Конкуренция, её сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Содержание работы

§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38
§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53

Файлы: 1 файл

курсовая конкуренция.docx

— 146.92 Кб (Скачать файл)

III) Главный фронт сражения  на рыночном поприще проходит  между армиями продавцов и  армией покупателей, стоящих на  противоположных позициях в отношении  уровня цены. Какая же армия  может уверенно выиграть сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена  и в итоге может навязать  противнику свою цену. Выходит  – как это ни покажется парадоксальным  – победу в крупном конкурентном  сражении может дать монополистическое  объединение противоборствующих  сил. 

Значит, объективная логика развития рынка такова, что свободная  конкуренция сама порождает монополию, то есть движение идёт от оного противоположного состояния рынка, указанного на схеме 2.1, к совершенно другому.

§2.2 Совершенная  конкуренция

На конкурентном рынке, или  рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде.

Идеально конкурентный рынок  предполагает, что: а) все фирмы выпускают  однородную стандартную продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между товарами разных производителей; б) количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь  мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену; в) отсутствуют какие-либо ограничения для образования  в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих  предприятий.

Невозможность влияния на рыночные цены приводит к тому, что  конкурентная фирма вынуждена принимать  цены как заданные извне. Увеличит ли эта фирма свой объём производства или сократит его до нуля, на рыночную цену её решение не повлияет. Вот  почему кривая спроса на продукцию  отдельной фирмы является горизонтальной линией и графически выглядит следующим  образом (экономисты говорят в таком  случае об абсолютной эластичности кривой спроса) (рисунок 2.2).

 

 

                                                                 

Рисунок 2.2. Графическое выражение  спроса конкурентной фирмы

Борьба между фирмами  за увеличение объёма своих продаж носит преимущественно ценовой  характер, то есть основывается на действии закона спроса (снижение цены на продукцию  ведёт при прочих равных условиях к увеличению цены спроса на неё) и  проявляется в установлении фирмой цены предложения ниже рыночного  уровня.

Если выполняются все  перечисленные выше условия, то предложение  на рынке является конкурентным, а  фирмы-производительницы ведут себя как совершённые конкуренты. Если же помимо этого не только продавцы, но и покупатели хорошо информированы, действуют независимо и объём  покупок каждого столь мал, что  решение одного покупателя о приобретении данного товара не влияет на рыночные цены, мы говорим о совершенно конкурентном рынке.

На практике лишь ограниченное число отраслей могут считаться  конкурентными в том смысле, что  фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на однородную продукцию  и что фирмы могут свободно входить в дело и легко выходить из него. Такими примерами могут  являться рынок сельскохозяйственной продукции или рынок ценных бумаг.

Тем не менее анализ совершенно конкурентного рынка необходим, ибо, во-первых, во многих отраслях фирмы  действуют в условиях, близких  к конкурентному, и для оценки степени конкурентности реального  рынка необходимо иметь идеальную  модель, своего рода эталон, во-вторых, модель совершенной конкуренции, как  и всякая модель, будучи упрощённым изображением экономической действительности, позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного  механизма в его наиболее чистом виде.

§2.3 Совершенная  конкуренция и эффективность

Конкурентная экономика  стремится использовать ограниченные ресурсы таким образом, чтобы  получить максимальное удовлетворение потребностей.

Эффективное использование  ограниченных ресурсов предполагает:

а) эффективность распределения  ресурсов;

б) производственную или  технологическую эффективность.

P


 

МС


 

Эффективное распределение  ресурсов – это такое их распределение  между фирмами и отраслями, которое  позволяет получить весь необходимый  обществу ассортимент товаров. Это  возможно тогда, когда производство каждого товара будет осуществляться до той точки, в которой Р = МС (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3. Эффективность  распределения ресурсов

При этом уровень цены показывает общественную меру относительной предельной ценности данного товара, а предельные издержки измеряют относительную ценность альтернативных товаров.

Производство ниже этой точки (P > MC) означает недополучение прибыли  для производителя и недовложение ресурсов в производство данного  товара с точки зрения общества. Производство выше этой точки (P < MC) означает избыточное вложение ресурсов в производство данного товара и отказ от производства альтернативных товаров.

Производственная эффективность  требует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим способом. Поэтому  фирма должна использовать наилучшую  технологию для того, чтобы в долгосрочном периоде производить на уровне min AC. Следовательно, производственная эффективность  обусловлена равенством Р = АС.

Сейчас настал черёд подробно рассмотреть особенности второго  вида взаимодействия участников рыночных сделок.

 

§2.4 Монополистические  объединения

В первую очередь важно  учесть, что в экономической теории термин "монополия" используется для обозначения двух разных понятий. Первое понятие - единовластие в присвоении имущества (монополия собственности) и в его хозяйственном использовании (монополия хозяйствования). Но здесь  пойдёт речь о рыночной монополии. Монополия  (греч. monos – один; poleo – продаю) в этом смысле – захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нём своего господства.

Как известно, на рубеже XIX – XX веков произошла широкомасштабная монополизация рынка. Свободная  конкуренция стала исторически  соответствовать периоду классического  капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в  Англии и лишь в XIX веке. В современных  условиях свободное рыночное соперничество  стало редким явлением. Так, в западных странах это явление можно  наблюдать, например, на рынке ценных бумаг и на рынке, где фермеры  продают сельскохозяйственную продукцию.

Но в период становления  корпоративного и финансового капитала свободная конкуренция уступила многие свои позиции монополистическим  объединениям. Монополизация экономически явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации и централизации  промышленного производства под  воздействием научно-технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: "Экономике  крупного производства, возможно, присущи  определённые факторы, ведущие к  монополистическому содержанию организации  бизнеса. Это особенно наглядно проявляется  в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция  не смогла бы долго просуществовать  и быть эффективной в среде  бесчисленного множества производителей"[2].

Монополии можно классифицировать на следующие виды, различающиеся  по разным основаниям (схема 2.1).

Схема 2.1. Виды монополий

I. По месту в торговых  сделках монополии подразделяются  на два вида: а) Объединение  предприятий, продающее определённые  товары множеству покупателей, - монополия. 

б) Хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, - монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой  промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермам, сбывающим  им сельскохозяйственную продукцию.

II. С учётом степени  охвата рынка выделяются следующие  виды монополистических организаций:  а) В масштабе одной отрасли  рыночной деятельности – чистая  монополия. В этом случае действует  один продавец, доступ на рынок  для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль  над количеством товара, предназначенного  для продажи, и его ценой. 

В отраслевом масштабе обычно развёртывается деятельность чистой монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов  она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

б) В масштабе национального  хозяйства может сформироваться абсолютная монополия. Она находится  в руках государства или его  каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней  торговли и т.п.).

Аналогично – в общенациональном масштабе – действует абсолютная монопсония.

III. В зависимости от  характера и причин возникновения  различают следующие виды монополистических  объединений: а) Естественная  монополия. Ею обладают собственники  и хозяйственные организации,  имеющие в своём распоряжении  редкие и свободно не воспроизводимые  элементы производства (например, редкие  металлы, особые земельные участки  под виноградники). Сюда также  относятся некоторые отрасли  и виды производства, в которых  из-за особой технологии недопустимо  развивать конкуренцию. 

Так, в Федеральном законе "О естественных монополиях" (принятом Государственной Думой 19 июля 1995 года) естественной монополией признано состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность  выражается в существенном понижении  издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства. Причём товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами.

Данный Федеральный закон  регулирует деятельность субъектов  естественных монополий в следующих  сферах: транспортировка нефти и  нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и  тепловой энергии; железнодорожные  перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.

б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно  причислить формы монополизации, как  бы защищённые от конкуренции:

1) патентная система. Такая  система действует в нашей  стране в соответствии с "Патентным  законом Российской Федерации" (принятым 23 сентября 1992 года). Закон  устанавливает, что выданный физическим  и юридическим лицам патент  удостоверяет приоритет, авторство  изобретения, полезной модели, промышленного  образца и исключительное право  на их использование. Данный  закон регулирует имущественные  и личные неимущественные отношения,  возникающие в связи с созданием,  правовой охраной и использованием  изобретений, полезных моделей  и промышленных образцов;

2) авторские права. Так,  Закон Российской Федерации "Об  авторском праве и смежных  правах" (принятый 9 июля 1993 году) установил,  что автору (физическому лицу, творческим  трудом которого создано произведение  науки, литературы и искусства)  принадлежит исключительное право  на использование его произведения  в любой форме и любым способом. Закон регулирует отношения, связанные  с созданием и использованием  произведений науки, литературы  и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного  или кабельного вещаний (смежные  права);

3) товарные знаки. Согласно  Закону Российской Федерации  "О товарных знаках, знаках  обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров" (принятому  23 сентября 1992 года), владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

в) Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое  отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических  выгод.

Искусственная монополия  преднамеренно меняет структуру  рыночного пространства в своих  интересах: создаёт барьеры для  вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья  и энергоносителей, через зависимые  банки не выдаёт кредиты для хозяйственных  нужд новым предприятиям и т.п.); создаёт  очень высокий (по сравнению с  конкурентами) уровень технологии производства; применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта  от масштабов производства; теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии  выступают в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют  свою собственность на средства и  продукты производства, а созданные  изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доли каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении  рынков и др. Синдикат – объединение  ряда предприятий, изготавливающих  однородную продукцию; здесь собственность  на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется  как их общее достояние через  созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой  создаётся совместная собственность  данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых  предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн  получил сейчас широкое распространение.

Информация о работе Конкуренция, её сущность и значение