Количественные методы регулирования внешней торговли в Европейском союзе и перспективы применения их в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
Все взгляды на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:
а) Свободная торговля - согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 54.33 Кб (Скачать файл)

Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производители, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных фирм: либо имеющие тесные связи с местными производителями, либо представляющие крупные корпорации, которые способны влиять на политику данного государства прямым образом или через систему межгосударственных отношений. Кроме того, в рамках системы явных предпочтений создаются объективные предпосылки к возникновению коррупции, что может крайне негативно отразиться не только на величине полученного государством дохода от продажи лицензий, но и нанести серьезный ущерб развитию внутренней экономики из-за импорта товаров у заведомо неэффективных иностранных товаропроизводителей. По результатам исследований, проведенных Ч. Греем и Д. Кауфманом, сегодня наивысший уровень коррупции имеет место в России и Китае.

Распределение лицензий на внеценовой основе предполагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность наиболее эффективно осуществлять импорт или экспорт товаров. Это наиболее трудоемкий способ распределения лицензий, поскольку для оценки необходимо создавать экспертную комиссию, разрабатывать специальные критерии оценки, которые обеспечивали бы объективность и обоснованность принимаемого решения по предоставлению лицензий. Эффективность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экспертного совета, а также используемого механизма осуществления данной процедуры.

 

2.3 Добровольное  ограничение экспорта

Обострение  конкурентной борьбы на мировом рынке  вызвало появление нового вида количественных ограничений ставшего известным  под названием «добровольных  ограничений экспорта». Они появились  в Японии и в странах Западной Европы в форме контингентов на экспорт в США и некоторых товаров. Причиной явилось требование импортеров «добровольно»  снизить экспорт ряда товаров под угрозой введения количественных ограничений импорта, повышения существующих или введения дополнительных пошлин. В настоящее время «добровольное ограничение экспорта» получило довольно широкое распространение.

Добровольные ограничения  экспорта и соглашения об упорядочении рынка - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера.

С точки зрения экономистов, рассматривающих мировую торговлю в статике, добровольные ограничения экспорта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. В частности, по оценке Д. Тарра, исследование эффектов от добровольного ограничения экспорта в области торговли текстилем, автомобилями и военным снаряжением показало, что около 70% их стоимости для потребления составляют доходы иностранных импортеров, получаемые в виде ренты. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким образом свой рынок от нежелательного импорта по многим товарным позициям, подтверждая тем самым, что динамические эффекты международной торговли отличаются от исследуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли. Причем П. Кругман и М. Обстфельд вынуждены признать, что рента, присваиваемая иностранными производителями, составляет перекачку дохода, а не потери эффективности экономики.

Более того, в настоящее  время происходит модификация добровольных ограничений экспорта и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторонние соглашения в рамках добровольного ограничения экспорта, которое вводится сразу в нескольких странах. В качестве таких соглашений выступают урегулирования по поливолокну и экспорту текстиля.

Эмбарго представляет собой запрет, который применяется в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством. Следует отметить, что эмбарго может применяться: в рамках действия международных организаций (эмбарго ООН по отношению к Ирану), на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уровень, введенный странами ЕС) или отдельным государством по соображениям национальной безопасности, в самом широком смысле этого слова.

Цели применения количественных ограничений: главная, основная цель применения количественных ограничений – защита позиций национальных производителей в тех случаях, когда другие торгово-политические средства оказываются недостаточно эффективными.

Не менее важная задача – поддержание цен на товары, а  следовательно, и прибылей производителей. Количественные ограничения импорта используются для вытеснения конкурентов с внутреннего рынка.

Также, количественное ограничение являются орудием экономического давления на другие станы с целью выторговывания уступок в конкурентной борьбе и на торговых переговорах.

 

 

3.  Количественные  методы регулирования внешней  торговли в Европейском союзе  и перспективы применения их  в Республике Беларусь

 

В настоящее время внутри Европейского союза достигнут высокий уровень  экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует Таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран [19, с. 56]. Валюты государств-членов ЕС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами.

Если бы процесс европейской  интеграции ограничился созданием  зоны свободной торговли, то тарифы в торговле с третьими странами по-прежнему устанавливались бы национальными  государствами, которые должны были бы самостоятельно определять свою торговую политику за пределами зоны свободной  торговли. Однако государства-члены  ЕС сразу же перешли к таможенному  союзу, который в соответствии с  правилами ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле) предполагает не только отмену тарифов в торговле между государствами-участниками, но и установление единого внешнего тарифа. Для управления им необходима общая, согласованная линия.

Для выработки и осуществления  такой линии предназначена общая  торговая политика. Ее цели определены статьей 133 Договора и включают:

· установление и управление общим  таможенным тарифом в торговле с  третьими странами;

· заключение общих торговых соглашений с третьими странами;

· единообразное применение инструментов торговой политики. [23, с. 169]

Римский договор наделил Европейскую  комиссию правом вступать в переговоры с третьими странами по вопросам тарифов  и торговли от имени Сообщества и  государств-членов. Комиссия имеет  исключительное право готовить предложения  по вопросам общей торговой политики. В этом процессе принимают участие  несколько ее Генеральных директоратов (торговли, внешних отношений, сельского  хозяйства, конкуренции и др.). [23, с. 170]

Представленные Комиссией проекты  решений рассматриваются Советом  и пронимаются квалифицированным  большинством голосов, за исключением  решений о начале антидемпинговых  процедур и введении компенсационных  сборов, где достаточно простого большинства, и заключения соглашений об ассоциации, которые требуют единогласия. Окончательная  утряска интересов государств-членов осуществляется в «Комитете 113» при  Совете ЕС, который состоит из постоянных представителей и других чиновников. Как правило, этот процесс сопровождается острыми дискуссиями, поскольку  интересы государств-членов в конкретных вопросах расходятся. [22, с. 85]

Что касается принципов общей торговой политики ЕС, то они вызывали и до сих пор вызывают острые дискуссии  как в самой Западной Европе, так  и за ее пределами.

С одной стороны, в официальных  документах утверждается, что ЕС не проводит протекционистскую политику и стремится к максимальной либерализации  международной торговли. В обоснование  этого тезиса приводятся несколько  аргументов:

во-первых, ЕС как крупнейший в мире экспортер крайне заинтересован  в продвижении товаров на иностранные  рынки. Для того чтобы успешно  справиться с этой задачей, он должен соблюдать принцип взаимности и  открывать свой рынок для иностранных  экспортеров;

во-вторых, ЕС только выигрывает от усиления конкуренции от усиления конкуренции  на своем рынке, поскольку конкуренция  является главным двигателем научно-технического и технологического прогресса, повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики;

в-третьих, режим свободной торговли - необходимое условие привлечения  прямых иностранных инвестиций и, следовательно, ускорения экономического роста.

Многие факты подтверждают справедливость этих заявлений. На протяжении последних  сорока лет Европейское сообщество внесло свой вклад в успешное завершение многосторонних торговых переговоров, в результате чего общий уровень таможенных тарифов во всем мире, в том числе и в ЕС, снизился более чем наполовину.

С другой стороны, в мире широко распространено мнение, что ЕС создан в первую очередь  как протекционистский торговый блок, оставаясь таковым и по сей день. В подтверждение этих обвинений приводятся конкретные шаги ЕС, направленные на обеспечение максимальной защиты европейского рынка от иностранной конкуренции. Эксперты и представители третьих стран обращают внимание, в частности, на широкое использование властями ЕС дискриминационных нетарифных ограничений, которые в современных условиях являются более эффективным орудием протекционизма, чем тарифы.

Объяснений данному противоречию можно привести несколько. Очевидно, что сама логика международной торговли предполагает как сотрудничество, так  и соперничество ее участников. Таким  образом, ЕС стремится к достижению компромисса между соблюдением  принципов свободной торговли и  защитой собственных интересов  в отдельных случаях (ярким примером является торговля сельскохозяйственной продукцией). Другим объяснением служит то, что философия торговой политики входящих в ЕС стран различна. Великобритания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Дания  и Люксембург традиционно являются твердыми приверженцами либеральной  торговли. Франция, Италия, Испания  и Португалия, напротив, считаются  сторонниками протекционизма. Швеция, Финляндия и Австрия выступают  за максимальную либерализацию торговли промышленными товарами, но проводят протекционистскую политику в области  торговли услугами и сельскохозяйственными  товарами. Следует учитывать и  политический фактор: общеизвестно, что  не только правительства национальных государств, но и службы ЕС находятся  под влиянием сильных отраслевых лобби. [23, с. 171; 18, с. 112]

Инструменты общей торговой политики ЕС включают:

· Общий внешний тариф. Импортные  товары, пересекающие границу любого из государств-членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются пошлиной в соответствии с общим внешним  тарифом ЕС. Таможенная процедура  осуществляется один раз: в какое  бы другое государство-член ЕС в дальнейшем ни поступил импортный товар, таможенная пошлина с него больше не взимается. Первоначально он представлял собой  среднеарифметическое национальных тарифов; его дальнейшая эволюция была результатом  общей торговой политики ЕС. [19, с. 54] В настоящее время большинство  применяемых пошлин являются адвалорными. Таможенное обложение импорта существенно  различается по отдельным группам  товаров. Размер пошлины зависит прежде всего от степени обработки сырья. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых страны ЕС заинтересованы, таможенные пошлины либо вообще отсутствуют, либо незначительны. На полуфабрикаты и готовые изделия они заметно увеличиваются (пример приведен в таблице А.1). На сегодняшний день среднеарифметический уровень таможенного обложения составляет (в процентах от стоимости товаров): по нефти - 6,4, сырью (кроме нефти) - 1,6, полуфабрикатам - 6,2, готовым изделиям -7. [7, с. 35]

· Количественные ограничения. Римский  договор сохранял за национальными  государствами право устанавливать  свои собственные количественные ограничения  на импорт, даже если речь шла об импортных  товарах из третьих стран, которые  уже поступили на территорию другого  государства-члена ЕС. Это давало возможность отдельным государствам защитить «чувствительные» отрасли  национальной промышленности в условиях, когда конкурирующие товары без  ограничения ввозятся на территорию других государств. С созданием Единого  внутреннего рынка и упразднения  таможенных границ национальные количественные ограничения были отменены; взамен были введены общие для всего  Союза квоты по семи товарным позициям. [4, с. 165]

· Антидемпинговые и компенсационные  меры. Заявления о принятии таких  мер обычно представляются в Европейскую  комиссию отраслевыми союзами предпринимателей или одной из компаний, действующей  от имени значительного числа  производителей данного товара. Из 100 заявлений удовлетворяется в  среднем 14. комиссия проводит расследование, которое может длиться более  полутора лет. Пока оно продолжается, могут быть установлены временные  сборы. Окончательные решения по вопросу о решении антидемпинговых  мер принимаются Советом ЕС. Их срок обычно ограничивается тремя годами, иногда - пятью. За 1995-2003 гг. число антидемпинговых  расследований возросло в 2,4 раза; [24, с. 43]

Информация о работе Количественные методы регулирования внешней торговли в Европейском союзе и перспективы применения их в Республике Беларусь