Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . 3

Глава 1 Конкуренция как закономерность рыночной экономики . . 4

1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике . . . 4

Глава 2 Виды и методы конкуренции . . . . . . 7

2.1 Виды конкуренции . . . . . . . . 7

2.2 Методы конкуренции . . . . . . . 14

2.3 Механизмы ценовой и неценовой конкуренции . . . 15

2.4 Методика исследования конкуренции на рынке . . . 17

Глава 3 Механизм управления конкуренцией . . . . . 26

Глава 4 Пять сил конкуренции . . . . . . . 28

Заключение . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

красноярск.docx

— 41.19 Кб (Скачать файл)

Институт экономики и  финансов АПК

 

Кафедра «Экономическая теория»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Конкуренция, ее виды, место  и роль в современном хозяйственном  механизме

 

Выполнил 

 

студент группы 21

 

(подпись)

 

Принял

 

(к.э.н., доцент)

 

(подпись)

 

Красноярск 2011

 

-

 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . 3

 

Глава 1 Конкуренция как  закономерность рыночной экономики . . 4

 

1.1 Понятие конкуренции,  и её роль в экономике . . . 4

 

Глава 2 Виды и методы конкуренции . . . . . . 7

 

2.1 Виды конкуренции . . . . . . . . 7

 

2.2 Методы конкуренции  . . . . . . . 14

 

2.3 Механизмы ценовой и  неценовой конкуренции . . . 15

 

2.4 Методика исследования  конкуренции на рынке . . . 17

 

Глава 3 Механизм управления конкуренцией . . . . . 26

 

Глава 4 Пять сил конкуренции . . . . . . . 28

 

Заключение . . . . . . . . . . 29

 

Список литературы . . . . . . . . . 30

-

 

Введение

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием – рынок.

 

По определению рынок  – это организованная структура, где "встречаются" производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители  могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение  – это количество товара, которое  производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж.

 

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться). Конкуренция – это соревнование экономических субъектов на рынке потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма хозяйствования, но характер и формы ее на различных рынках и в различных рыночных ситуациях неодинаковы.

 

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена.

 

Цель данной работы – рассмотреть  понятие конкуренции, её влияние  на поведение фирмы и на экономику  в целом, охарактеризовать различные  модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

-

 

Глава 1. Конкуренция как  закономерность рыночной экономики

1.1 Понятие конкуренции,  и её роль в экономике

 

Конкуренция (от лат. «конкурро» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

 

- наличие множества равноправных  рыночных субъектов;

 

- полная экономическая  обособленность каждого из них;

 

- зависимость рыночных  субъектов от конъюнктуры рынка;

 

- противоборство со всеми  другими рыночными субъектами  за удовлетворение покупательского  спроса.

 

Конкурентная борьба за экономическое  процветание и выживание –  экономический закон рыночного  хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать  свою продукцию подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою цену.

 

Конкуренция – двигатель  экономического прогресса. Это объясняется  тем, что рыночное соперничество  приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится  не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится  усовершенствовать его технику  и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство -

 

единицы продукции и тем  самым имеет возможность снизить  цены, расширить ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

 

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные  корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В  результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, преумножавшие свои богатства, но и  побежденные. С конкуренцией связываются  такие негативные стороны ее проявления как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий  и т.д.

 

На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то положительных сторон у конкуренции быть не может. Но здесь вступает в игру соперничество многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723- 1790), естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен:

 

"Каждый отдельный человек  старается употреблять свой капитал  так, чтобы продукт его обладал  наибольшей стоимостью. Обычно он  и не имеет в виду содействовать  общественной пользе и не сознает,  насколько содействует ей. Он  имеет в виду лишь собственный  интерес, преследует лишь собственную  выгоду, причем в этом случае  он невидимой рукой направляется  к цели, которая не входила  в его намерения. Преследуя  свои собственные интересы, он  -

 

часто более действенным  образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно  стремится служить им".

 

Именно по этой причине  А.Смит решительно выступал против вмешательства правительства в экономическую жизнь, в частности против ограничения ввоза товаров из-за границы, когда они оказываются более дешевыми, чем собственные. Таким образом "невидимая рука", которая с такой точностью регулирует цены на рынке, как раз и создает тот спонтанный, или самопроизвольный, порядок, благодаря которому рыночная экономика может противостоять хаосу и дезорганизации.

 

Сущность конкуренции  проявляется в е следующих  функциях:

 

- обеспечение нацеленности  производителя на запросы потребителя,  без чего нельзя получить прибыль;

 

- стимулирование роста  эффективности производства, обеспечивающее  «выживание» производителей;

 

- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются  при своем, третьи разоряются);

 

- давление на производство, распределение ресурсов между  отраслями народного хозяйства  в соответствии со спросом  и нормой прибыли;

 

- ликвидация неконкурентоспособных  предприятий (их продажа с молотка,  слияние, преобразование и т.д.);

 

- стимулирование снижения  цен и повышения качества товаров.

-

 

Глава 2. Виды и методы конкуренции

 

2.1 Виды конкуренции

 

Свободная(совершенная конкуренция)

 

Совершенная конкуренция - вид  отраслевого рынка, на котором много  фирм продают стандартизированный  продукт, и ни одна фирма не имеет  достаточно большой доли рынка, чтобы  влиять на цену продукта. При совершенной  конкуренции доля каждой фирмы в  общем выпуске продукции, продаваемой  на рынке, должна составлять менее 1 %. Поэтому  конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объема продаж. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продается не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишенная особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать  ее как заданную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов  как угрозу ее рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными  решениями своих конкурентов. Информация о ценах, технологии и вероятной  прибыли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия  рынка посредством перемещения  применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Для продавцов вход на рынок и выход с него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и к возникновению несовершенной конкуренции. Последняя наиболее характерна для современных рынков в связи с господством на них олигополий, монопольными тенденциями, государственным вмешательством в экономику, устойчивыми инфляционными ожиданиями и т.д.

 

-

 

На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции. В условиях чистой конкуренции  каждая фирма производит настолько  небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или  уменьшение ее выпуска не будет оказывать  ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.

Отдельный, конкурирующий  производитель соглашается с  ценой. Он не может устанавливать  новую рыночную цену, а только приспосабливается  к ней, то есть соглашается с ценой.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция  базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов и  услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией  которых занимаются разные компании.

 

В монополистической конкуренции  органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в  том, что фирма создаёт легальную  монополию, которая с помощью  патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров  – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок  сбыта монополистическим. Другая сторона  заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется  много разных конкурентов, которые  в целях привлечения покупателей  вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.

 

Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего  рынка, поэтому она имеет очень  ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа мелких фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные  их действия, с целью ограничения  объема -

 

производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности малых фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними: каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия отдельной той или иной фирмы.

Монополия

 

Монополия – это абсолютное преобладание в экономике едино-

 

личного производителя или  продавца продукции. Такое преоблада-

 

ние обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополи-

 

стам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возмож-

 

ность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще.

 

Так как не существует близких  заменителей товара, покупатель должен покупать продукт у монополиста  или обходиться без него. Это значит, что фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина  очевидна: монополист выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.

 

В период становления корпоративного и финансового капитала свободная  конкуренция уступила многие свои позиции  монополистическим объединениям. Монополизация  экономически явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации и централизации промышленного  производства под воздействием научно-технического прогресса.

 

Монополии можно классифицировать на следующие виды, различающиеся  по разным основаниям (схема).

 

 -

I. По месту в торговых  сделках монополии подразделяются  на два вида: а) Объединение  предприятий, продающее определённые  товары множеству покупателей, - монополия. 

 

б) Хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, - монопсония.

 

II. С учётом степени  охвата рынка выделяются следующие  виды монополистических организаций: 

 

а) В масштабе одной отрасли  рыночной деятельности – чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных  конкурентов закрыт, продавец имеет  полный контроль над количеством  товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

 

б) В масштабе национального  хозяйства может сформироваться абсолютная монополия. Она находится  в руках государства или его  каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней  торговли и т.п.).

 

III. В зависимости от  характера и причин возникновения  различают следующие виды монополистических  объединений: 

 

а) Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные  организации, имеющие в своём  распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные  участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли  и виды производства, в которых  из-за особой технологии недопустимо  развивать конкуренцию.

 

-

 

б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно  причислить формы монополизации, как  бы защищённые от конкуренции:

 

1) патентная система;

 

2) авторские права;

 

3) товарные знаки;

 

в) Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое  отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических  выгод.

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме