Конкуренция и ее роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма….……………...6
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………..…………..6
1.2 Функции конкуренции……………………………………………...……….10
1.3 Виды классификаций конкуренции…………………….………….……….14
1.4 Основные модели рынка………...…………………………..………………17
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы……………..…………...36
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция………………….…….36
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа……………………..…..43
2.3 Современный экономический шпионаж…………………………….……43
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции……..48
Глава 3. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством………………….………………………………….51
3.1 Антимонопольная политика……………………………………………..…51
3.2 Развитие малого предпринимательства……………………………………63
Заключение………………………………………………………………...…67
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Конкуренция и ее роль в экономике.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

 Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

    -предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами, получают  вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

    -предприятия, которые не  реагируют на пожелания клиентов  или нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке, получают наказание в виде  убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  Функция распределения.   Конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам. И конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

  Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

  Политика в области конкуренции  призвана заботиться о том, чтобы  конкуренция могла выполнять  свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

   - технический прогресс в  отношении изделий и процессов  быстро внедряется (инновация под  давлением  конкуренции);    конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

   - предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

  Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества  в прибыли теряются в результате  успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь  это зависит от того, насколько  быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос. При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

   В соответствии с руководящим  принципом оптимальной интенсивной  конкуренции благоприятные условия  для нормального функционирования  соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

   В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

   - качество конкуренции;

   - само существование конкуренции;

   - цены и качество изделий  должны быть в центре внимания  конкуренции;

   - предлагаемая услуга должна  быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

   - защищенные правовыми нормами  товарные знаки и марки помогают  покупателю различать товары  по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых  их качествах;

ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

 

1.3 Виды классификаций конкуренции

 

Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. В данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций.

  • Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную ( без дифференциации ) и разнородную, гетерогенную ( с дифференциацией ).
  • Конкуренция подразделяется на открытую и закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль. 
  • Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:

Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.

Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

  • Эффективная конкуренция. 

По поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения. Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

  • В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и  с нарушением норм действующего законодательства
  • Разновидности конкуренции в зависимости от степени цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная)

Недобросовестная конкуренция определяется следующим образом:

действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов. Они включают в себя:

  • распространение ложных или неточных сведений о конкуренте; 
  • введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества;
  • незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки;
  • реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
  • искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара;
  • некорректное сравнение товаров и т.д.

К незаконным методам неценовой конкуренции также относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Марокко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.

  • Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями, и взаимозависимость этих предприятий.

Первый критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Второй - коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности. Первый характеризует влияние изменения цены j-го предприятия на выпуск i-го, второй - влияние выпуска j-го предприятия на цену i-го. Чем выше коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых предприятиями товаров (их взаимозаменяемость). Чем выше количественная перекрестная эластичность, тем более жесткая взаимозависимость предприятий.

Дж. Блейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е), которое определяется относительным превышением действительной цены товара PL его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода Pc:

 

Е = ( PL - Pc)\ Pc.

 

  Чем выше Е, тем привлекательнее  рынок, тем вероятнее вход на рынок. В случае монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.

 

1.4 Основные модели рынка

 

В данной схеме показана основная, самая популярная классификация:


 

 

 

 

по состоянию рынка и по способам соперничества.

 

 

 

Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

  1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  2. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
  3. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  4. Доступность информации
  5. Контроль над рыночной ценой
  6. Неценовая конкуренция
  7. Сектор экономики, в котором преобладает данная структура.

 

Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующие таблицы:

 

 

 

Таблица 1.4

Характеристики рыночных структур

Чистая конкуренция

Характеризуется:

  1. Множеством мелких фирм.
  2. Однородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
  4. Равным доступом ко всем видам информации.
  5. Отсутствует, действуют цены спроса и предложения.
  6. Отсутствует
  7. Финансовые рынки и рынки некоторых сельскохозяйственных продуктов

Монополистическая конкуренция

Характеризуется:

  1. Множеством мелких фирм.
  2. Неоднородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
  5. Некоторый, в довольно узких рамках.
  6. Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.п.
  7. Розничная торговля (бензин, персональные компьютеры и т.д.)

Олигополия (Дуополия)

Характеризуется:

  1. Небольшим числом крупных фирм.
  2. Неоднородностью (или однородностью) продукции.
  3. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
  5. Ограниченный взаимной зависимостью: при тайном сговоре.
  6. Очень типична, особенно при дифференциации продукта
  7. Сталелитейная, химическая, авиационная, автомобильная  промышленность

Монополия

Характеризуется:

  1. Одной фирмой.
  2. Уникальностью продукции.
  3. Практически не преодолимыми барьерами на вход.
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
  5. Значительный
  6. В основном реклама, связи фирмы с общественными организациями (благотворительность), дополнительный сервис.
  7. Местные телефонные сети, электро- и газоснабжение

Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономике