ВЭД:
1. использование ВЭД для ускорения создания рыночной экономики
2. содействие повышению
3. Создание условий доступа
4. Защита национальных
5. Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Принципы государственного регулирования:
1. Единство внешнеэкономической
политики и национальной
2. Единство системы
3. Перенос центра тяжести
4. Обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Система государственного регулирования ВЭД предприятий включает:
1. Законодательную правовую базу регулирования.
2. Организационную структуру
3. Государственное
4. Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок.
5. Сертификацию импортных
6. Регистрацию экспортных
7. Обязательная экспертная
8. Таможенное регулирование.
9. Валютное кредитно-денежное
1.3. Основные методы регулирования внешней торговли
В рамках торговой политики
тесно переплетаются
Инструменты государственного
регулирования международной
Основная задача государства
в области международной
Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Государственное регулирование международной торговли может быть:
- односторонним, когда
инструменты государственного
- двусторонними, когда
меры торговой политики
- многосторонним, когда торговая
политика согласовывается и
В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.
Таможенный тариф - это
свод ставок таможенных пошлин, применяемых
к товарам, перемещаемым через границу,
систематизированный в
Таможенные пошлины
· импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции [1, с. 28];
· экспортные - налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование. [3, с. 68]
· транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. [4, с. 214]
Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:
· адвалорная - пошлина, определяемая
законом как фиксированный
· специфическая - налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);
· смешанная пошлина - объединение адвалорного и специфического налогов. [12, с. 88]
Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB - free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы - членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины. [12, с. 88 -89; 14, с. 96]