Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38
§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53
Монополизация рынка не случайна. Она расчищает рыночное пространство от конкурентов. Это даёт те экономические выгоды, которые образуются в результате установления монопольных цен.
§2.5 Синтез конкуренции и монополии
2.5 1. Антимонопольное законодательство
Если конкуренция и
перестаёт доминировать (преобладать)
на рынке, то она неустранима в
обществе, где сохраняется частная
(единоличная) и общая долевая
собственность. Борьба за экономическую
выгоду ведётся, во-первых, внутри монополии
(при распределении условий
Однако монополистическое
соперничество по своим методам
существенно отличается от способов,
какими велась свободная конкуренция.
Монополии не брезгуют никакими средствами,
чтобы отстоять и преумножить
свои доходы. Часто они применяют
неэкономические, насильственные методы:
лишают соперников возможности получить
сырьё, энергоносители, кредитные средства,
новейшую технику и технологию; применяют
"промышленный шпионаж" (тайно
выведывают производственные секреты,
используя для этого
Одним из следствий конкуренции среди монополий является тенденция ко всё большей централизации производства и рынка. Эта тенденция грозит появлению таких национальных по своим масштабам – абсолютных – монополий, которые могут стать угрозой существованию самой государственной власти.
В правом и демократическом
государстве общественно
Монополизация рынка особенно
широко развернулась в конце XIX века
в США. Тогда здесь началось массовое
выступление потребителей, мелких и
средних предпринимателей против гнета
монополий. В правовом государстве
данный конфликт был разрешён в результате
того, что государство ввело
Каков более чем 100-летний опыт антимонопольного регулирования в США?
Это регулирование проводится по четырём направлениям.
Первое направление: ограничивается
монополизация рынка. При этом под
монополизацией подразумевается не
укрепление производства, а только
серьёзное ограничение
Иначе говоря, монопольное положение фирмы в определённой отрасли само по себе не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона. Это противоречит демократической основе права – презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом запрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определённой продукции, имеют возможность сбывать свои изделия за пределами национального рынка – во внешней торговле.
Второе направление: запрещается
слияние конкурирующих
Правда, Актом Клейтона не
приостановлен процесс
Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе "лидерство" фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запрета следит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 году. С 1914 по 1977 годы Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен.
Четвёртое направление: сохранение и поддержание конкуренции в её цивилизованных формах.
Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.
Американское антимонопольное
законодательство признало незаконными
нечестные, или обманные, методы конкуренции.
В их числе снижение цен (демпинг)
для подрыва позиций
К началу 90-х годов XX века
антимонопольное
В 90-х годах в России
сделаны первые шаги по разработке
и применению антимонопольного законодательства.
В новом Уголовном кодексе
к преступлениям отнесены монополистические
действия и ограничения конкуренции.
Речь идёт о монополистических действиях,
которые совершены путём
К числу экономических преступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершённое из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).
В 1991 году впервые был
принят Закон РСФСР "О конкуренции
и ограничении
Итак, антимонопольное
2.5.2 Формы синтеза монополии и конкуренции
Процессы монополизации
рынка и подрыва свободной (совершенной)
конкуренции долгое время не получали
адекватного (вполне соответствующего)
отражения в экономической
И вот в начале 30-х годов
в экономической теории произошла
своеобразная, по оценке некоторых
учённых, революция, которая покончила
с догмой о совершённой конкуренции.
С решительной критикой неконсервативной
концепции конкуренции
Существенный вклад в
понимание несовершенной
Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов и услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании.
В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создаёт легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.
Э. Чемберлин так описывает
приёмы, применяемые в
Таковы характерные черты одной формы синтеза монополии и конкуренции. В западных странах существует и другая подобная форма – олигополия.
Олигополия (греч. oligos – немногий; poleo – продаю) – господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции. При этом монополизация производства может достигать ещё больших масштабов. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта – "Дженерал моторс", "Форд", и "Крайслер" - производят свыше 90% всей продукции.
Олигополии возникли не случайно.
На Западе государство активно
Олигополии вынуждены считаться с антимонопольным законодательством. Однако они нередко различными путями (посредством "лидерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней мере выгодные им цены.
Уже то обстоятельство, что
олигополия стремится сохранить
или ещё более увеличить и
без того достаточно высокие цены,
исключает метод ценовой
Неценовая конкуренция существенно
меняет рыночный механизм регулирования
взаимосвязи цен и стоимости.
Поскольку на рынке господствует
установленная олигополией