Количественные методы регулирования внешней торговли в Европейском союзе и перспективы применения их в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
Все взгляды на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:
а) Свободная торговля - согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 54.33 Кб (Скачать файл)

1.  Теоретические  аспекты государственного регулирования  внешней торговли

1.1. Понятие государственного  регулирования внешней торговли.

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно  связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений  всех стран мира, торгующих друг с другом.

Все взгляды на государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности можно разделить на 2 категории:

а) Свободная торговля - согласно концепции  торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает  наиболее высокого уровня материального  благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной  торговле, то есть при невмешательстве  или ограниченном вмешательстве  государства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещё  классиками А. Смитом и Д. Рикардо на основе принципов абсолютных и сравнительных преимуществ. Предполагается, что для международной специализации стран определяющими факторами являются природно-климатические факторы, а также различный уровень экономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию, издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясь противниками государственного вмешательства в экономику, сторонники свободной торговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принципов свободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;

б) Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма; коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Концепции либерализма и протекционизма в чистом виде являются диаметрально противоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепция не существует ни в одной  стране мира с рыночной экономикой. Однако в зависимости от экономических  взглядов лиц, ответственных за государственное  регулирование, и от экономической  конъюнктуры эти концепции применяются  на практике в разных пропорциях.

Несмотря на наличие различных  взглядов на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство может быть просто необходимо.

Во-первых, оно необходимо для поддержания  отечественных предпринимателей, которые  зачастую оказывают давление на правительства  своих стран, требуя ограничить свободную  торговлю. Во-вторых, свободная торговля не всегда способствует обеспечению  безопасности страны. К этому подталкивают и международные соглашения. Например, несмотря на перспективу получения  огромной прибыли, продажа ядерного оружия террористическим организациям запрещена международным законодательством  и национальным законодательством  всех стран. В-третьих, свободная торговля может привести к прекращению  деятельности целых отраслей промышленности, что приведёт к росту уровня безработицы  и падению уровня благосостояния населения. Наконец, свободная торговля не способствует развитию новых отраслей в экономике страны, для этого  необходима протекционистская политика.

Следует добавить, что свободная  торговля в большей степени на руку и более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным странам, в  то время как протекционизм более  приемлем для экономически менее  развитых стран.

Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных актах государства, а также в международных соглашениях. К основным принципам регулирования  внешнеэкономической деятельности относятся:

- внешнеэкономическая деятельность  является составной частью внешней  политики страны;

- приоритет экономических мер  регулирования;

- единство системы государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности и контроля за её реализацией;

- равенство прав и ответственности  субъектов внешнеэкономической  деятельности и защита их интересов  государством;

- государственное вмешательство  должно быть оправданным и  не наносить вред участникам  внешнеэкономической деятельности  и населению в целом;

- обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных  интересов страны, а также выполнение  международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

- единство таможенной территории.

Для государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности применяются определённые меры, или  методы. Существует две основные классификации  методов регулирования внешнеэкономических  отношений. Во-первых, они делятся  на административные (квотирование, лицензирование, введение эмбарго) и экономические, включающие в себя политику таможенных пошлин и сборов, политику банковской процентной ставки и политику курса валют. Однако мы проанализируем методы, используя другую классификацию, разделяя их на таможенно-тарифные и нетарифные.

 

1.2 Основные цели и  задачи государственного регулирования  внешней торговли.

 

Основные цели государственного регулирования  ВЭД:

1. использование ВЭД для ускорения создания рыночной экономики

2. содействие повышению производительности  труда и качества национальной  продукции, путем приобретения  лицензий и патентов качества  сырья, материалов и комплектующих,  включения предприятий в мировую  конкуренцию.

3. Создание условий доступа предприятий  на мировые рынки, посредством  оказания государственного организационного, финансового и информационного  содействия.

4. Защита национальных внешнеэкономических  интересов, защита внутреннего  рынка

5. Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Принципы государственного регулирования:

1. Единство внешнеэкономической  политики и национальной экономической  политики.

2. Единство системы государственного  регулирования и контроля за его реализацией.

3. Перенос центра тяжести регулирования  ВЭД с административных на экономические методы.

4. Обеспечение равенства всех участников ВЭД.

 

Система государственного регулирования  ВЭД предприятий включает:

 

1. Законодательную правовую базу  регулирования.

2. Организационную структуру регулирования.

3. Государственное программирование  ВЭД.

4. Квотирование и лицензирование  внешнеторговых сделок.

5. Сертификацию импортных товаров.

6. Регистрацию экспортных контрактов.

7. Обязательная экспертная оценка  качества и цены экспортных  товаров

8. Таможенное регулирование.

9. Валютное кредитно-денежное регулирование  ВЭД

 

 

1.3. Основные методы  регулирования внешней торговли

 

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная  экономика изучает преимущественно  экономические предпосылки и  последствия осуществления мер  торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких  как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании  таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости  либо ограничить импорт, либо форсировать  экспорт.

Основная задача государства  в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Во всех странах регулирование  внешней торговли - основной формы  экономического сотрудничества между  странами - осуществляется в той  или иной мере государством в зависимости  от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Государственное регулирование  международной торговли может быть:

- односторонним, когда  инструменты государственного регулирования  используются правительством страны  в одностороннем порядке без  согласования или консультаций  с её торговыми партнёрами. Обычно  односторонние меры применяются  в ответ на аналогичные шаги  других стран и приводят к  возникновению политических напряжений  между торговыми партнёрами (обложение  отдельных товаров пошлинами,  введение квот на импорт и  т.д.);

- двусторонними, когда  меры торговой политики согласовываются  между странами, являющимися торговыми  партнёрами. Например, по взаимной  договоренности каждой из сторон  могут вводиться конвенционные  пошлины, не ущемляющие интересов  другой, страны могут согласовывать  технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимной признании сертификатов качества и пр.;

- многосторонним, когда торговая  политика согласовывается и регулируется  многосторонними соглашениями. примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС) и др.

В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической  политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

Таможенный тариф - это  свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности. [9, 204]

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые  государством в протекционистских  или фискальных целях с товаров  в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций  пошлин. Прежде всего, по объекту обложения  выделяют:

· импортные - пошлины, которые  накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции [1, с. 28];

· экспортные - налог, взимаемый  с экспортных товаров при выпуске  их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины  вводится чаще всего либо в целях  увеличения валового дохода, либо для  создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым  мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически  не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование. [3, с. 68]

· транзитные пошлины, которые  взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они  сдерживают товарные потоки и в большинстве  стран мира рассматриваются как  крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. [4, с. 214]

Любой налог на импортируемый  или экспортируемый товар может  взиматься в одной из следующих  форм пошлины:

· адвалорная - пошлина, определяемая законом как фиксированный процент  от стоимости экспортируемого или  импортируемого товара с учетом или  без учета транспортных расходов;

· специфическая - налог, определяемый как фиксированная сумма денег  на каждую единицу товара (единицу  измерения);

· смешанная пошлина - объединение  адвалорного и специфического налогов. [12, с. 88]

Адвалорная пошлина может  быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости  товара. Расчет же таможенной стоимости  товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB - free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы - членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины. [12, с. 88 -89; 14, с. 96]

Информация о работе Количественные методы регулирования внешней торговли в Европейском союзе и перспективы применения их в Республике Беларусь