Конкуренция и ее роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма….……………...6
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………..…………..6
1.2 Функции конкуренции……………………………………………...……….10
1.3 Виды классификаций конкуренции…………………….………….……….14
1.4 Основные модели рынка………...…………………………..………………17
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы……………..…………...36
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция………………….…….36
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа……………………..…..43
2.3 Современный экономический шпионаж…………………………….……43
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции……..48
Глава 3. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством………………….………………………………….51
3.1 Антимонопольная политика……………………………………………..…51
3.2 Развитие малого предпринимательства……………………………………63
Заключение………………………………………………………………...…67
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Конкуренция и ее роль в экономике.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Итак, в конкурентной системе ресурсы и конечные товары распределяются по силе денежных голосов. Побеждает, как правило, тот, у кого их больше. А что делать тем потребителям, которые по объективным причинам не могут получать какую-то приемлемую сумму денежного дохода? Одни семьи могут кормить отборной пищей любимого бульдога, другие — питаются простейшими, нередко низкокачественными, продуктами питания. Конечно, ни в коем случае нельзя поощрять лентяйство, инертность, безответственность, но в то же время нельзя и не видеть во многих случаях проблем объективного характера. Критики конкурентной системы отмечают также ее недостаточную способность в распределении экономических ресурсов отвечать требованиям социальной справедливости и гуманности. В частности, ресурсы могут направляться на строительство роскошных особняков, создание изысканных предметов для богатых, а в то же время в обществе может не хватать школ, больниц, лекарств первой необходимости.

Нельзя обойти вниманием еще одну проблему. Конкурентная система действительно создает заинтересованность в снижении издержек производства, его научно-техническом обновлении. Однако этот вопрос имеет и другую сторону. Конкуренция порождает заинтересованность в простой "скупке" научно-технических новшеств — чтобы они не достались конкурентам, в локализации их применения, в нераспространении в экономике новых технических, информационных, организационных элементов. Не следует, конечно, преувеличивать масштабы и возможности такой "эгоистической" деятельности, но не считаться с ней совсем также нельзя.

Поэтому конкурентная система нуждается в определенной корректировке извне, выполнять которую может только государство.

Здесь начнем с констатации общепризнанного среди экономистов положения, что в некоторых сферах экономики конкуренция является нежелательной, затруднительной или даже неприемлемой формой экономических отношений. Это те области хозяйственной деятельности, которые попадают в раздел исключения из общего правила, утверждающего полезность и необходимость конкуренции в экономике.

Естественная (законная, оправданная) монополия — это чистая монополия, существование которой признается обществом целесообразным. С такой монополией государству, разумеется, не следует вести линию на ее устранение. Государство изначально признает законность или оправданность существования естественной монополии. Поэтому отношение к ней определяется поиском наиболее эффективных средств регулирования условий деятельности.

Что же это за субъекты, к монопольному положению которых государство проявляет такую лояльность? Обычно ими являются предприятия, которые обеспечивают снабжение электроэнергией, газом, водой, многими услугами связи и транспорта. Представите на минуту, какие проблемы могли бы возникнуть, если бы в том районе, где вы живете, действовало бы несколько независимых предприятий по теплообеспечению жилищ, и каждое из них прокладывало бы свои собственные коммуникации к квартирам или домам клиентов.

 Целесообразнее, экономически  выгоднее отказаться в таком  и подобных случаях от конкуренции.

Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя, затраченных им труда, денег, времени от захвата, неоплачиваемого присвоения. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм. Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

Регулирование роста предприятий. Чем является крупная фирма — двигателем прогресса или его тормозом? Это давний спор, который ведут экономисты, и, судя по всему, еще неблизко до его окончательного разрешения. Пока в этом поединке аргументов "за" и "против" можно, на наш взгляд, констатировать ничью. В зависимости от ответа на данный вопрос находится определение политики государства по отношению к росту предприятий, их слиянию.

Рост экономических структур может осуществляться в следующих направлениях:

1. Горизонтальный рост. Это расширение  объемов производства предприятия  в рамках одной отрасли. Горизонтальное  слияние фирм произойдет в  случае, например, объединения двух  сталелитейных предприятий.

2. Вертикальный рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникновения в смежные отрасли. Вертикальную форму слияния приобретает, например, объединение сталелитейного и машиностроительного предприятий.

3. Конгломеративный (диверсифицированный) рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникновения в технологически не связанные отрасли. Это происходит, например, когда сталелитейное предприятие приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли, а банк покупает универмаг или транспортную компанию.

Каким же должно быть отношение государства к направлениям роста предприятий, их слияниям? Безусловным является то, что государство должно осуществлять контроль за слияниями. Слияния, добровольные или вынужденные, могут влиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе действуют два молокозавода. Если они объединятся, нетрудно представить, как это повлияет на конкуренцию, на взаимоотношения продавцов и покупателей. Государство должно препятствовать таким действиям.

Снижение или устранение конкуренции может произойти не только при слияниях. Контроль над акционерным предприятием осуществляют те лица, которым принадлежат акции. Чем больше акций у какого-то лица, тем сильнее его влияние на деятельность предприятия. Акции периодически меняют своих владельцев, они являются предметом купли-продажи. Так, если крупный пакет акций, например трубного завода, перейдет к конкуренту — другому трубному предприятию, то это может существенно подорвать конкуренцию на рынке труб. Поэтому Государство должно осуществлять контроль за крупными продажами и покупками акций, производить экспертизу этих сделок на предмет их влияния на конкуренцию, принимать по ним соответствующие решения, вплоть до аннулирования. Вместе с тем эта деятельность государства не должна быть прямолинейной и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать и многие другие обстоятельства, потому что нередко возникают случаи, когда потери, вызванные снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы выигрышем в других вопросах (например, повышением производительности, сохранением рабочих мест, улучшением качества).

Возникновение в Российской Федерации конкуренции в хозяйственной сфере связано с переходом страны к рыночной экономике. В результате этого появилось много новых понятий, которые ранее у нас были неизвестны либо связывались только с практикой зарубежных стран.

Сказанное в полной мере относится и к такому понятию, как недобросовестная конкуренция. В бытовом лексиконе недобросовестная конкуренция понимается как любое нечестное действие или поведение, повлекшее за собой неблагоприятные последствия. Вместе с тем это понятие имеет правовые рамки, получив в российском законодательстве легальное определение.

Источники права на защиту от недобросовестной конкуренции.

Общий запрет недобросовестной конкуренции закреплен в законодательстве Российской Федерации на конституционном уровне. В частности, согласно п. 2 ст. 34 Конституции РФ, содержащейся в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный запрет основан на принципе свободы конкуренции в экономической деятельности, который сформулирован в п. 1 вышеуказанной статьи: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Основным источником правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции является Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. в редакции Федерального закона «О внесении изменений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"» от 25 мая 1995 г. (далее - Закон о конкуренции). В разд. III этого Закона, состоящего из единственной ст. 10 (формы недобросовестной конкуренции), предусмотрена регламентация не добросовестной конкуренции. Сделано это путем изложения примерного перечня недобросовестных конкурентных действий.

Среди подзаконных актов в сфере пресечения недобросовестной конкуренции необходимо в первую очередь назвать Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденные приказом Государственного комитета РФ по антимонопольной политике от 12 мая 1994 г. (далее - ГКАП России).

На стыке законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей находятся законы "О защите прав потребителей" и "О рекламе".

Основная особенность российского Закона о конкуренции заключается в том, что он носит комплексный характер. В нем предусмотрено правовое регулирование как монополистической деятельности, так и пресечения недобросовестной конкуренции.

В этой связи следует помнить о различиях, которые присущи двум указанным выше законодательным актам. Их у нас зачатую смешивают, поскольку у них единый предмет регулирования -конкурентные отношения. Но если антимонопольное законодательство направлено на сохранение конкуренции в целом путем преследования органами исполнительной власти монополистической практики (картельные соглашения о ценах, о разделе рынков сбыта или источников снабжения и т.д.), то законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции служит целям защиты общества от искажений конкуренции, т.е. против нечестных методов ведения конкурентной борьбы на рынке (применение ложной рекламы, дискредитация деловой репутации конкурента и т.д.). Иными словами, если защита от недобросовестной конкуренции предоставляется против нечестных действий предпринимателей на рынке в отношении их конкретных конкурентов, то антимонопольное законодательство направлено против ограничений конкуренции, которые в принципе касаются всех предпринимателей в той или иной сфере хозяйства.

Следует также отметить, что в мировой практике редки случаи, когда отношения в области недобросовестной конкуренции и монополистической  практики  регулируются  в  одном нормативном акте. Подобная ситуация сложилась в 70-80-х годах в Венгрии и Югославии, что объяснялось неразвитостью конкурентных отношений в этих странах при принятии соответствующих законов. Такая законодательная практика и определила указанное направление в законодательстве постсоциалистических стран. Кроме Венгрии и Югославии (в Венгрии принят более развернутый, но сходный по содержанию Закон в 1990 г.) этому направлению последовали Болгария и ряд государств СНГ - Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан.

Однако развитие конкурентного права в мире свидетельствует о тенденциях к регулированию таких отношений отдельными законами. Так, в Польше 24 февраля 1990 г. принят Закон "О противодействии монополистической практике", в котором отсутствуют положения о пресечении недобросовестной конкуренции, а 16 апреля 1993 г. принят Закон "О борьбе с недобросовестной конкуренцией". В Чехии и Словакии действует Закон "Об охране экономической конкуренции" от 30 января 1991 г., регламентирующий вопросы монополистической деятельности, в то время как пресечение недобросовестной конкуренции предусмотрено в гл. V Первой части Коммерческого кодекса от 5 ноября 1991 г. Отдельные законы о борьбе с недобросовестной конкуренцией были приняты в Румынии (1991 г.), Китае (1993 г.).

Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Данный вывод подтверждается также опытом тех стран, в которых впервые вводится правовое регулирование недобросовестной конкуренции. Например, в Испании наряду с новым антимонопольным законом 1989 г. впервые принят в 1991 г. Закон "О пресечении недобросовестной конкуренции".

В Италии, где пресечение недобросовестной конкуренции осуществляется на основании норм ГК (ст. 2598-2601), в 1990 г. принят первый антимонопольный закон (Закон № 287 от 10 октября 1990 г.). Отдельный антимонопольный закон принят также в Бельгии (Закон "Об охране экономической конкуренции" от 5 августа 1991 г.).

Комплексные законодательные акты, в которых содержатся нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности, характерны лишь для небольшой части стран с переходной экономикой. Однако в последнее время и в этих странах склоняются к решению о разделе самостоятельных сфер правового регулирования. Так, в Украине 7 июня 1996 г. принят Закон "О защите от недобросовестной конкуренции", который вступил в силу с 1 января 1997 г.

Понятие недобросовестной конкуренции.

В российском законодательстве оно дано при внесении изменений в Закон о конкуренции в 1995 г. Согласно ст. 4 Закона недобросовестной конкуренцией признаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция включает в себя не только действия, противоречащие положениям действующего законодательства (например, ст. 10 Закона о конкуренции), но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости при осуществлении предпринимательской деятельности.

Иными словами, формами недобросовестной конкуренции могут признаваться не только противоправные действия, указанные в ст. 10 Закона о конкуренции, но и другие действия, нарушающие обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости. Данный вывод подтверждается положениями ст. 10 Закона о конкуренции, в которой закреплен примерный перечень противоправных действий.

В российском законодательстве не дается легального определения понятий добропорядочности, разумности и справедливости. Следовательно, такие понятия являются вопросом факта и должны оцениваться правоприменительными органами, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономике