Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является закрепление методики комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности. Этот анализ использует всю совокупность экономической информации о работе предприятия для того, чтобы выработать рекомендации и подготовить варианты принятия решений.
В курсовой работе рассчитываются и анализируются значения ключевых финансово-экономических показателей. Анализ проводится на основе аналитического баланса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА
1.1 Анализ источников формирования хозяйственных средств (капитала) предприятия
1.1.1 Собственный капитал предприятия
1.1.2 Заемный капитал
1.2 Размещение капитала
1.2.1 Внеоборотные активы
1.2.2 Оборотные активы
2 РЫНОЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Состояние оборотных активов
2.2 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.3 Платежеспособность предприятия на основе анализа ликвидности баланса
3 АНАЛИЗ ИНДИКАТОРОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Деловая активность
3.2 Анализ финансовых результатов
3.3 Эффективность деятельности
3.3.1 Факторный анализ рентабельности продаж
3.3.2 Факторный анализ рентабельности активов
3.3.3 Факторный анализ рентабельности собственного капитала
4 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
4.1 Комплексная оценка хозяйственной деятельности предприятия на основе рейтингового числа
4.2 Определение рейтинга предприятия среди конкурентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

комп. анали..doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Период оборота текущих  активов в 2009 году, по сравнению с  предыдущим, снизился на 19 дней, что свидетельствует об увеличении деловой активности фирмы, так как чем быстрее оборот, тем меньше предприятие привлекает дополнительных средств.

Продолжительность оборота  дебиторской задолженности показывает, что в отчетном году дебиторы гасили задолженность сроком через 18 дней, в предыдущем году через 23 дня, это свидетельствует о увеличении деловой активности предприятия. Уменьшение срока расчетов покупателей позволит предприятию не привлекать ресурсы из оборота.

Продолжительность оборота кредиторской задолженности показывает, что в отчетном году организация оплачивала счета поставщикам в среднем через 52 дня. По сравнению с предыдущим годом, значение показателя уменьшилось на 97 дней, что связано с дополнительным оттоком денежных средств.

Так как период оборота  дебиторской задолженности не превышает  период оборота кредиторской задолженности, следует говорить о рациональной кредитной политике предприятия.

 

 

3.2.Анализ финансовых  результатов

 

Доходы и расходы  предприятия приведены в таблице 13.

 

Таблица 13 – Доходы и  расходы по обычным видам деятельности ОАО «Север»

Показатель

Отчетный год

Предыдущий год

Темп динамики, %

млн. руб.

% к выручке

млн. руб.

% к выручке

Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг

3873

100

3396

100

114

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

2924

75

2301

68

127

Коммерческие расходы 

43

1

38

2

113

Управленческие расходы

133

4

177

4

75

Прибыль от продаж

773

20

880

26

88


 

В отчетном году выручка  от продажи продукции, товаров, работ, услуг увеличилась на 477 млн. руб. или на 14 %, а прибыль от продаж уменьшилась на 107 млн. руб. или на 12%. Рост выручки от продаж над прибылью свидетельствует об относительном  увеличении расходов по обычным видам деятельности, а значит об снижении размера прибыли в каждом рубле выручки от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Изменение выручки может  объясняться как динамикой цен, так и изменением объема продаж. Проведем расчет размера влияния факторов в таблице 14.

 

 

Таблица 14 – Расчет влияния факторов на выручку от продажи товаров ОАО «Север»

Показатель

Условное обозначение

Значение показателя

1. Выручка от продажи  за отчетный год в действующих  ценах, млн. руб.

В1

3873

2. индекс цен на продукцию предприятия

Иц

1,1

3. выручка от продажи  за отчетный год в ценах  предыдущего года (расчетный показатель), млн. руб. (стр.1/стр.2)

ВР

3521

4.Выручка от продажи  товаров за предыдущий год,  млн. руб.

B0

3396

5.Изменение выручки,  млн.руб.

- всего, (стр.1-стр.4)

в том числе за счет

В1- B0

+477

- изменения объема  продаж (стр.3-стр.4)

ВР- B0

+125

- динамики цен (стр.1-стр.3)

В1- ВР

+352


 

Выручка от продажи в  отчетном году увеличилась на 461 млн. руб. В основном это объясняется увеличением цен.

Прибыль от продаж зависит  от ряда факторов: выручки от продажи, себестоимости продукции, управленческих расходов, коммерческих расходов. Проведем факторный анализ и установим  причины изменения прибыли от продаж в таблице 15.

 

Таблица 15 – Влияние  факторов на изменение прибыли от продаж ОАО «Восход»

Фактор

Расчет

Размер влияния, млн. руб.

методика

по фактическим данным

Объем продаж

 П0

Воп · В0

+125· 880

3396

+32

Продажные цены

 П0

Вц · В0

+352· 880

3396

+91

Себестоимость продукции

 С1 С0

1· (В1__ В0 )

 2924 2301

-3873· ( 3873 3396 )

-271

Коммерческие расходы

 КР1 КР0

- В1· ( В1 В0 )

 43 38

-3873 · (3873 3396)

+0,3

Управленческие расходы

 УР УР0

1· ( В1 В0 )

 133 177

-3873· (3873 3396 )

+69

Всего

П1- П0

773-880

-107


 

В отчетном периоде прибыль от продаж снизилась на 107 млн. руб., несмотря на увеличение объема продаж и продажной цены, а также снижения управленческих расходов. Снижение прибыли произошло за счет резкого повышения себестоимости продукции. Предприятию следует искать пути сокращения себестоимости продукции.

 

3.3 Эффективность  деятельности

 

Рассчитаем показатели рентабельности предприятия в таблице 16.

 

Таблица 16 – Расчет показателей  рентабельности ОАО «Север»

Показатель

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение

1. Прибыль от продажи товаров, млн. руб.

880

773

-107

2. Чистая прибыль, млн.  руб.

450

420

-30

3.Выручка от продажи  товаров, млн.руб.

3396

3873

+477

4. Активы, млн.руб.

2830

2522

-308

5.Собственный капитал,  млн. руб.

1754

2016

-534

6.Рентабельность продаж, %

(стр.1:стр3·100)

26

20

-6

7. Чистая рентабельность  продаж, % (стр.2:стр.3·100)

13

11

-2

8. Рентабельность активов, %

(стр.2:стр.4·100)

16

17

+1

9.Рентабельность собственного  капитала, % (стр.2:стр.5·100)

26

21

-5


 

В отчетном году рентабельность продаж составляет 20%, то есть в каждом рубле выручки от продажи товаров предприятие получило 20 копеек прибыли. За анализируемый период данный показатель снизился на 6 пунктов.

В отчетном году получено 11 копеек чистой прибыли в 1 рубле  выручки от продажи товаров, по сравнению с предыдущим годом чистая рентабельность продаж снизилась на 2 пункта.

В 2009 году на каждые сто  рублей активов получено 17 рублей прибыли, рентабельность активов по сравнению  с предыдущим годом повысилась на 1 пункт.

Рентабельность собственного капитала показывает, что в отчетном году на каждые 100 рублей, вложенных владельцами капитала в бизнес, приходится 21 рубль прибыли, по сравнению с предыдущим годом данный показатель снизился на 5 пунктов.

 

3.3.1 Факторный  анализ рентабельности продаж

С помощью факторного анализа выясним причины изменения показателей рентабельности в таблице 17.

 

Таблица 17 – Факторный  анализ рентабельности продаж ОАО «Север»

Фактор

Изменение по сравнению  с предыдущим годом

Прибыли, млн.руб.

Рентабельности продаж, пунктов

А

1

2

Объем продаж

+32

+2

Продажные цены

+91

+7

Себестоимость продукции

-271

-14

Коммерческие расходы

+0,3

0

Управленческие расходы

+69

+5

Итого

-79

-6


 

За отчетный период рентабельность продаж снизилась на 6 пунктов, несмотря на увеличение цен на продукцию на 7 пунктов и увеличение объема продаж на 2 пункта. Основной причиной снижения рентабельности продаж в отчетном году является увеличение себестоимости продукции.

 

 

3.3.2 Факторный анализ  рентабельности активов

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности активов приведен в таблице 18.

 

Таблица 18 – Факторный  анализ рентабельности активов

Показатель

Влияющие факторы

Рентабельность активов, %

Изменение рентабельности активов, пунктов

Чистая рентабельность продаж, %

Коэффициент оборачиваемости активов

Предыдущий год

13,25

1,20

16

+ 1

Отчетный год

10,84

1,54

17

Подстановка

Чистая рентабельность продаж

10,84

1,20

13

-3

Коэффициент оборачиваемости  активов

10,84

1,54

17

+1


 

За последний отчетный период рентабельность активов повысилась на 1 пункт. Это объясняется увеличением деловой активности предприятия (увеличение коэффициента оборачиваемости активов на 0,34).

 

3.3.3 Факторный  анализ рентабельности собственного  капитала

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности собственного капитала представлен в таблице 19.

Таблица 19 – Факторный  анализ рентабельности собственного капитала

Показатель

Влияющие факторы

Рентабель-

ность

собственного

капитала, %

Изменение

рентабель-

ности собственного капитала, пунктов

Чистая рентабельность продаж, %

Коэффициент оборачиваемос

ти активов

Коэф-

фициент рычага

Предыдущий

год

13,25

1,20

1,61

26

-5

Отчетный

год

10,84

1,54

1,25

21

Подстановка

Чистая рентабельность

продаж, %

10,84

1,20

1,61

20

-6

Коэффициент оборачиваемос

ти активов

10,84

1,54

1,61

28

+8

Коэффициент рычага

10,84

1,54

1,25

21

-7


 

За анализируемый период рентабельность собственного капитала снизилась на 5 пунктов. Одним из главных факторов уменьшения показателя является снижение чистой рентабельности продаж.. Повышение деловой активности предприятия не повлияло на изменение рентабельности собственного капитала в сторону увеличения.

 

4 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА  ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ  И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 

 

4.1 Комплексная  оценка хозяйственной деятельности  предприятия на основе рейтинга

 

Итоговая рейтинговая  оценка учитывает все важнейшие  показатели деятельности предприятия. Для расчета рейтинговой оценки деятельности предприятия заполним таблицу 20, используя информацию предыдущих разделов курсовой работы.

 

Таблица 20 – Исходные данные для рейтинговой оценки деятельности предприятия ОАО «Север»

Показатель

Нормативное значение

Предыдущий год

Отчетный год

Коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец года

0,1

0,25

0,64

Коэффициент текущей  ликвидности на конец года

1

1,33

2,8

Коэффициент оборачиваемости  активов

2,5

1,20

1,54

Рентабельность продаж

0,09

0,26

0,20

Рентабельность собственного капитала

0,2

0,26

0,21


 

Рентабельность продаж = (r – 1)/r = 1,095 – 1 · 100 % = 0,09

1,095

Рейтинговая оценка деятельности предприятия за предыдущий год составляет:

 

R = 1 · КОССф + 1 · КТЛф + 1 · КОАф + 1 · РПф + 1 · РСКф

       5    КОССн     5    КТЛн    5     КОАн   5    РНн    5    РСКн

R = 1 · 0,25 + 1 · 1,33 + 1 · 1,24 + 1 · 0,26 + 1 · 0,26 = 1,71

       5    0,1     5      1      5    2,5   5    0,09    5      0,20

 

Рейтинговая оценка деятельности предприятия  за отчетный год составляет:

 

R = 1 · КОССф + 1 · КТЛф + 1 · КОАф + 1 · РПф + 1 · РСКф

       5    КОССн   5     КТЛн    5     КОАн    5   РНн      5     РСКн

R = 1 · 0,64 + 1 · 2,8 + 1 · 1,54 + 1 · 0,20 + 1 · 0,21 = 2,62

       5     0,1    5     1     5    2,5     5   0,09    5   0,20

 

В отчетном году рейтинговое  число больше 1, следовательно финансовое состояние предприятия удовлетворительное. Рост рейтингового числа по сравнению с предыдущим годом года свидетельствует об улучшении финансового состояния.

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности