Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:30, курсовая работа
Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
Все взгляды на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:
а) Свободная торговля - согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность.
· Защитные оговорки. Они предусматривают
введение временных ограничений
на импорт определенного вида товаров
в том случае, если этот импорт наносит
серьезный ущерб
· Правила происхождения товара.
Одним из острых вопросов общей торговой
политики ЕС является установление происхождения
товара и определение порога, при
котором товар, содержащий иностранные
компоненты, признается товаром, произведенным
на территории ЕС. Интернационализация
производства делает все более трудным
непротиворечивое решение этого
вопроса. Основное правило определения
страны происхождения товаров в
ЕС следующее: новый товар, в производство
которого вовлечено две и более
страны, будет считаться происходящим
из страны, в которой осуществлялся
последний по времени экономически
оправданный существенный процесс
его изготовления, выполняемый на
предприятии, оборудованном для
этих целей. Вместе с тем действуют
специальные правила
· Определение таможенной стоимости товара. В ЕС определение таможенной стоимости товара проводится в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ, который является международно-правовым стандартом. Кодекс закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, затраты покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.);
· Установление норм охраны окружающей сред, здравоохранения, защиты прав потребителей и т. д. Протекционистский мотив в применении данных норм очевиден лишь в отдельных малочисленных случаях - в основном, преследуются декларируемые цели: защита от низкокачественных и опасных товаров.
Составляющей таможенного
Все товары, в отношении которых действует ОСП, разделены на четыре группы в зависимости от чувствительности их импорта для рынка ЕС. Однако, некоторые, такие, как текстиль и черные металлы, вообще выведены за пределы ОСП. Их ввоз ограничивается определенными квотами. Тарифные преференции определяются путем модуляции ставок пошлин в зависимости от принадлежности к одной из этих групп: 15% - для очень чувствительных товаров (т. е. на столько снижается ставка тарифа), 30% - для чувствительных, 65% - для получувствительных, с нечувствительных товаров таможенная пошлина не взимается. Сельскохозяйственный раздел ОСП более ограничен по сравнению с промышленным. Это связано с тем, что система преференций направлена на поощрение именно индустриального развития стран «третьего мира», а не экспорта конкурирующей агропродукции. Так, на большинство видов агропродукции установлены либо специфические, либо смешанные пошлины; преференции же действуют только в отношении адвалорной. [14, с. 86; 7, с. 34]
В настоящее время центральное
место в общей внешнеторговой
политике ЕС занимают многосторонняя
экономическая дипломатия в рамках
ГАТТ/ВТО и решение торгово-
Итак, в рамках Европейского Союза
действует общая торговая политика,
официальной целью которой
Беларусь также имеет
Протекционистская государственная политика проявляется и в использовании нетарифных инструментов внешней политики.
При определении страны происхождения и таможенной стоимости товара в Республике Беларусь применяются нормы, выработанные международной практикой, и не существует значительных отличий от законодательства ЕС в этой области [7, с. 35].
В настоящий момент квотирование импорта установлено Правительством Республики Беларусь в отношении следующих товаров:
· алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сырья;
· табачных изделий;
· сахара-сырца тростникового; [2, с. 272]
Советом министров Республики Беларусь утверждены исчерпывающие перечни товаров:
· экспорт которых осуществляется по специальным лицензиям образца ЕС для торговли текстильными изделиями;
· экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли;
· импорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли;
· экспорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в Министерстве торговли. [1, с. 114]
В соответствии с Положением о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь, Министерством торговли выдаются следующие виды лицензий:
· разовые - выдаются на один контракт на срок до 12 месяцев;
· генеральные - выдается по решению Совета Министров Республики Беларусь, при реализации товаров в пределах установленных квот, при выполнении межправительственных соглашений либо при экспорте товаров собственного производства; при реализации квотируемого товара генеральная лицензия действует в пределах текущего календарного года, в остальных случаях - в пределах 12 месяцев с момента выдачи лицензии;
· специальные - выдаются заявителю на экспорт текстильных изделий в страны Европейского Союза и Турцию. [10, с. 65]
Одним из способов защиты национальных производителей от иностранной конкуренции является налог с продаж импортной продукции, который различается в зависимости от типа товара; например, налог с продаж импортной пищевой продукции составляет 15%.
Крупнейшим партнером Беларуси
по импорту является Россия. В 1995 г.
между Россией и Беларусью
было подписано соглашение о создании
Таможенного союза. Несмотря на этот
факт в настоящее время существует
множество препятствий для
Правительство Беларуси, проводя протекционистскую политику, не только препятствует импорту, но и пытается поддерживать национальных экспортеров, выдавая предприятиям субсидии или кредиты на льготной основе. Однако, очевидно, что эти расходы не окупаются, а лишь увеличивают дефицит государственного бюджета, т. к. не стимулируется конкурентная борьба. Правительство Республики Беларусь устанавливает квоты и высокие тарифы на агропродукцию. Тем не менее, сельскохозяйственная продукция Беларуси не только является неконкурентоспособной на мировом рынке - большинство предприятий в данной отрасли производства убыточны и неэффективны. [21, с. 36 - 37]
Для вступления Республики Беларусь
в ВТО необходимо существенно
изменить правовую базу государственного
регулирования ВЭД, снизить тариф
и отменить количественные ограничения
импорта. Присоединение республики
к ВТО, несомненно, принесет ей ряд
преимуществ; но с другой стороны, резкие
изменения в тарифных ставках
и отмена основных мер нетарифного
регулирования поставят в тяжелое
положение большинство
Внешнеторговая политика Республики Беларусь имеет ярко выраженные протекционистские черты. Правительство ограничивает потоки импорта посредством высоких (по сравнению с европейскими) тарифов и через разнообразные нетарифные ограничения. Кроме того, государство поддерживает национальных экспортеров через субсидирование и предоставление льготных кредитов. Торговые отношения с крупнейшим экономическим партнером Беларуси - Россией фактически развиваются очень медленно, несмотря на создание таможенного союза между странами и заключение других соглашений, которые, к сожалению, не находят реального применения. Очевидно, что требуется новая доктрина, преодолевающая закрытость экономики Беларуси, но не любой ценой, а с ориентацией ее на экономический рост, согласованием с общей макроэкономической политикой государства.