Конкуренция, её сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Содержание работы

§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38
§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53

Файлы: 1 файл

курсовая конкуренция.docx

— 146.92 Кб (Скачать файл)

Монополизация рынка не случайна. Она расчищает рыночное пространство от конкурентов. Это даёт те экономические  выгоды, которые образуются в результате установления монопольных цен.

 

§2.5 Синтез конкуренции  и монополии

2.5 1. Антимонопольное  законодательство

Если конкуренция и  перестаёт доминировать (преобладать) на рынке, то она неустранима в  обществе, где сохраняется частная (единоличная) и общая долевая  собственность. Борьба за экономическую  выгоду ведётся, во-первых, внутри монополии (при распределении условий производства и дохода), во-вторых, между монополистическими союзами (за место в рыночном пространстве) и, в-третьих, между монополиями и  аутсайдерами.

Однако монополистическое  соперничество по своим методам  существенно отличается от способов, какими велась свободная конкуренция. Монополии не брезгуют никакими средствами, чтобы отстоять и преумножить  свои доходы. Часто они применяют  неэкономические, насильственные методы: лишают соперников возможности получить сырьё, энергоносители, кредитные средства, новейшую технику и технологию; применяют "промышленный шпионаж" (тайно  выведывают производственные секреты, используя для этого электронные  средства, услуги "перебежчиков" с предприятий-конкурентов и т.п.); некоторые монополисты используют даже криминальные (уголовно наказуемые) средства поражения соперников –  вплоть до поджогов их помещений, террористических актов и заказных убийств.

Одним из следствий конкуренции  среди монополий является тенденция  ко всё большей централизации  производства и рынка. Эта тенденция  грозит появлению таких национальных по своим масштабам – абсолютных – монополий, которые могут стать  угрозой существованию самой  государственной власти.

В правом и демократическом  государстве общественно опасные  действия монополистических объединений  порождают противодействие. В странах  Запада имеются силы, которые вступают в противоборство с монополиями. Это, во-первых, широкие массы мелких товаропроизводителей и потребителей, которые, как говорится, среди белого дня подвергаются ограблению. Во-вторых, решающая роль в преодолении этого  острейшего конфликта в экономике  принадлежит государству и праву. Давайте подробнее рассмотрим роль правового регулирования монополистической  деятельности.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Тогда здесь началось массовое выступление потребителей, мелких и  средних предпринимателей против гнета  монополий. В правовом государстве  данный конфликт был разрешён в результате того, что государство ввело антимонопольное  законодательство. В 1890 году американский Конгресс принял Акт Шермана против трестов.

Каков более чем 100-летний опыт антимонопольного регулирования  в США?

Это регулирование проводится по четырём направлениям.

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под  монополизацией подразумевается не укрепление производства, а только серьёзное ограничение торговли. По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее  положение. Незаконным признаётся трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими  штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание  рыночной долей, равной (или превышающей) 60%.

Иначе говоря, монопольное  положение фирмы в определённой отрасли само по себе не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться  в нарушителях закона. Это противоречит демократической основе права –  презумпции невиновности (признанию  факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом  запрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К  тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определённой продукции, имеют возможность сбывать  свои изделия за пределами национального  рынка – во внешней торговле.

Второе направление: запрещается  слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 году, такое слияние расценивалось  как усиливающее монополизацию  и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических  объединений был распущен.

Правда, Актом Клейтона не приостановлен процесс централизации  экономики. Ежегодно в США проходит до двух тысяч слияний фирм. И  лишь их малая часть контролируется государством.

Третье направление: запрещается  установление монопольных цен (в  том числе "лидерство" фирм в  повышении цен и другие виды сговора  в отношении цен). За выполнением  запрета следит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 году. С 1914 по 1977 годы Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен.

Четвёртое направление: сохранение и поддержание конкуренции в  её цивилизованных формах.

Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли  подделка продукции конкурентов, нарушение  патентов, копирование товарных и  фирменных знаков, обман потребителей.

Американское антимонопольное  законодательство признало незаконными  нечестные, или обманные, методы конкуренции. В их числе снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных  товаров, лекарств и косметических  средств, медицинских инструментов.

К началу 90-х годов XX века антимонопольное законодательство было принято более чем в 40 странах  с развитой и развивающейся экономикой. Национальные законодательства отражают специфические условия своих  стран. Вместе с тем антимонопольное  законодательство имеет единые основы. Оно, во-первых, ставит под государственный  контроль слияние компаний. Во-вторых, запрещает соглашения и сговоры  фирм в отношении цен и условий  торговли. В-третьих, оно пересекает недобросовестную конкуренцию.

В 90-х годах в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодексе  к преступлениям отнесены монополистические  действия и ограничения конкуренции. Речь идёт о монополистических действиях, которые совершены путём установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции  путём раздела рынка, ограничения  доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической  деятельности, установления или поддержания  единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).

К числу экономических  преступлений относится принуждение  к совершению сделки или к отказу от её совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного  знака (статья 180); использование в  рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или  услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершённое  из корыстной заинтересованности и  причинившее значительный ущерб (статья 182).

В 1991 году впервые был  принят Закон РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках". Отдельные  положения этого Закона в дальнейшем уточнялись и получали более конкретную форму в других нормативных актах.

Итак, антимонопольное законодательство поставило определённые преграды монополизации  рыночной экономики. Одновременно государство  выступило гарантом сохранения конкуренции  в её цивилизованных формах. Естественно, всё это сказалось на развитии новых видов конкуренции, в которых  участвуют монополии.

 

2.5.2 Формы синтеза  монополии и конкуренции

Процессы монополизации  рынка и подрыва свободной (совершенной) конкуренции долгое время не получали адекватного (вполне соответствующего) отражения в экономической теории. Здесь с 70-х годов XIX века господствующие позиции заняло неоклассическое  направление. Его сторонники вплоть до 30-х годов нынешнего столетия отстаивали устаревшую догму (бездоказательное положение, принимаемое за истину) о  несовершенной конкуренции, которую  ведут между собой мелкие независимые  товаропроизводители.

И вот в начале 30-х годов  в экономической теории произошла  своеобразная, по оценке некоторых  учённых, революция, которая покончила  с догмой о совершённой конкуренции. С решительной критикой неконсервативной концепции конкуренции выступила  профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон[3]. В работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933) она заявила: "Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай… правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай"[4].

Существенный вклад в  понимание несовершенной конкуренции  внёс американский экономист Эдуард Чемберлин[5]. В книге "Теория монополистической конкуренции" (1933) он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. Сочетание конкуренции и монополии достигается в так называемой монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция  базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов и  услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией  которых занимаются разные компании.

В монополистической конкуренции  органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в  том, что фирма создаёт легальную  монополию, которая с помощью  патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров  – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок  сбыта монополистическим. Другая сторона  заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется  много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.

Э. Чемберлин так описывает  приёмы, применяемые в монополистической  конкуренции. "Дифференциация может  базироваться на определённых особенностях самого продукта, вроде таких, как  особые запатентованные свойства –  фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как  индивидуальные особенности, относящиеся  к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих  продаже товара. В розничной торговле…  эти условия включают в себя такие  факторы, как удобство местонахождения  продавца, общая атмосфера или  общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация  как честного дельца, любезность, деловая  сноровка и все личные узы, которые  связывают его клиентов либо с  ним самим, либо с теми, кто у  него работает"[6].

Таковы характерные черты  одной формы синтеза монополии  и конкуренции. В западных странах  существует и другая подобная форма  – олигополия.

Олигополия (греч. oligos – немногий; poleo – продаю) – господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции. При этом монополизация производства может достигать ещё больших  масштабов. Примером может служить  автомобильная промышленность США, где три гиганта – "Дженерал моторс", "Форд", и "Крайслер" - производят свыше 90% всей продукции.

Олигополии возникли не случайно. На Западе государство активно вмешивается  в хозяйственную деятельность монополий. Так, оно устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в  высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита  монополизация. Специальные государственные  органы наблюдают за ценами, объёмами производства, входом и выходом фирм из отраслей. Они содействуют выполнению антимонопольного законодательства.

Олигополии вынуждены  считаться с антимонопольным  законодательством. Однако они нередко  различными путями (посредством "лидерства  в ценах", тайного "джентльменского  соглашения") обходят антимонопольные  законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней  мере выгодные им цены.

Уже то обстоятельство, что  олигополия стремится сохранить  или ещё более увеличить и  без того достаточно высокие цены, исключает метод ценовой конкуренции. Поэтому в ход пускается новый  способ борьбы за спрос покупателей  – неценовая конкуренция. Соперничество  в этом случае ведётся на основе технического превосходства, высокого качества и надёжности изделий, более  эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг  и гарантий покупателям, условий  оплаты и других приёмов. При этом учитывается, что сейчас усилилось  воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых  изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

Неценовая конкуренция существенно  меняет рыночный механизм регулирования  взаимосвязи цен и стоимости. Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая  цена, то она уже не может совершать  прежнее движение вокруг стоимости  товара. Наоборот, величина стоимости  – общественно необходимых затрат труда и материальных средств  – изменяется в соответствии с  уровнем зафиксированной цены продуктов. Так, в зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются или снижаются расходы фирм на повышение качества изделий, на содержание сети обслуживания потребителя, на рекламу и т.п. В результате более быстро меняются затраты труда и материальных средств на изготовление и сбыт продукции, то есть производственный и сбытовой аппараты монополий оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

Информация о работе Конкуренция, её сущность и значение