Коммерческие банки как участники современного рынка пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике самым главным показателем эффективности работы организации является результативность. Понятие "результативность" складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации. Наиболее общей характеристикой результативности финансово-хозяйственной деятельности организации было принято считать оборот, то есть общий объем продаж продукции (услуг) за определенный период. Для работающих в условиях рыночной экономики организаций основным показателем, отражающим результативность их деятельности, становится прибыль.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия ………………………………………………………………..6
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов………………6
1.2 Методика анализа финансовых результатов ……………………....11
2. Анализ финансовых результатов ЗАО КБ «Ситибанк»…………….15
2.1 Краткая характеристика банка ЗАО КБ «Ситибанк»………………15
2.2 Анализ доходов, расходов и прыбили банка ………………………26
3 Коммерческие банки как участники современного рынка пластиковых карт…………………………………………………………………………….31
3.1 Сущность и классификация пластиковых карт………………………31
3.2 Операции коммерческих банков на рынке пластиковых карт……..37

Заключение ………………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………46

Файлы: 1 файл

ОСО КУРСОВАЯ.docx

— 131.46 Кб (Скачать файл)

36

- престиж и реклама  своего банка на пластиковых  картах, которые клиенты используют  не только как средство платежа, но и как признак определенного  социального статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

3.2 Операции коммерческих банков на рынке пластиковых карт

 

Основные участники системы карточных расчетов:

  • владелец карточки;
  • банк-эмитент;
  • предприятие торговли или сферы услуг (торговец);
  • банк-эквайер (банк обслуживающий торговое предприятие);

Права и обязанности сторон в системе карточных расчетов.

Владелец карточки:

  • может использовать карточку для оплаты товаров или услуг, предлагаемых другими участниками карточного соглашения, а так же получения у  банка  кредита в налично-денежной форме в пределах установленного лимита;
  • может  погасить  свою  задолженность  банку  по  покупкам  в  течении  льготного периода без уплаты процентов;
  • может  воспользоваться  продленным  кредитом  банка   (за   пределами  льготного периода с уплатой установленных процентов);
  • обязан погасить долг и проценты в соответствии со схемой, определяемой  соглашением.

Банк эмитент карточки (здесь и эквайер):

  • выдает карточку после тщательной проверки финансового  положения  и оценки кредитоспособности клиента;
  • открывает  владельцу  карточки  специальный   счет,   на   котором учитываются все операции с карточкой;
  • ежемесячно  высылает  клиенту   выписку   с   указанием   размеров задолженности, сумм и сроков погашения долга;
  • обязуется  оплачивать  счета  торгового  предприятия  по  покупкам  сделанным с применением карточек  за  вычетом  комиссионных  сборов (дисконта);
  • 38
  • может отказаться от оплаты торговых счетов,  если  нарушены  какие-либо  условия  соглашения  (например,  превышен  лимит  покупки  без соответствующего разрешения на это банка эмитента).

Торговое предприятие, участвующее в соглашении:

  • обязуется принимать карточки  в уплату за товары и услуги и  проводить  авторизацию  (получать  разрешение)  в   предусмотренных   соглашением случаях;
  • обязуется изъять карточку если есть подозрения,  что  предъявитель  не является законным его владельцем.
  • может предъявлять банку для оплаты торговые счета для получения по ним денег немедленно;
  • обязан хранить конфиденциальную информацию о клиенте.  Рассмотрим общие правила работы с кредитной карточкой.
  • 1.  Клиент  банка  представляет  в  банк  заявку  на  получение   банковской кредитной карточки. Форма заявки определяется банком.  Сведения,  приведенные клиентом,  используются  банком  для  оценки  кредитоспособности  клиента  и определения величины устанавливаемого лимита.
  • 2. При положительном решении  вопроса  банк  открывает  клиенту  специальный карточный  счет.  Одновременно  изготавливается   персональная   пластиковая карточка,  на  которую  заносится  необходимая  информация:  фамилия  и  имя владельца, номер карточного счета, срок действия карточки.

3. Банк- эмитент устанавливает два вида ограничений:

  • общий  кредитный  лимит  суммы   непогашенной   задолженности   по карточному  счету,  который  должен  соблюдаться  в  течении  всего периода действия карточки,
  • разовый лимит на сумму одной покупки.

Различным  клиентам  устанавливаются  разные   кредитные   лимиты   в соответствии с принятыми банком стандартами кредитоспособности.

39

4. В момент покупки товара  или услуги владелец  карточки  предъявляет карточку. Продавец печатает торговый  счет, на  котором  с  помощью специального устройства отпечатываются сведения с карточки.       Торговый счет изготавливается в  трех  экземплярах.  Первый  экземпляр получает владелец карточки, второй остается у  продавца,  третий  отсылается банку - эквайеру.

5. Банк торговца (эквайер) получает от своего клиента ежедневно или в  другие установленные  сроки  надлежащим  оформленные  торговые  счета.  Эти   счета рассматриваются  банком  как  эквивалент  денежных  сумм,  которые  подлежат немедленному зачислению на счет торговца.    При оплате  счетов  с  торговца удерживается особая комиссия (дисконт) в размере от 2 - 5% от суммы сделки.

6. В конце каждого месяца банк  осуществляет  процедуру  биллинга,  то  есть посылает владельцу карточки специальную выписку с  его  карточного  счета  с указанием всех операций, произведенных за период, а так  же  сумм  и  сроков погашения задолженности.

Банки: эмитент и эквайер.

В  системах  банковских  карточек  проводится  четкое  функциональное разграничение между банками  эмитентами  карточек  и  банками  -  эквайерами.

Первые обслуживают владельцев  карточек,  открывают  им  специальные  счета, вторые – предоставляют комплекс  услуг  торговым  предприятиям  и  сервисным фирмам, принимающим карточки в оплату товаров и услуг.

Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему:

  • Выпуск карточек  (кодирование  и  запись  персональных  данных  владельца карточки, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);
  • Анализ  кредитоспособности  (оценка  финансового  положения   заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита);
  • Авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки);
  • 40
  • Биллинг (подготовка и высылка владельцу карточки выписки с указанием сумм    и сроков погашения задолженности);
  • Взыскание просроченной задолженности  и  контроль  превышения  кредитного    лимита;
  • Работа с клиентами;
  • Обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством ;
  • Маркетинг.

Эмиссия карточек отнюдь не техническая функция.  Положительное  решение по  заявке  клиента  на  получение  карточки  выносится  после  тщательного изучения  его  финансового  положения  и  оценки   риска  неплатежа.   Если результаты  анализа  неблагоприятны  для  клиента,  ему  могут   предложить дебетовую  карточку  для  снятия  наличных   денег   со  счета.   Если   же кредитоспособность клиента оценена  положительно, вся существующая  о  нем информация вводится в компьютер. В него заносится фамилия  и  имя  клиента, его постоянный адрес, номер в  системе социального  страхования,  кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления  карточки.  Одновременно подготавливается магнитная  лента, необходимая  для  изготовления  карточки клиента.

Банк-эмитент периодически, обычно раз  в  месяц,  посылает  клиенту особый  документ  –  выписку  с  его  кредитного  счета,   где   указываются комиссионные  сборы,  которые  клиент  должен  уплатить  банку  в  связи   с проведением операции,  обязательную  минимальную  сумму  погашения  долга  и новый остаток задолженности. Выписка должна быть выслана банком  клиенту  не позднее чем за 14 дней до наступления даты платежа.

Обязанности банка-эквайера определяются его ролью по обслуживанию торговых участников карточных систем. Его основные функции:

  • обработка  счетов,  предоставленных  в  банк  торговцем;
  • обмен информацией  о  сделках  и  уплата  комиссионных  в  пользу   эмитента;
  • 41
  • рассмотрение  заявок  торговцем  на  присоединение  к  системе  расчетов, анализа кредитоспособности новых  и  уже  имеющихся  торговцев,  проверка    торговцев, подозреваемых в мошенничестве;
  • маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования  для  пластиковых карточек.

Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее  доходных  видов банковской деятельности. В среднем  доход  на  единицу  затрат  в  карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций, так как принимает высокий  риск. Прибыль это разница между доходами  и расходами  банка,  структура  которых различна для банка-эмитента и банка-эквайера. Начнем  с  банка-эмитента.  Его основные доходы:

  • годовая процентная ставка,
  • годовой членский взнос,
  • комиссия по интерчейнджу,
  • штрафные сборы за нарушение условий договора.

Расчеты банка-эмитента по карточным операциям включают  прежде  всего  плату за ресурсы,  которые  банк  использует  для  финансирования  портфеля карточных ссуд. Кроме того, к расходам относятся следующие статьи:

  • Потери от списания безнадежных долгов.
  • Расходы на проведение процессинговых операций (авторизация, биллинг).
  • Расходы на обслуживание клиентов.
  • Расходы по маркетингу.

Структура доходов и расходов банка-эквайера отличается своеобразием  из-за  спецификации  его  функций.  Главная  статья  дохода  –   это   дисконт, 
уплачиваемый торговцем при депонировании торговых счетов в  банке.  Наконец, банк-эквайер получает доход при использовании средств,  хранящихся  на  счете депо торговца. Основная статья  расхода  банка-эквайера  –  это  комиссия  за интерчендж. Она  уплачивается  банку-эмитенту  в 

42

определенном  проценте от суммы торговых счетов. Другие виды расходов аналогичны  тем,  которые несет банк-эмитент по процессингу и маркетингу.

Уровень безопасности, который может предоставить система, основанная на смарт-картах, значительно выше уровня, доступного системам карт с магнитной полосой. Копирование и изготовление поддельных магнитных карт стало частым явлением. Убытки от мошенничества крупнейших мировых систем, таких, как VISA и MasterCard и EuroCard, исчисляются миллиардами долларов в год. Подделка микропроцессорной карты на сегодняшний день маловероятна. Можно привести пример Франции, где за 10 лет последовательного внедрения карт с микропроцессором число мошеннических операций по пластиковым картам снизилось почти в 30 раз.

Защита от несанкционированных операций — первостепенная задача любой системы взаиморасчетов. В смарт-картах достоверность информации и финансовая подкрепленность платежей обеспечиваются несколькими эффективными механизмами, а именно:

-аппаратными возможностями карты: использование микропроцессорных  карт на сегодняшний день превращает  возможность их подделки в чисто теоретическую, но микрочипы пластиковых карт доступны для злонамеренного исследования вне стен банка-эмитента, что делает потенциально возможным их "взлом";

-проверкой принадлежности карты  предъявителю;

-проверкой действительности карты  и ее принадлежности к данной 
системе взаиморасчетов по пластиковым картам;

-проверкой по "черному списку", т. е. списку карт, запрещенных к  приему. Этот механизм защиты  позволяет надежно обезопасить  платежную систему от украденных и потерянных карт, а также от карт банков, выбывших из системы;

 

43

-проверкой по "белому списку" эквайера, т. е. списку эмитентов, карты 
которых разрешены к приему в инфраструктуре данного эквайера;

-проверкой по набору лимитов  расходования;

-онлайновой авторизацией внелимитных  операций;

-страхованием финансовых рисков  участников платежной системы.

Физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам, ОАО Ситибанк может выдавать банковские карты следующих типов:

1) расчетная карта - банковская  карта, выданная владельцу средств  на банковском счете, использование  которой позволяет держателю  банковской карты, согласно условиям  договора между эмитентом и  клиентом, распоряжаться денежными  средствами, находящимися на его  счете в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, оплаты товаров и услуг и/или получения наличных денежных средств;

2) кредитная карта - банковская  карта, использование которой позволяет  держателю банковской карты, согласно  условиям договора с эмитентом, осуществлять операции в размере  предоставленной эмитентом кредитной  линии и в пределах расходного  лимита, установленного эмитентом, оплаты товаров и услуг и/или  получения наличных денежных  средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

Заключение

Анализ хозяйственной деятельности любой коммерческой организации проводится прежде всего с целью оценки динамики и структуры выпуска продукции, оказания услуг, выполнения различных работ для получения прибыли, являющейся финансовым ресурсом дальнейшего развития любого экономического субъекта, действующего (работающего) в рыночной системе хозяйствования.

Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли (убытка), проведение факторного анализа результата от продажи необходимы для оценки финансовых показателей и экономического прогнозирования.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли (убытка), так как она характеризует абсолютную эффективность его работы. В ходе анализа прибыли (убытка) выявляются факторы, вызывающие уменьшение или увеличение финансовых результатов, то есть снижение или повышение прибыли. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности.

Анализ финансовых результатов деятельности является одним из самых эффективно действующих инструментов в осуществлении управленческой деятельности организации, направленных на:

анализ и оценку эффективности управления производством;

разработку бизнес-плана;

всеобъемлющий контроль за выполнением плана;

выявление комплексной величины резервов;

разработку обоснованных управленческих решений, направленных на повышение результативности и эффективности хозяйственной деятельности как организации в целом, так и каждого структурного подразделения в отдельности.

Информация о работе Коммерческие банки как участники современного рынка пластиковых карт