Конкуренция и ее роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

КОНКУРЕНЦИЯ - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономи-ческими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться). В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………с. 4 - 5
Глава 1. Понятие, функции и виды конкуренции..................с. 6 - 11
§ 1. Понятие и условия возникновения конкуренции…......с. 6 - 7
§ 2. Функции конкуренции………………………………….....с. 8 - 9
§ 3. Виды конкуренции………………………………………..с. 10 – 11
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………....с. 12 - 24
§ 1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………..с. 13 - 18
§ 2. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия……………………...с. 19 - 24
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………………….с. 25 - 29
Заключение…................................................................................с. 30
Список использованной литературы…………………………….с. 31

Файлы: 1 файл

конкуренция и ее роль в рыночной экономике.docx

— 88.25 Кб (Скачать файл)

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для  нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная  конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки  зрения практики и чёткости определения  её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая  структура общественного производства, особый тип социально-экономических  отношений между субъектами и  объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, органи-зованный по законам товарного производства.

Конкурентная  среда, как и рыночная экономика  в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует  согласно строго рассчитанным целевым  программам. Наличие такой среды  характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного  производства. Известно, что не всякое товарное прои-зводство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыноч-ная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Конкурентной  среде предшествует становление  конкуренции как таковой, т.е. формы  взаимоотношений хозяйствующих  субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не зани-мающий господствующего положения на рынке, обладает моно-польной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

В нашей  стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в  мире. Причинами его появления  были:

  1. устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства;
  2. свёртывание товарно-денежных отношений;
  3. ликвидация конкуренции;
  4. искусственная концентрация и узкая специализация производства;
  5. преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

Антимонопольное регулирование – это система  нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих  им подавлять сводную конкуренцию  и контролировать цены.

Методы  антимонопольного регулирования:

1.ограничение  монополизации рынка;

2. постоянный  государственный мониторинг;

3. запрещение  установления монополистических  цен;

4. сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизо-ванных фирм.

Антимонопольное законодательство – законодательно закреп-ленные основополагающие правила деятельности на рынке участ-ников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные  цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации  на правовой основе, позволяющей исключить  монополистические действия центральных  органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а  также определение правового  режима регулирования ответственности  за монополистические действия и  за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятель-ности монополий являются одними из важнейших функций госу-дарства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного  характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и  борьбы с монополией:

  1. поощрение создания товаров – заменителей;
  2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
  3. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  4. финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйст-вующих субъектов.

В 2006г. в  России принят Федеральный Закон  «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения  монопо-листической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государст-венной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),

 ФАС  проводит государственную политику  по развитию товарных рынков  и конкуренции, по ограничению  монополис-тической деятельности и пересечению недобросовестной конку-ренции.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных  мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение  создания малых предприятий и  пр.), направленных против моби-лизации производства и на развитие конкуренции среди товаропро-изводителей.

По решению  ФАС доля хозяйствующего субъекта может  быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Общественное  регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования раз-личных форм.

В странах  со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:

 

Рис.2

 

Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, уста-навливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных  условиях главными функциями государства  становятся организация экономического, правового и социально – политического  пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное  внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению  качества жизни, защите окружающей среды  и др.

Отсюда  можно сделать вывод, что антимонопольное законно-дательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

 

Заключение

 

За последние  десятилетия усиление конкуренции  отмечено фактически во всем мире. Еще  не так давно она отсутствовала  во многих странах и отраслях. Рынки  были защищены и доминирующие позиции  на них были четко определены. И  даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Когда мы ассоциируем конкуренцию с развивающейся  экономикой, мы часто забываем, как  много изменений произошло в  государствах, занимающих ведущие позиции  в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с  одной стороны, и усиление конкуренции  с другой, связаны с известным  эконо-мическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промыш-ленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдер-живается ограничениями конкуренции.

Даже  в Соединенных Штатах, где в  течение XX века отмечен самый высокий  рост конкуренции, огромные сектора  экономики до недавнего времени  были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области  экономики являются яркими примерами  мощи конкуренции, обуслов-ливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

Можно назвать  очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии  противостоять влиянию конкуренции  и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игно-рировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

 

Список использованной литературы

 

  1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2008.
  3. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005.
  4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2006.
  5. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986
  6. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование - М.: Проспект, 2006.
  7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов – М.: Эксмо, 2007.
  8. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: ИЛ, 1959.
  9. Юданов А.Ю Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2001.
  10. Янова В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2005.
  11. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1999.

 


Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике