Конкуренция, её сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Содержание работы

§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38
§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53

Файлы: 1 файл

курсовая конкуренция.docx

— 146.92 Кб (Скачать файл)

Когда конкуренция достигает  крайнего обострения, то затраты производственных ресурсов нарастают и могут вплотную приблизиться к установленной высокой  цене. И это не случайно: методы неценовой  конкуренции предполагают наличие  огромных капиталов и всевозможных резервов, чтобы обеспечить совершенствование  продуктов, массовую рекламу их особых качеств, предоставление кредитов покупателям  и прочее. Относительно слабые компании, не имеющие таких средств, теряют позиции на рынке и вынуждены "сотрудничать" с более мощными  групповыми монополиями.

Современное состояние рынка  на Западе авторы учебников экономикс  называют несовершенной конкуренцией. Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и  следа от совершенной конкуренции. На смену ей на рынке основными  формами своеобразного сочетания  монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция  и б) олигополия. Профессор П. Самуэльсон пришёл к выводу: "Смешение элементов  конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в  целом. Поэтому не совершенная, а  несовершенная и монополистическая  по характеру конкуренция и является преобладающей формой"[7]. О таком новом состоянии рынка даёт представление таблица 2.1

Таблица 2.1 Формы синтеза  монополии и конкуренции

Параметр состояния рынка

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число продавцов

Много

Мало

Барьеры входа в рынок  и выхода из него

Нет

Обычно есть

Дифференциация товаров

Есть

Возможна

Участие фирм в контроле над ценами

Цена индивидуализированного продукта контролируется

Нелегальный контроль


Подытоживая всё сказанное  о конкуренции, мы сможем представить  общее состояние рыночного пространства в западных странах. Здесь наблюдается  значительное многообразие форм рыночного  соперничества.

1. В небольшой мере  осталась свободная (совершенная)  конкуренция, в которой участвуют  единоличные собственники.

2. Монополии ведут жёсткую  борьбу с аутсайдерами, мелким  и средним бизнесом, сохранившим  свою экономическую самостоятельность. 

3. Своеобразный синтез  монополии и конкуренции проявляется  в формах монополистической конкуренции  и олигополии.

5. Государство решительно  выступает против нечестных и  насильственных способов борьбы  с соперниками и в поддержку  цивилизованных методов конкуренции. 

Наконец, можно подчеркнуть: в западных странах нет крайних  состояний рынка – ни господства свободной конкуренции, ни абсолютной монополии, охватывающей всё национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась  в СССР и других социалистических странах.

Рынок создавать необходимо как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества  правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.

§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности

Сотрудничество и конкуренция, образуя противоречивое единство, пронизывают  всю деятельность национальных и  транснациональных хозяйствующих  субъектов, они вызваны к жизни  непрерывным прогрессом в науке, технике, технологиях, организации  и управлении как в национальных, так и в международных масштабах, процессами интернационализации, транснационализации, региональной интеграции, глобализации.

Страны с развитым рыночным хозяйством, индустрией и наукой и  их хозяйствующие субъекты, а также  транснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опыт международного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединения конкуренции с сотрудничеством, кооперацией.

Россия ныне значительно  отстаёт от многих стран мира по масштабам и формам кооперационных связей. Одной из главных причин этого является свершившийся за последние  годы разрыв хозяйственно-кооперационных связей внутри страны, а также с  хозяйствующими субъектами ближнего и  дальнего зарубежья.

Переход России к рыночной экономике требует выработки  новых подходов к сотрудничеству как национальному (отраслевому, межотраслевому, внутрикорпоративному), так и международному, с тем чтобы использовать его  резервы и преимущества.

Вступая в сотрудничество, хозяйствующие субъекты одной или  нескольких стран преследуют определённые или общие цели, не забывая и  свои частные, достижение которых в  одиночку им не под силу, при этом инициаторы кооперации среди действующих  конкурентов выбирают относительно равных себе партнёров по конкурентному  потенциалу, особенно тех опыт и  знания которых отсутствуют у  фирмы инициатора кооперационного  проекта. Более сильные конкурентные позиции имеют обычно крупные  компании, особенно транснациональные. Последние быстрее реагируют  на новейшие достижения научно-технического прогресса, активнее опираются на мощь патронирующих их государств.

В определённых условиях конкуренты, оперирующие в широких нишах  рынка, объединяются, руководствуясь своими стратегическими интересами под  давлением серьёзных затруднений  в их деятельности. Вместе с тем  при коренном улучшении положения  того или иного участника договора, укреплении его научно-производственного  и рыночного потенциала, достигнутого в процессе кооперации, он может  расширить своё независимое функционирование, нередко снова становясь конкурентом бывшему партнёру.

Договорная кооперация не гармонизирует раз и навсегда отношения фирм, взаимодействующих  в её рамках. Скорее она выражает компромисс различающихся подспудных целей и стратегий каждого  желающего объединиться, взаимовыгодный на определённом этапе и потому их объединяющий.

В сфере высоких технологий в настоящее время возобладала  комбинированная модель МПК, многократно  указавшая свои преимущества. Её особенность  состоит в заранее обусловленном  двухэтапном сотрудничестве. На первом этапе конкуренты становятся равноправными  и равно заинтересованными кооперантами. Это этап производственно-технологического освоения совместно полученных данных по проекту МПК. На втором этапе (производство продукции, её сбыт и послепродажный сервис) каждый из кооперантов ведёт  самостоятельный бизнес. Союзники вновь  становятся конкурентами.

Повышение конкурентоспособности  продукции российских предприятий, увеличение масштабов её реализации на рынках, особенно внешних, невозможно без активизации межфирменных связей, в том числе с зарубежными  партнёрами.

Любые формы устойчивого  взаимодействия партнёров в сфере  внешнеэкономических отношений  сводятся, в конечном счёте, к разделению и кооперации труда (производства), их взаимодействию, опосредуемому экспортно-импортным  обменом товарами и услугами.

Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут функционировать без  широких горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнёрами своей и зарубежных стран. Это  предопределено характером продукции  названных отраслей и применяемых  в них технологий.

Ныне международные межфирменные кооперационные связи охватывают весь инновационно-воспроизводственный  цикл: НИОКР – инжиниринг и строительство  – производство и сбыт (в том  числе экспорт) продукции, её послепродажный сервис. Кооперация производства в  сфере высоких технологий трансформировалась ныне в научно-производственную. Она  стала определять весь облик современного мирохозяйственного развития в отраслях перерабатывающей промышленности, особенно машиностроении, электроники, металлургии, химической промышленности, а также  конкурентоспособность продукции  отраслей. Даже крупная, лидирующая в  своей нише национальная кооперация ныне не может обойтись без кооперационных связей с фирмами разных стран  мира.

Эффективное и конкурентоспособное  участие России, её хозяйствующих  субъектов в мирохозяйственных  процессах разделении труда и  кооперации производства, его интернационализации  и транснационализации возможно лишь при обеспечении не только и  не столько частных, сколько принципиальных организационно-экономических мер  общегосударственного характера.

При разработке новой промполитики России следовало бы предусмотреть  создание в России в короткий срок развитой законодательно-нормативной, правовой базы в основном прямого  действия, обеспечивающей возможности  и заинтересованность в активном включении российских хозяйствующих  субъектов в процесс международного промышленного сотрудничества, прежде всего в научно-производственную кооперацию, и извлечение на этой основе крупномасштабных выгод. Одновременно понадобится определить меры "подтягивания" инфраструктуры российского рынка до уровня, отвечающего базовым потребностям международного бизнеса по обучению персонала органов государственной исполнительной власти, руководящего и оперативного персонала предприятий навыкам ведения хозяйства в динамично изменяющихся условиях на российском и внешних рынках.

Коренного сдвига в повышении  конкурентоспособности российских предприятий и их продукции можно  добиться лишь при последовательном изменении структуры внешнеэкономических  связей России на основе наращивания  производства и экспорта высокотехнологичной, наукоёмкой и конкурентоспособной  продукции, изготовляемой, преимущественно, по российским "прорывным" технологиям, с опорой, главным образом, на отечественный  интеллектуально-кадровый и природно-ресурсный  потенциал, модернизируемые производственные мощности, импортозамещение экономически неоправданно ввозимых в Россию товаров.

 

Заключение

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых  технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность  регулировки со стороны государства. К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и другое.

Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства  может привести к созданию так  сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию  неконкурентоспособной на мировом  рынке, утрачивая стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и другое.

Говоря о негативных методах  ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что всё-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, то есть эти два явления  связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного  шпионажа, например, шпионаж оказывает  значительное влияние на развитие военно-промышленного  комплекса. И всё же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить научно-исследовательские  работы, открытия, так как если всё  время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный  потенциал развития, что в итоге  ведёт к регрессу.

В целом же, конкуренция  несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция  – значительно меньшее зло, чем  монополия, злоупотребляющая своим  положением в экономике.

В данной курсовой работе детально рассмотрена понятие конкуренции, представлен анализ таких составляющих рыночного механизма как конкуренция  и сотрудничество, внимание было уделено движущим силам конкурентной борьбы. Также были рассмотрены основные типы конкуренции и влияние их на рыночный механизм в целом. Показана роль сотрудничества в увеличении конкурентоспособности товаропроизводителя.

В данной работе конкуренция  выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства  на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как  конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Эти  четыре главных свойства конкуренции  мы объединяем одним словом – сотрудничество.

Нельзя не отметить тот  факт, что конкуренция и сотрудничество дополняя друг друга, создают единый рыночный механизм, способствующий экономическому росту, что в конечном итоге приводит к благосостоянию общества.

Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма  в экономике, и в условиях конкуренции  создаётся большее национальное богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.

 

Список использованной литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 568 с. 

2. Экономическая теория / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил. – (Серия "Учебное  пособие").

3. Экономическая теория / Под ред.А.И. Добрынина, А.С.  Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд.  СПбГУЭФ, Изд. "Питер", 2001. –  544 с.: ил. – (Серия "учебник для  вузов").

4. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория в вопросах и ответах:  Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2003. –  272 с. 

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. – 448 с. 

Информация о работе Конкуренция, её сущность и значение