Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
КОНКУРЕНЦИЯ - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономи-ческими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться). В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Введение……………………………………………………………с. 4 - 5
Глава 1. Понятие, функции и виды конкуренции..................с. 6 - 11
§ 1. Понятие и условия возникновения конкуренции…......с. 6 - 7
§ 2. Функции конкуренции………………………………….....с. 8 - 9
§ 3. Виды конкуренции………………………………………..с. 10 – 11
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………....с. 12 - 24
§ 1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………..с. 13 - 18
§ 2. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия……………………...с. 19 - 24
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………………….с. 25 - 29
Заключение…................................................................................с. 30
Список использованной литературы…………………………….с. 31
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Сни-жение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая кон-куренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании мето-дов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межот-раслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция — конку-ренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях произ-водства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свобод-ную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конку-ренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценно-образование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслу-живанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно разли-чаться для разных типов (моделей) рынка.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:
Рис.1
§ 1. Совершенная (чистая) конкуренция.
Когда говорят о совершенной конкуренции, то при этом противопоставляют ее несовершенной конкуренции, которая в значительной мере создается участием на рынке монополий и олигополии. Иногда совершенную конкуренцию называют также атомарной, подчеркивая то обстоятельство, что она ведется между обособленными, самостоятельными, изолированными, не вступаю-щими в объединения производителями.
Совершенной называют такую конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену. Конечно, это определение дает идеальное представление о рынке совершенной конкуренции, однако это помогает нам лучше понять рыночные процессы, если принять во внимание, что в народном хозяйстве существуют такие отрасли, которые более или менее приближаются к такому определению. Например, в сельском хозяйстве на Западе существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельное производство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них в общее производство зерна, картофеля, овощей и других культур сравнительно невелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно повлиять на рыночные цены, на продукты. Это, конечно, не исключает наличия крупных агрофирм, использующих в производстве новейшие технологии и значительное количество сельскохозяйственных рабочих (постоянных или сезонных). Они, конечно, могут устанавливать монопольные цены. Но все же монополии не так характерны для сельскохозяйственного производства, особенно в Европе.
Совершенная
конкуренция на практике довольно редка,
но это модель рынка, которая имеет
весомое аналитическое
Характерные черты.
1. Очень
большое число фирм. Основной
чертой чисто конкурентного
2. Стандартизированная
продукция. Конкурирующие
3. Практически
отсутствует контроль над
4. Свободное
вступление в отрасли. Новые
фирмы могут свободно входить,
а существующие фирмы - свободно
покидать чисто конкурентные
отрасли. В частности, не
5. Равный
доступ к информации. Участники
конкурентного рынка имеют
Достоинства совершенной конкуренции.
В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = МС = АС = Р.
Конечно,
в течение короткого отрезка
времени в условиях совершенной
конкуренции фирма может
Совершенная
конкуренция помогает распределить
ограничения ресурсы таким
Возникает
своеобразный парадокс: в условиях
равновесия на всех фирмах данной конкурентной
отрасли издержки должны быть одинаковы.
Такая предпосылка кажется
В экономической теории существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квали-фицированные рабочие - большую заработную плату, за более совер-шенные машины приходится платить более высокую цену и т. д.
Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.
Недостатки совершенной
Совершенная
конкуренция, как и рыночная экономика
в целом, обладает рядом недостатков.
Говоря о том, что совершенная
конкуренция обеспечивает эффективное
распределение ресурсов и максимальное
удовлетворение потребностей покупателей,
не следует забывать, что она исходит
из платежеспособных потребностей, из
распределения денежных доходов, которые
сложились ранее. Это создает
равенство возможностей, однако отнюдь
не гарантирует равенство
В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или издержках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собствен-ности возможно недопроизводство положительных и перепроиз-водство отрицательных экстерналий.
Совершенная
конкуренция не предусматривает
производство общественных благ, которые
хотя и приносят удовлетворение потребителям,
однако не могут быть четко разделены,
оценены и проданы каждому
потребителю в отдельности (поштучно).
Это относится к таким
Совершенная
конкуренция, предполагающая огромное
число фирм, не всегда способна обеспечить
концентрацию ресурсов, необходимую
для ускорения научно-
Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.
Актуальность чистой конкуренции.
Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка - неактуальное логическое упражнение.
1) Существует несколько отраслей, более близких к чистой конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства (пшеница, рис), рынка иностранных валют (песо, иены) и морской рыбной ловли (лосось, омары) легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
2) Чистая
конкуренция представляет
3) Функционирование
чистой конкурентной экономики
дает нам образец, или
Проще говоря, чистая конкуренция - это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни.
§ 2. Несовершенная конкуренция.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкурен-ции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой.
Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике