Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
КОНКУРЕНЦИЯ - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономи-ческими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться). В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Введение……………………………………………………………с. 4 - 5
Глава 1. Понятие, функции и виды конкуренции..................с. 6 - 11
§ 1. Понятие и условия возникновения конкуренции…......с. 6 - 7
§ 2. Функции конкуренции………………………………….....с. 8 - 9
§ 3. Виды конкуренции………………………………………..с. 10 – 11
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………....с. 12 - 24
§ 1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………..с. 13 - 18
§ 2. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия……………………...с. 19 - 24
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………………….с. 25 - 29
Заключение…................................................................................с. 30
Список использованной литературы…………………………….с. 31
Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции.
Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевремен-ной.
Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.
Несовершенную
конкуренцию принято
Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая
конкуренция – самый
Основные характеристики монополистической конкуренции:
Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
Проникновение
на рынок монополистической
Монополистическая
конкуренция свойственна
Олигополия.
Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
Олигополия
характеризует экономическую
Характерная
особенность
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимо-зависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести лишь кратковременный эффект.
Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.
Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олиго-полии.
В условиях олигополии неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.
Вступление
в олигополистический рынок ограничено.
Нужны значительные капитальные
вложения, чтобы создать предприятие,
способное противостоять
При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.
Чистая монополия.
Чистая монополия – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Монополия предполагает, что одна фирма является единст-венным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.
Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.
Понятие
«монополия» имеет двоякий
Цель
монополии – получение
Основные черты чистой монополии:
Различают несколько типов монополий:
В результате
концентрации производства могут возникнуть
разные организационные формы
1. Картель
- простейшая форма
2. Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий сообща) - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмаз-ный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реалии-зацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возмож-ностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тор-мозящее влияние на развитие экономики.
3. Трест - форма монополистического объединения, при кото-рой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осу-ществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.
4. Концерн - (от англ. concern - участие, интерес) – органи-зационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финан-совые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные уч-реждения и т.п. Участники концерна остаются формально самос-тоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособ-ность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продук-ции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау между подразделениями и т. п.
5. Пул получил распространение
в области использования
6. Холдинг - (от англ. holding) - акционерная компания, вла-деющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятель-ностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функ-ции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятель-ностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредит-ной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капи-талами, значительно превосходящими собственный.
7. Законными формами чистой
Глава 3. Конкуренция в экономике
России. Антимонопольное
Реально
сложившаяся практика экономической
жизни в мире показывает, что рынок
и конкуренция - главный механизм
развития современной экономики, более
мощный и действенный, чем любой
иной фактор её движения. Эффективность
функционирования рынка тем выше,
чем активнее конкуренция и чем
лучше условия для её проявления.
Конкуренция требует
Конкуренция
- сердцевина современного рыночного
механизма не только потому, что
масштабы её проявления за последние
десятилетия неизмеримо выросли. Главное
в том, что конкуренция - это органичное
свойство рынка, его неотъемлемая черта.
Отсутствие «нормальной» конкуренции,
её разрушительное либо, напротив, слабое
проявление - чёткий индикатор явного
неблагополучия на рынке, появления
больших диспропорций в его развитии.
К примеру, «дефицитный рынок» ведёт
к устранению или сводит к минимуму
конкуренцию между
В советской
экономической литературе наличие
монополии и конкуренции
Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникно-вения конкуренции - обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.
Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике