Конкуренция и ее роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

КОНКУРЕНЦИЯ - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономи-ческими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться). В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………с. 4 - 5
Глава 1. Понятие, функции и виды конкуренции..................с. 6 - 11
§ 1. Понятие и условия возникновения конкуренции…......с. 6 - 7
§ 2. Функции конкуренции………………………………….....с. 8 - 9
§ 3. Виды конкуренции………………………………………..с. 10 – 11
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………....с. 12 - 24
§ 1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………..с. 13 - 18
§ 2. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия……………………...с. 19 - 24
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………………….с. 25 - 29
Заключение…................................................................................с. 30
Список использованной литературы…………………………….с. 31

Файлы: 1 файл

конкуренция и ее роль в рыночной экономике.docx

— 88.25 Кб (Скачать файл)

Во-первых,  занимая  господствующее положение на рынке, они  могут  существенно  влиять  на  условия  реализации продукции. 

Во-вторых,  меняются  и  отношения  между   участниками   рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и  реакция на их поведение должна быть  своевремен-ной. 

Конкурентные  отношения  такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три  основные  типа: монополистическая конкуренция, олигополия и мо-нополия.

 

Монополистическая конкуренция.

 

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают  схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность  для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные  характеристики монополистической  конкуренции:

  1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
  2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, про-дукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  3. сохраняются возможности относительно легкого вступ-ления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

Проникновение на рынок монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально  сущест-вующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

 

Олигополия.

 

Олигополия  – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько  продавцов противостоят множеству  покупателей.

Олигополия  характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей –  продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Характерная особенность олигополистического  рынка – взаимосвязь фирм: любой  из олигополистов находится под сущест-венным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так  и неценовая конкуренция. Но ценовые  методы соперничества обычно менее  эффективны. Между предприятиями  существует тесная взаимо-зависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести лишь кратковременный эффект.

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта  масштаба снижаются.

Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую  политику в отрасли. Другие подчиняются  ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для  олиго-полии.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции  – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.

Вступление  в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные  вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии  контролировать два основных параметра  своей деятельности – цену и объем  выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить  и в большей степени завысить цену.

 

Чистая монополия.

 

Чистая  монополия – это рынок, на котором  один продавец противостоит множеству  покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов  внутри страны не исключает их наличия  за рубежом.

Монополия предполагает, что одна фирма является единст-венным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.

Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.

Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во–первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во–вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

Цель  монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой  и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные  черты чистой монополии:

      1. единственный продавец – производитель;
      2. товарная дифференциация отсутствует, отсутствие то-варов-заменителей;
      3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
      4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых пред-приятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным усло-виями.

Различают несколько типов монополий:

  1. естественная монополия. Ею обладают частные собствен-ники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие метал-лы, особые земельные участки и т.д.)
  2. искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополис-тической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест и т.д.

1. Картель  - простейшая форма монополистического объеди-нения. В отличие от других более устойчивых форм, монополис-тических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финан-совую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их форми-рование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами

2. Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий сообща) - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмаз-ный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реалии-зацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возмож-ностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тор-мозящее влияние на развитие экономики.

3. Трест - форма монополистического  объединения, при кото-рой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осу-ществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн - (от англ. concern - участие, интерес) – органи-зационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финан-совые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные уч-реждения и т.п. Участники концерна остаются формально самос-тоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособ-ность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продук-ции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау между подразделениями и т. п.

5. Пул получил распространение  в области использования проектов. Участники пула приходят к  взаимовыгодным соглашениям о  форме передачи патентов и  лицензий. Прибыль распределяется  в соответствии с квотой, определяемой  при вступлении в пул.

6. Холдинг - (от англ. holding) - акционерная компания, вла-деющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятель-ностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функ-ции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятель-ностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредит-ной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капи-талами, значительно превосходящими собственный.

7. Законными формами чистой монополии  являются также патенты, авторские  права, товарные знаки. Патент (от лат. litteral patent - грамота, patens - открытия) - документ, выдаваемый уполно-моченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Если в течение его действия физическое или юридическое лицо использует изобретение, защищенное патентом с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить его исполь-зование по первому требованию патентообладателя и возместить ему причиненные убытки. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки – это символы, используемые пред-приятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Конкуренция в экономике  России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование  экономики.

 

Реально сложившаяся практика экономической  жизни в мире показывает, что рынок  и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более  мощный и действенный, чем любой  иной фактор её движения. Эффективность  функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем  лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно опти-мального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление кон-куренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного  механизма не только потому, что  масштабы её проявления за последние  десятилетия неизмеримо выросли. Главное  в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления  больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт  к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями  за покупателей, одновременно вызывая  конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий  «дефицитный рынок» можно лишь с  оговорками назвать рынком. Такой  рынок - порождение определённой системы  хозяйствования, в условиях которой  связанный по рукам и ногам  рынок не в состоянии выполнить  свои классические функции.

В советской  экономической литературе наличие  монополии и конкуренции связывалось  исключительно с капиталистической  системой. Считалось, что они выступают  её типичными и сущест-венными признаками. В исследованиях советских учёных подчёр-кивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не призн-авалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Пере-ходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Рыночная  конкуренция в нашей экономике  была устранена с ликвидацией  частной собственности. Тотальное  огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка  и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникно-вения конкуренции - обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике