Количественные методы регулирования внешней торговли в Европейском союзе и перспективы применения их в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
Все взгляды на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:
а) Свободная торговля - согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 54.33 Кб (Скачать файл)

Существуют также особые пошлины, которые применяются страной  либо в одностороннем порядке  в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны  других государств. Наиболее распространенными  особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые  и компенсационные (накладываются  на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают  страны, когда все остальные способы  урегулирования торговых разногласий  исчерпаны.

Таможенный тариф может  устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует  тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные  же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего  соглашения.

Подавляющее большинство  стран мира имеет тарифы с постоянными  ставками, однако, применяются и  переменные - тарифы, ставки которых  могут изменяться в установленных  правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту - разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых  зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой  внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. [15, с. 74]

Несомненной тенденцией современной  мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения  товаров и услуг. Так, с конца 40-х  тарифы на ввоз промышленных товаров  в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. [6, с. 141]. Нарастают  процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление - «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, - продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами [6, с.145]. Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

Степень воздействия государства  на внешнюю торговлю в последние  годы возросла во многом благодаря  нетарифным ограничениям. Эти ограничения  из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать  почти бесконтрольно. Поэтому ВТО  выступает против количественных ограничений  в торговле и за замену их тарифами.

Нетарифные методы регулирования  являются наиболее эффективным элементом  осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

· во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны  какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;

· во-вторых, они позволяют  учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить  адекватные меры защиты национального  рынка в рамках определенного  срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической  политике;

· в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного  налогового бремени для субъектов  ВЭД. Тем не менее, они связаны  с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю. [10, с. 63]

Среди нетарифных методов  регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

Количественные ограничения  являются основным нетарифным методом  торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение  экспорта.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование - ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю. [9, 259]

Лицензирование может  быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в  этом случае лицензия выдаются в форме  разовой, генеральной, глобальной или  автоматической. Основными способами  распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым  справедливым способом распределения  лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается  такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется  разнице между ценой импортера  и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный  товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных  предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами  пропорционально размерам их импорта  за предшествующий период или пропорционально  размерам структуре спроса со стороны  национальных импортеров.

«Добровольное» ограничение  экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более  крупной импортирующей страны, которая  угрожает применением односторонних  ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения  представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а  экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а  именно: переключаются на категории  товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей. [12, с. 46]

Наряду с количественными  методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут  в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них:

· технические барьеры - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической  упаковке и маркировке товаров и  многое другое;

· внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности  на внутреннем рынке;

· политика в рамках государственных  закупок - требование от государственных  органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти  товары могут быть дороже импортных; [18, с. 56 -57]

 

2. Количественные методы регулирования внешней торговли

 

2.1 Контингентирование (квотирование).

 

Контингентирование (квотирование) представляет собой ограничение  ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный  период времени.

Глобальный контингент (квота) устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных  единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал). Это наиболее распространенный метод современного контингентирования.

В этом случае величина допускаемого квотой импорта по странам не разбивается  по странам – глобальный контингент ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного к ввозу и оставляет за импортером право выбора страны, в которой производятся закупки в счет контингента. То же самое относится и к контингентированию экспорта.

Индивидуальный представляет собой контингент, распределенный по странам. Существуют следующие виды индивидуальных квот:

  1. индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;
  2. часто предпочтение отдается тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двусторонних квот на договорной основе;
  3. иногда предпочтение отдается так называемым традиционным поставщикам, в пользу которых выделяется большая часть квоты.

Механизм распределения  контингентов по странам часто превращает индивидуальную квоту в инструмент дискриминационной политики, закрывающей  дорогу на рынки данной страны большинству  экспортеров, заинтересованных в вывозе контингентируемого товара.

В торгово-политической практике часто встречаются также так  называемые сезонные квоты. Они распространяются, как правило, на сельскохозяйственные товары. Их суть в том, чтобы закрыть  дорогу импортным товарам в сезон  и предоставить право на ввоз в  межсезонье. Цель этих квот – обеспечить рынками сбыта национальных производителей.

Тарифный контингент –  это разрешение на ввоз в страну определенного количества товара по сниженным пошлинам или беспошлинно  Товары, ввозимые сверх тарифного  контингента, облагаются обычными пошлинами.

Иными словами - это сочетание  количественных ограничений и таможенно-тарифной политики. Он открывается, как правило, по сырьевым товарам, в импорте которых по возможно более низким ценам заинтересованы национальные производители. При этом предполагается, что данный товар производится внутри страны, но в количествах недостаточных для покрытия внутреннего спроса.

 

2.2 Лицензионный  порядок

Лицензионный порядок  – это запрещение свободного ввоза  или вывоза товаров. Импорт (экспорт) может производиться только по специальному разрешению – лицензии.

Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений, на него приходится почти  половина случаев их применения. При  этом более чем на 80% они затрагивают  торговлю промышленными товарами.

Лицензирование представляет собой процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

На практике используется большое количество разнообразных лицензионных форм, при этом основными видами лицензирования выступают следующие лицензии: индивидуальная, генеральная, автоматическая.

Индивидуальная лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контролирующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важнейшие стороны внешнеторговой сделки: количество и стоимость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, которые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее  разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в  ней товары без каких-либо ограничений  по количеству или стоимости в  течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

Автоматическая лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Мировой опыт показывает, что  распределение лицензий может осуществляться одним из следующих способов: на основе аукциона, с помощью системы явных предпочтений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

Аукцион - продажа лицензий осуществляется на конкурсной основе. Данный способ считается наиболее эффективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между импортерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных случаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен. Для достижения максимального эффекта от продажи лицензий с начала восьмидесятых годов США стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот непосредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределения лицензий. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.

Информация о работе Количественные методы регулирования внешней торговли в Европейском союзе и перспективы применения их в Республике Беларусь