Конкуренция и ее роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма….……………...6
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………..…………..6
1.2 Функции конкуренции……………………………………………...……….10
1.3 Виды классификаций конкуренции…………………….………….……….14
1.4 Основные модели рынка………...…………………………..………………17
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы……………..…………...36
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция………………….…….36
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа……………………..…..43
2.3 Современный экономический шпионаж…………………………….……43
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции……..48
Глава 3. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством………………….………………………………….51
3.1 Антимонопольная политика……………………………………………..…51
3.2 Развитие малого предпринимательства……………………………………63
Заключение………………………………………………………………...…67
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Конкуренция и ее роль в экономике.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Концерн- это объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

Модели рынков и возможность влиять на формирование цен на них продавцами и покупателями иллюстрирует рисунок:


 

 

     Чистая конкуренция


 

      Монополистическая конкуренция


 

       Олигополия


 

        Монополия


 


 

 

Как видно из рисунка, возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

 

 

Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы

 

   Конкуренция в переводе  с латинского языка  значит "сталкиваться" и как было уже отмечено  выше означает борьбу между  товаропроизводителями за наиболее  выгодные условия производства  и сбыта продукции. Конкуренция  выполняет роль регулятора темпов  и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

   Конкуренция является определяющим  фактором упорядочения цен, стимулом  инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

   Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную  конкуренцию и недобросовестную  конкуренцию.

 

2.1 Добросовестная и  недобросовестная конкуренция

 

Основными методами являются:

  - повышение качества продукции

  - снижение цен ("война цен")

  - реклама

  - развитие до- и послепродажного  обслуживания

  - создание новых товаров  и услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

  Одной из традиционных форм  конкурентной борьбы является  манипулирование ценами, т.н. "война  цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

  Более эффективной и более  современной формой конкурентной  борьбы является борьба за  качество предлагаемого на рынок  товара. Поступление на рынок  продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

   В настоящее время получили  очень большое развитие различного  рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения  запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

Примером такого исследования может служить следующая оценка конкурентной борьбы.

 Прочность положения фирмы  на рынке определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями вести конкурентную борьбу.

Рыночная конкуренция - это соперничество между фирмами, предприятиями и регионами, которые стремятся к одним и тем же целям. Например, к захвату рынка или определенной рыночной ниши, контролю над ценами и т.п. Рынку потребителя присуща свободная или совершенная конкуренция. Она характеризуется определенными моментами, совокупность кото

рых дает представление об идеальном (но практически не существующем) рынке, обеспечивающем условия для свободного волеизъявления производителей и потребителей, при помощи которого каждый из контрагентов рынка удовлетворяет свои интересы.

Конкурентоспособность представляет собой относительную оценку преимуществ фирм, предприятий, продуктов и услуг, которая позволяет им с большей эффективностью удовлетворять потребности потребителей. Конкурентоспособной является та фирма, которая занимает наиболее устойчивые позиции на внутреннем рынке, проникает и на внешние рынки, проводит эффективную конкурентную стратегию. Она определяется рядом внешних и внутренних факторов, наличие нормативных актов, которыми руководствуется предприятие; научно-методическая документация, проектно-конструкторские документы; технология производства; технический уровень продукта или услуги; деловые и личностные качества рабочих, специалистов и менеджеров; состояние ценных бумаг, т.е. обеспечение их ликвидности на рынке; инфраструктура и состояние окружающей среды; уровень информации. Если все эти факторы оценить по степени удовлетворения потребностей производителей в реализации избранных целей бизнеса и маркетинга, то можно для каждого конкретного случая выбрать основные требования, которым должны отвечать эти показатели. Так, к нормативным актам могут быть предъявлены требования соответствия международным нормам и применения их при разработке системного и комплексного подходов к управлению предприятием; к проектно-конструкторской документации - применение современных методов научно-технических разработок, создание опережающей базы сравнения при планировании обновления продуктов и услуг, соответствующих международным требованиям; к производству - создание и использование прогрессивных технологий, современных методов маркетинга и менеджмента, обновление основных фондов, обеспечение гибкости производственных процессов. К отдельному рабочему предъявляются такие требования, как умение выполнить все технологические нормативы по всем задаваемым параметрам изделий, а к специалисту - умение разработать или сконструировать продукт, который до начала процесса производства и в ходе его опережает своих соперников по всем параметрам.

Определяя свою стратегию на рынке, фирма должна исходить из того, что конкуренция - многозначное явление, классифицируемое по ряду признаков. Так, функциональная конкуренция возникает вследствие того, что различные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность, но по-разному. Например, чувство голода можно удовлетворить либо мясными, либо растительными продуктами. В этом случае между ними и производящими их фирмами возникает конкуренция. Видовая конкуренция возникает в тех случаях, когда товары призваны удовлетворить одну и ту же потребность, но отличаются друг от друга существенными характеристиками, которые влияют на степень такого удовлетворения. Например, модная и немодная, качественная и некачественная обувь конкурируют между собою по признаку видовых различий. Предметная конкуренция проявляется, когда предприятия предлагают покупателям практически одинаковые товары, различаемые между собою только незначительными отклонениями в цене и в качестве, а то и совпадающие по всем параметрам.

Наличие различных форм и видов конкуренции заставляет предприятия тщательно изучать своего соперника на рынке. Прежде всего необходимо постоянно следить за рекламной кампанией, которую проводит конкурент, -какими средствами рекламы пользуется, каков примерный размер рекламных средств, проводить систематическое исследование всей первичной и вторичной информации, касающейся ближайших конкурентов.

Собранный материал о каждом конкуренте подвергается тщательному анализу, и тут же принимается решение о выработке адекватной стратегии конкурентной борьбы. Она может выражать наступательные или защитные действия предприятия, направленные на занятие прочной позиции на рынке.

Выделяется еще стратегия сохранения конкурентных преимуществ как - на внутреннем, так и на внешнем рынках. Для того чтобы выявить их, необходимо провести анализ конкурентной рыночной ситуации, который покажет, какие ключевые факторы успеха для анализируемого рынка, какие сильные и слабые стороны самого опасного конкурента, выявленного по этим ключевым факторам. Исходя из полученной информации, фирма может определить конкурентные преимущества, в отношении которого она имеет наилучшие позиции, а также принять решение о достижении такого преимущества в конкретной области и попытаться нейтрализовать очевидных соперников. Например, во внимание принимаются такие факторы конкурента, как широта ассортимента, транспортное обеспечение доставки товаров на склады фирмы и доставка покупок покупателям, связи с поставщиками, интерьер магазинов, легкость совершения покупки, качество товаров, удобство расположения магазина.

При количественно-качественной оценке все фирмы делятся на группы, каждая из которых реализует на рынке свои функции: «лидер», «вызывающий», «щелевой», «последователь».

Стратегия «лидера» состоит в том, что, обладая преимуществом в ресурсах, как в количественном, так и в качественном отношениях, он завоевывает наибольшие доли рынка и лучше других адаптируется к спросу. В настоящее время лидерами своих товарных рынков являются такие компании, как «Дженерал Моторс», «ИБМ», «Ксерокс», «Кока-кола», «Нестле» и т.д.

Стратегия «вызывающего» состоит в общем плане во всемерном наступлении на позиции «лидера» с целью когда-либо занять его позиции или хотя бы существенно потеснить их. К ним относятся такие также всемирно известные компании, как «Форд», «Пепси», «Эпсон» и т.д.

Стратегия «щелевого» или «окопавшегося» в рыночной нише направлена в основном на укрепление завоеванных, пусть и небольших рыночных позиций. К ним относятся в основном новички, которые стараются найти своего покупателя и при этом не затронуть более сильных конкурентов, что может быть чревато для новичков катастрофическими последствиями.

 

Во всех случаях стратегия конкурентных преимуществ проводится, исходя из оценки конкурентоспособности товаров, с которыми фирмы и предприятия выходят на свой внутренний и мировой рынки. При этом в рамках разработки конкурентной стратегии определяется конкурентоспособность товаров. Это опирается на особые технологии.

Конкурентоспособность товара определяется его обобщенной характеристикой, которая позволяет выявить преимущества совокупности свойств технического уровня и качества продукта перед аналогичными изделиями конкурента. Для четкого представления о своем положении на рынке предприниматели, их маркетологи и менеджеры должны уметь количественно измерять конкурентоспособность своих товаров и услуг, что позволяет им эффективно управлять его уровнем. Для этого необходима прежде всего качественная информация, характеризующая полезный эффект, получаемый как производителями, так и возможными потребителями их продукции.

Поэтому более современной основой для расчета и управления конкурентоспособностью товара является норма потребительной стоимости как сущность качества будущего.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное  присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п. 

   В связи с большим влиянием  на общественность средств массовой  информации, прессы реклама является  важнейшим методом ведения конкурентной  борьбы, т.к. с помощью рекламы  можно определенным образом формировать  мнение потребителей о том  или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

   Во времена существования  ФРГ  у  западногерманских потребителей  большим спросом пользуется французское  пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,  ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономике