Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:43, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Введение . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Конкуренция как закономерность рыночной экономики . . 4
1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике . . . 4
Глава 2 Виды и методы конкуренции . . . . . . 7
2.1 Виды конкуренции . . . . . . . . 7
2.2 Методы конкуренции . . . . . . . 14
2.3 Механизмы ценовой и неценовой конкуренции . . . 15
2.4 Методика исследования конкуренции на рынке . . . 17
Глава 3 Механизм управления конкуренцией . . . . . 26
Глава 4 Пять сил конкуренции . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . 29
Каждая из рассматриваемых
сил конкуренции может
Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в таблице 1.
-
-
Проанализируем влияние
Число и мощность фирм, конкурирующих
на рынке, в наибольшей мере
определяют уровень
средней и, тем более небольшой фирмы наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешного сбыта. Необходимо отметить, что число работающих на рынке фирм, свидетельствующее о высокой степени конкуренции, может значительно изменяться в зависимости от отрасли, и даже сферы деятельности.
Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли отражает возможности фирм расширять комплекс работ и услуг в данной сфере деятельности. Наличие на рынке большого числа конкурирующих фирм, имеющих высокую степень диверсификации услуг, свидетельствует о невозможности ухода в "нишу", то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации в каких-то работах или услугах. Таким образом, высокая степень унификации сервисных услуг по товару в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на исследуемом рынке.
Изменение платежеспособного спроса на рынке усиливает или ослабляет действие первых двух факторов. Действительно, увеличение объема смягчает, а уменьшение, наоборот - обостряет конкуренцию на рынке.
Степень стандартизации товара,
предлагаемого на рынке, действует
в направлении обострения конкуренции.
Действительно, когда каждый производитель
предлагает свою модель изделия или
свой комплекс услуг, предназначенные
для одного сегмента рынка, конкуренция
сводится к минимуму. И, напротив, при
выпуске всеми производителями
однородной продукции, предназначенной
в равной степени для всех потребителей,
конкуренция между ними высока. Конечно,
это крайние случаи. На практике
продукция на любом рынке в
той или иной степени дифференцирована,
что не отменяет конкуренцию, а лишь
несколько снижает степень
-
Т а б л и ц а 1
Факторы конкуренции на рынке отрасли
№ п/п
Факторы конкуренции
Признаки проявления факторов на рынке
1. Ситуация в отрасли
1.1
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке
Имеется группа равных по мощности фирм или имеется одна или более фирм, явно превосходящая исследуемую по мощности
1.2
Изменение платежеспособного спроса
Платежеспособный спрос на товар падает, прогноз неблагоприятен.
1.3
Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке
Фирмы-конкуренты не специализированы по видам товара. Товар фирмы и товары-конкуренты практически взаимозаменяемы
1.4
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого минимальны, т.е. вероятность ухода клиентов фирмы к конкурентам и наоборот велика
1.5
Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли
Набор сервисных услуг
фирм-конкурентов отрасли
1.6
Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование)
Издержки ухода фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов и др.)
1.7
Барьеры проникновения на рынок
Начальные затраты для развертывания работ на рынке данного товара невелики. Товар на рынке стандартизирован
1.8
Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения)
Уровень конкуренции на смежных товарных рынках высок (например, для рынка мебели смежными являются рынки стройматериалов, домостроения и др.)
1.9
Стратегии конкурирующих фирм (поведение)
Отдельные фирмы осуществляют или готовы к осуществлению агрессивной политики укрепления своих позиций за счет других конкурентов
1.10
Привлекательность рынка данного продукта
Имеется явно расширяющийся
спрос, большие потенциальные
2. Влияние потенциальных конкурентов
-
2.1
Трудности входа на отраслевой рынок
Величина требуемого капитала
для входа на рынок отрасли
не высока. Эффективный масштаб
2.2
Доступ к каналам распределения
На рынке отрасли большое
число торговых посредников, слабо
связанных с производителями. Создание
собственной сети распространения
или привлечение имеющихся
2.3
Отраслевые преимущества
Предприятия отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и "ноу-хау", основным капиталом, удобными местами расположения предприятия и т.д.
3. Влияние поставщиков
3.1
Уникальность канала поставок
Степень дифференциации продукции поставщиков настолько высока, что перейти от одного поставщика к другому трудно или дорого
3.2
Значимость покупателя
Предприятия отрасли не являются важными (основными) клиентами для фирм-поставщиков
3.3
Доля отдельного поставщика
Доля одного поставщика в основном определяет затраты на поставки при производстве продукта (монопоставщик)
4. Влияние покупателей
4.1
Статус покупателей
Покупателей в отрасли немного. В основном - это крупные покупатели, которые покупают товар большими партиями. Объем их потребления составляет значительный процент от всех продаж в отрасли
4.2
Значимость товара у покупателя
Наш товар и аналогичные товары наших конкурентов не являются важной составляющей в номенклатуре закупок покупателя
4.3
Стандартизация товара
Товар стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей к новому продавцу незначительна
-
5. Влияние товаров-заменителей
5.1
Цена
Более низкие цены и доступность
товаров-заменителей создают
5.2
Стоимость "переключения"
Стоимость "переключения" на товар-заменитель (затраты на переобучение персонала, коррекцию технологических процессов и др. у клиента при переходе от нашего товара к товару-заменителю) низка
5.3
Качество основного товара
Поддержание требуемого качества нашего товара требует издержек более высоких, чем для товара-заменителя
-
Глава 3.Механизм управления конкуренцией
Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, среди них можно выделить характерные для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса; сохранение конкурентной среды на рынке.
Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам между крупными фирмами. Законом также преследуется демпинговая практика продаж.
Конкурентная политика государства
должна включать в себя два основных
направления. Первое – активное развитие
конкуренции на товарных рынках. Причем
необходимо учитывать, что конкуренция
не может рассматриваться как
панацея от всех проблем рынка, как
некий бесценный идеал, к которому
нужно стремиться. Конкуренция рассматривается
как инструмент для достижения общественного
благосостояния, устойчивого экономического
роста, повышения
Второе направление
Таким образом, государственная конкурентная политика – это последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции на рынках. Средствами конкурентной -
политики являются установление обязательных правил и формирование соответствующих реализационных (правоприменительных) механизмов, обеспечивающих соблюдение правил.
В Западной Европе антимонопольное
регулирование устанавливается
Комиссией европейских
В Российской Федерации начало регулирования антимонопольной деятельности относится к марту 1991 г., когда был принят закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Сейчас ведущим органом, регулирующим конкуренцию на товарных рынках России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данная структура является элементом Правительства РФ и имеет очень широкую область деятельности. При МАП имеются экспертные советы для научного обеспечения его деятельности. Подразделения МАП создаются на уровне субъектов РФ. МАП имеет право в отношении хозяйствующих субъектов.
-
Глава 4 Пять сил конкуренции
Соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли.
Попытки компаний из других
отраслей привлечь покупателей данной
отрасли на сторону своих товара-
Потенциал входа в отрасль новых фирм.
Рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны покупателей продукции.
Рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны поставщиков ресурсов.
-
Заключение
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы, которые были перечислены выше. Хотя в целом, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
В данной курсовой работе детально
рассмотрено понятие
В данной работе конкуренция выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Конкуренция – определяющее
условие поддержания динамизма
в экономике, и в условиях конкуренции
создаётся большее национальное
богатство при меньшей
-
Список использованной литературы
Баликоев, Владимир Заурбекович.
Общая экономическая теория : [Политэкономия.Макроэкономика.
Войтов, А. Г. Экономика. Общий курс : Учеб.фундаментальной теории экономики по дисциплинам : экономика (введение, основы, общая теория), рыночная экономика, экономическая теория, теоретическая экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика / А. Г. Войтов. - 3-е изд.,перераб. - Москва : Маркетинг, 1999. - 486 с.
Кучуков, Рамазан Абсалович. Экономическая теория : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение"] / Р. А. Кучуков. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Экономика, 2007. - 518, [1] с
Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме