Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38
§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53
Введение. 6
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. 9
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное
§2.6 Сотрудничество как средство
повышения
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53
Введение
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
По определению рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим
сущность рыночных отношений является
понятие конкуренция (лат. concurro –
сталкиваться, состязаться). Конкуренция
это центр тяжести всей системы
рыночного хозяйства, тип взаимоотношений
между производителями по поводу
установления цен и объёмов предложения
товаров на рынке. Это конкуренция
между производителями. Аналогично
определяется конкуренция между
потребителями как
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует
прогрессу экономики –
В то же время для любого
хозяйствующего субъекта характерно стремление
к монополии, к вытеснению конкурента
с рынка, к расширению сферы своей
деятельности. Приобретая и усиливая
рыночную власть предприниматели стремятся
установить контроль над ценами и
факторами определяющими
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. в современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Цель данной работы –
рассмотреть понятие
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение
Наиболее мощным фактором,
диктующим общие условия
Рыночной конкуренцией называется
борьба за ограниченный спрос потребителя,
ведущаяся между фирмами на доступных
им частях (сегментах) рынка. Конкуренция
это: а) соперничество между
Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как одна сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике
Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы – что? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель лишён выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важное
значение в жизни общества. Она
стимулирует деятельность самостоятельных
единиц. Через неё товаропроизводители
как бы контролируют друг друга. Их
борьба за потребителя приводит к
снижению цен, Уменьшению издержек производства,
улучшению качества продукции, усилению
научно-технического прогресса. В то
же время конкуренция обостряет
противоречия экономических интересов,
чрезвычайно усиливает
Конкуренция одновременно имеет
как положительные, так и отрицательные
стороны. Положительные стороны: а)
она способствует развитию научно-технического
прогресса, постоянно заставляя
товаропроизводителя применять
лучшие технологии, рационально использовать
ресурсы. В ходе конкуренции вымываются
экономически-неэффективные
К числу негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия для их несправедливого распределения; в) её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из неё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства.
§1.2 Свободная конкуренция
Рыночное пространство –
это арена активного
количество продавцов товаров определённого вида;
свобода вхождения товаровладельцев на рынок и выхода из него;
независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;
возможность (или невозможность) установления рыночной цены со стороны отдельных товаровладельцев.
В зависимости от состояния
указанных параметров взаимодействие
участников рыночных сделок принимает
два прямо противоположных
Принципиальные различия между свободной конкуренцией и монополией указаны в таблице 1.1
Таблица 1.1 Свободная конкуренция и монополия
Параметр состояния рынка |
Свободная конкуренция |
Монополия |
Число продавцов |
Много |
Один |
Барьеры входа и выхода из рынка |
Нет |
Есть (нет вхождения) |
Независимость субъектов рынка друг от друга |
Есть |
Нет (имеются разные виды зависимости) |
Товаровладелец может устанавливать рыночную цену |
Не может |
Может |
Конкретный анализ отмеченный в таблице 1.1 особенностей двух видов взаимоотношений участников рынка мы начнём с первого из них.
Конкуренция – это соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров и
услуг. Для рыночного хозяйства
с самого начала характерна следующая
объективная причинно-
Теперь постараемся выяснить: почему мы здесь называем конкуренцию свободной?
Этот эпитет отражает момент
возникновения самой