Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38
§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53
Когда конкуренция достигает крайнего обострения, то затраты производственных ресурсов нарастают и могут вплотную приблизиться к установленной высокой цене. И это не случайно: методы неценовой конкуренции предполагают наличие огромных капиталов и всевозможных резервов, чтобы обеспечить совершенствование продуктов, массовую рекламу их особых качеств, предоставление кредитов покупателям и прочее. Относительно слабые компании, не имеющие таких средств, теряют позиции на рынке и вынуждены "сотрудничать" с более мощными групповыми монополиями.
Современное состояние рынка
на Западе авторы учебников экономикс
называют несовершенной конкуренцией.
Все они в один голос заявляют,
что сейчас почти не осталось и
следа от совершенной конкуренции.
На смену ей на рынке основными
формами своеобразного
Таблица 2.1 Формы синтеза монополии и конкуренции
Параметр состояния рынка |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Число продавцов |
Много |
Мало |
Барьеры входа в рынок и выхода из него |
Нет |
Обычно есть |
Дифференциация товаров |
Есть |
Возможна |
Участие фирм в контроле над ценами |
Цена индивидуализированного продукта контролируется |
Нелегальный контроль |
Подытоживая всё сказанное
о конкуренции, мы сможем представить
общее состояние рыночного
1. В небольшой мере
осталась свободная (
2. Монополии ведут жёсткую
борьбу с аутсайдерами, мелким
и средним бизнесом, сохранившим
свою экономическую
3. Своеобразный синтез
монополии и конкуренции
5. Государство решительно
выступает против нечестных и
насильственных способов
Наконец, можно подчеркнуть: в западных странах нет крайних состояний рынка – ни господства свободной конкуренции, ни абсолютной монополии, охватывающей всё национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в СССР и других социалистических странах.
Рынок создавать необходимо как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.
§2.6 Сотрудничество
как средство повышения
Сотрудничество и конкуренция,
образуя противоречивое единство, пронизывают
всю деятельность национальных и
транснациональных
Страны с развитым рыночным хозяйством, индустрией и наукой и их хозяйствующие субъекты, а также транснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опыт международного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединения конкуренции с сотрудничеством, кооперацией.
Россия ныне значительно отстаёт от многих стран мира по масштабам и формам кооперационных связей. Одной из главных причин этого является свершившийся за последние годы разрыв хозяйственно-кооперационных связей внутри страны, а также с хозяйствующими субъектами ближнего и дальнего зарубежья.
Переход России к рыночной экономике требует выработки новых подходов к сотрудничеству как национальному (отраслевому, межотраслевому, внутрикорпоративному), так и международному, с тем чтобы использовать его резервы и преимущества.
Вступая в сотрудничество, хозяйствующие субъекты одной или нескольких стран преследуют определённые или общие цели, не забывая и свои частные, достижение которых в одиночку им не под силу, при этом инициаторы кооперации среди действующих конкурентов выбирают относительно равных себе партнёров по конкурентному потенциалу, особенно тех опыт и знания которых отсутствуют у фирмы инициатора кооперационного проекта. Более сильные конкурентные позиции имеют обычно крупные компании, особенно транснациональные. Последние быстрее реагируют на новейшие достижения научно-технического прогресса, активнее опираются на мощь патронирующих их государств.
В определённых условиях конкуренты,
оперирующие в широких нишах
рынка, объединяются, руководствуясь своими
стратегическими интересами под
давлением серьёзных
Договорная кооперация не гармонизирует раз и навсегда отношения фирм, взаимодействующих в её рамках. Скорее она выражает компромисс различающихся подспудных целей и стратегий каждого желающего объединиться, взаимовыгодный на определённом этапе и потому их объединяющий.
В сфере высоких технологий
в настоящее время возобладала
комбинированная модель МПК, многократно
указавшая свои преимущества. Её особенность
состоит в заранее
Повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий, увеличение масштабов её реализации на рынках, особенно внешних, невозможно без активизации межфирменных связей, в том числе с зарубежными партнёрами.
Любые формы устойчивого
взаимодействия партнёров в сфере
внешнеэкономических отношений
сводятся, в конечном счёте, к разделению
и кооперации труда (производства),
их взаимодействию, опосредуемому экспортно-
Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут функционировать без широких горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнёрами своей и зарубежных стран. Это предопределено характером продукции названных отраслей и применяемых в них технологий.
Ныне международные
Эффективное и конкурентоспособное
участие России, её хозяйствующих
субъектов в мирохозяйственных
процессах разделении труда и
кооперации производства, его интернационализации
и транснационализации возможно
лишь при обеспечении не только и
не столько частных, сколько принципиальных
организационно-экономических
При разработке новой промполитики
России следовало бы предусмотреть
создание в России в короткий срок
развитой законодательно-нормативной,
правовой базы в основном прямого
действия, обеспечивающей возможности
и заинтересованность в активном
включении российских хозяйствующих
субъектов в процесс
Коренного сдвига в повышении
конкурентоспособности
Заключение
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое.
Как было показано чрезмерная
монополизация, появление конкурентной
борьбы между монополиями, без соответствующего
контроля со стороны государства
может привести к созданию так
сказать "государства в государстве",
чем в принципе и являются ТНК.
Монополизм приводит к замедлению научно-технического
прогресса, консервирует низкое качество
продукции, делает эту продукцию
неконкурентоспособной на мировом
рынке, утрачивая стимулы нахождения
более эффективных решений
Говоря о негативных методах
ведения конкурентной борьбы необходимо
отметить, что всё-таки пока есть конкуренция,
будет существовать и промышленный
шпионаж, то есть эти два явления
связаны между собой, нельзя, конечно,
отрицать эффективность промышленного
шпионажа, например, шпионаж оказывает
значительное влияние на развитие военно-промышленного
комплекса. И всё же, несмотря на
эффективность промышленного
В целом же, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
В данной курсовой работе детально
рассмотрена понятие
В данной работе конкуренция выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Эти четыре главных свойства конкуренции мы объединяем одним словом – сотрудничество.
Нельзя не отметить тот
факт, что конкуренция и
Конкуренция – определяющее
условие поддержания динамизма
в экономике, и в условиях конкуренции
создаётся большее национальное
богатство при меньшей
Список использованной литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 568 с.
2. Экономическая теория / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил. – (Серия "Учебное пособие").
3. Экономическая теория / Под ред.А.И. Добрынина, А.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. "Питер", 2001. – 544 с.: ил. – (Серия "учебник для вузов").
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2003. – 272 с.
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. – 448 с.