Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 15:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Введение
Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма….……………...6
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………..…………..6
1.2 Функции конкуренции……………………………………………...……….10
1.3 Виды классификаций конкуренции…………………….………….……….14
1.4 Основные модели рынка………...…………………………..………………17
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы……………..…………...36
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция………………….…….36
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа……………………..…..43
2.3 Современный экономический шпионаж…………………………….……43
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции……..48
Глава 3. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством………………….………………………………….51
3.1 Антимонопольная политика……………………………………………..…51
3.2 Развитие малого предпринимательства……………………………………63
Заключение………………………………………………………………...…67
Список использованных источников
Условием признания какого-либо действия недобросовестной конкуренцией служит причиненный вред. При этом вред подразделяется на убытки, которые уже наступили в имущественной сфере конкурента или которые могут наступить в будущем, если не пресечь правонарушение, а также на ущерб деловой репутации других хозяйственных субъектов - конкурентов.
Исходя из общих условий наступления гражданско-правовой (деликтной) ответственности (а ответственность за недобросовестную конкуренцию - это ее разновидность), к другим условиям ответственности за недобросовестную конкуренцию относится вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности, а также причинная связь между противоправным действием и причиненным вредом.
Следует отметить, что в области права на защиту от недобросовестной конкуренции существует дополнительное условие ответственности -наличие так называемого конкурентного правоотношения. Данный вывод следует из положения о том, что при совершении недобросовестной конкуренции вред может причиняться только хозяйствующим субъектам - конкурентам. В этой связи возникает проблема определения видов предпринимательской деятельности, в которой заняты хозяйствующие субъекты - конкуренты, предлагающие на определенные товарные рынки идентичные или сходные товары (услуги).
Таким образом, в делах о пресечении недобросовестной конкуренции определяющим является тот факт, что хозяйствующие субъекты находятся в конкурентных отношениях, т.е. их предпринимательская деятельность осуществляется в целях конкуренции.
Виды недобросовестных конкурентных действий.
В настоящее время после внесения изменений в Закон о конкуренции перечень недобросовестных конкурентных действий выглядит следующим образом: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Вместе с тем сфера применения данного положения сужена, поскольку невозможно в настоящее время преследовать такие правонарушения, как копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта. Так, прежде существовала возможность запрета недобросовестного использования чужих промышленных образцов (копирование внешней формы товара), которые по каким-либо причинам не были зарегистрированы или срок регистрации которых истек, но которые завоевали высокую репутацию на рынке
Особенность российского законодательства в области защиты от недобросовестной конкуренции заключается в том, что по ряду составов правонарушения недобросовестная конкуренция совпадает с нарушением исключительного права (так называемая контрафакция) на объекты интеллектуальной собственности (в том числе изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем).
Напомним, что недобросовестной конкуренцией признается продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. В отличие от контрафакции, где правонарушением признается ряд контрафактных действий по использованию чужих объектов (изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и т.д.), в области недобросовестной конкуренции не допускается только незаконная продажа товара с воплощенными в нем объектами интеллектуальной собственности при условии конкурентных отношений между истцом и ответчиком.
В настоящее время не вполне ясным представляется толкование понятия "продажа товара" в соответствии со ст. 10 Закона о конкуренции. Думается, что правоприменительная практика в дальнейшем установит либо узкое, либо широкое толкование этого термина, включая и предложение к продаже, и иное введение в гражданский оборот (например, сдача в залог). Во всяком случае определяющим в этом составе правонарушения с точки зрения права на защиту от недобросовестной конкуренции является нахождение товара в гражданском обороте. Таким образом, в России контрафакция в определенных случаях есть составная часть недобросовестной конкуренции, хотя по своему содержанию, по количеству составов правонарушения это - более широкое понятие.
Какие еще особенности правовой регламентации недобросовестной конкуренции в России можно отметить? В отличие от ранее действовавшей редакции Закона о конкуренции в настоящее время невозможно преследовать по нормам о пресечении недобросовестной конкуренции лиц, самовольно использующих чужие незарегистрированные товарные знаки, поскольку согласно нынешней редакции ст. 10 Закона о конкуренции недопустима продажа с незаконным использованием чужих товарных знаков, в то время как раньше речь шла о недопустимости самовольного использования товарного знака.
Как следует из вышеизложенного, правовая регламентация недобросовестной конкуренции, предусмотренная российским Законом о конкуренции, формально соответствует тому минимуму правовой охраны, который установлен Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, хотя в нем и не определены составы правонарушения, т.е. не раскрыты и не детализированы конкурентные действия.
Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки.
В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей из их не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %, четырех крупнейших — не более 64 %.
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:
1. Приватизация не
привела, как ожидалось, к появлению
эффективных собственников, которые
заботились бы о развитии
2. Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
3. Малый бизнес так
и не получил должного
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:
1. Наладить антимонопольный
контроль за проведением
2. Ввести жёсткие меры
против действий региональных
властей, препятствующих свободе
перемещения товаров и
3. Совершенствовать правовое
регулирование использования
4. Согласовать антимонопольное
законодательство стран СНГ, адаптировать
их конкурентную политику к
международным принципам и
Большей приспособляемостью к быстро меняющимся условиям рынка обладают малые фирмы. Они обнаруживают стойкий иммунитет к выживанию, способность превратить свои слабости в силу. Например, не имея мощного и первоклассного оборудования, выполнять, в отличие от крупных монополий и компаний, мелкие заказы, проще подстраиваться к изменениям спроса и т.п. Выжить им в условиях острой конкурентной борьбы помогает точный расчет: деятельность в сферах традиционных для малого бизнеса, либо выполнение функций субпоставщиков мелких деталей или полуфабрикатов для крупных компаний. Например, в Японии каждая крупная корпорация окружена густой сетью малых, преимущественно семейных фирм, снабжающих их деталями, требующими тщательного и скрупулезного ручного труда. Очень часто мелкие фирмы занимаются копированием известных марочных изделий, что позволяет им быстро приспособиться к волне спроса на эти товары. При этом они активно используют «партизанский» маркетинг, который помогает продвигать свои товары любыми доступными методами. Но для того чтобы выжить, им рано или поздно необходимо расти, занимая все большую часть рыночной ниши, сначала в национальном, а потом и в международном масштабе. Для дальнейшего наращивания своего экономического роста такая фирма должна вторгнуться в массовое производство, что непросто сделать, поскольку вне своей рыночной ниши она становится уязвимой для своих конкурентов. Вместе с тем специализация и массовое производство могут принести фирме большую удачу, если выбранная ею специализация окажется весьма перспективной для целевого рынка. Так, автомобильная фирма «Дэймлер-Бенц» специализировалась на производстве автомобиля высокого класса. С увеличением среднего класса во всех развитых странах мира потребность в данных автомобилях стала быстро расти, это обеспечило фирме их массовое производство. Отсюда патентная стратегия - выпуск дифференцированного, сначала ограниченного количества продуктов очень высокого качества. Такие специализированные фирмы легко обходят в конкурентной борьбе мощные компании, занимая свои собственные эксклюзивные рыночные ниши. При этом они подчеркивают и всячески культивируют свою непохожесть на других. Такими исключительными товарами и являются, например, духи «Шанель», автомобили «Порше», «Ягуар», «Феррари». Создав массовое производство, со временем они могут ориентироваться на удовлетворение потребительского спроса на массовую и сравнительно дешевую продукцию. Стратегия их конкурентной борьбы сводится к курсу на снижение издержек производства. Основой осуществления такой стратегии является такая организация массового производства, которая позволяет выпускать значительное количество недорогих, но высококачественных товаров, предназначенных для массового потребителя.
Однако к этому можно прийти и путем прорыва в НТР, что и делают фирмы, которые, осваивая новые продукты или технологии и производства, оказываются на волне стимулируемого ими спроса на новинки. Примером такого развития является деятельность корпорации «Эппл», которая начала свою деятельность на рынке мелкой фирмой по производству электронно-вычислительной техники. В короткое время она смогла выйти в высшую корпоративную элиту США и всего мира благодаря тому, что одной из первых стала выпускать персональные компьютеры. Развиваясь динамично, подобная фирма стремится занять доминирующее положение. Однако если она утратит стратегию непрерывного роста и глобального проникновения в национальные рынки других стран, то может исчерпать факторы своего развития. Такие компании, как правило, обрастают бесчисленными второстепенными производствами, становятся малоуправляемыми, утрачивают динамизм и прибыльность.
В подобной ситуации оказался к концу 80-х гг. голландский электротехнический концерн «Филипс». Его ассортимент включал широкий перечень изделий: от бритвы до приборов для лечения нервов, от долгоиграющей пластинки до персонального компьютера. В концерн входило 350 предприятий, разбросанных по всему свету. Чтобы полностью загрузить их, руководство концерна старалось все необходимые узлы и детали производить самостоятельно, это увеличивало себестоимость выпускаемой продукции. Выход был найден в политике дезинвестиций, т.е. в избавлении от убыточных производств и в снижении издержек производства на оставшихся предприятиях. Через такую же процедуру прошли в последнее время и американская автомобильная корпорация «Крайслер», занявшая еще более прочное положение на рынке, германский электротехнический концерн «АЭГ», британский химический гигант «Империал кемикл индастриз» и др.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации.
Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Чрезмерная монополизация,
появление конкурентной борьбы
между монополиями, без соответствующего
контроля со стороны
Проблема конкуренции изучается многими экономистами как за рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно. Важно еще и правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств - выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства. Регулировать экономику или нет, какую форму конкуренции поощрять и т.д. Россия никак не может выйти из переходного периода, когда конкуренции фактически не существовало (хотя она все-таки нашла свое отражение в "соцсоревнованиях") и прийти к рыночной. На мой взгляд, в России сейчас воцарился хаос. Наш переход от плановой экономики к рыночной осуществляется очень непоследовательно, скачками, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий в частные руки, и получилось ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но очень редко это оказывается действенно. Напротив, государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Например, повышение пошлин на подержанные автомобили ограждает отечественных производителей авто от необходимости конкурировать. С одной стороны, государство заботится о своем производителе, но оно совершенно не подумало о последствиях такой бездумной протекционистской политики. Наши автомобили будут пользоваться большим спросом, но степень удовлетворенности понизится. Совершенно очевидно, что наши машины худшего качества по сравнению с импортными. И у производителей не будет особенного стимула повышать качество, так как продукция и так пользуется спросом.