Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
КОНКУРЕНЦИЯ - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономи-ческими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться). В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Введение……………………………………………………………с. 4 - 5
Глава 1. Понятие, функции и виды конкуренции..................с. 6 - 11
§ 1. Понятие и условия возникновения конкуренции…......с. 6 - 7
§ 2. Функции конкуренции………………………………….....с. 8 - 9
§ 3. Виды конкуренции………………………………………..с. 10 – 11
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………....с. 12 - 24
§ 1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………..с. 13 - 18
§ 2. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия……………………...с. 19 - 24
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………………….с. 25 - 29
Заключение…................................................................................с. 30
Список использованной литературы…………………………….с. 31
[Введите текст]
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
Нижневартовский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МИКРОЭКОНОМИКА"
НА ТЕМУ: "Конкуренция и ее роль в рыночной
экономике"
форма обучения очная
Руководитель:
Репкин А.И.
Нижневартовск,
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, функции
и виды конкуренции..................
§ 1. Понятие и условия возникновения конкуренции…......с. 6 - 7
§
2. Функции конкуренции………………………………….....
§ 3. Виды конкуренции………………………………………..с. 10 – 11
Глава 2. Модели рынков совершенной
и несовершенной конкуренции…………………………………………………
§ 1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………..с. 13 - 18
§ 2. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия……………………...с. 19 - 24
Глава 3. Конкуренция в
экономике России. Антимонопольное
законодательство и государственное
регулирование экономики…………………
Заключение…...................
Список использованной литературы…………………………….с. 31
Введение
КОНКУРЕНЦИЯ - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономи-ческими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).
Целью данной работы является анализ
эволюции понятия "конкуренция" с
развитием экономических
В системе рыночных отношений покупатели свободно обме-ниваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный характер экономических отношений означает сво-боду выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательс-кой деятельности.
Конкуренция возникла одновременно с товарным производ-ством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрица-тельные стороны.
Позитивное влияние
К числу негативных сторон можно отнести:
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополи-зированных производств, но буквально в сумму гигантских промыш-ленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до соци-альной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффек-тивности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возрос-ла. Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказы-ваются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
Поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Глава 1. Понятие, функции и виды конкуренции.
§ 1. Понятие и условия возникновения конкуренции.
Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Конкурентная борьба способствует эффективному исполь-зованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция
выполняет в рыночной экономике
важнейшую функцию – она
Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.
Конкуренция
представляет собой соперничество
субъектов хозяйственной
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены пос-тоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Основные
условия возникновения
Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении произ-водственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
§ 2. Функции конкуренции.
Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.
Инновационная
функция конкуренции
Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.
Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой моно-польной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возмож-ность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конку-ренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает конт-ролирующей функцией.
Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыноч-ную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общест-венных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невиди-мой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов
Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.
Конкуренция
стимулирует научно-
При противоборстве субъектов рынка усиливается их соци-ально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует мно-жество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
§ 3. Виды конкуренции.
Конкуренцию можно разделить по трем признакам:
Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике