Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:49, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие фирмы как экономического субъекта, теории фирмы;
- изучить модели рыночной структуры;
- изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, рассмотрев экономические потери и операционную прибыль, равновесие фирмы в долгосрочном периоде и условия максимизации прибыли в конкурентной борьбе.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…….……………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНКА………….…………………….………………….……………….6
Фирма как понятие, ее отличительные черты………………………………………….6
Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…....………….……....9
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………………………………..…12
ФИРМА НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ………..…………..…….15
Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном
и долгосрочном периоде…………………………………………………………….….15
Эффективность совершенной конкуренции...………………….….……………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…...................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….………….32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНКА………….…………………….………………….………
Фирма как понятие, ее отличительные черты………………………………………….6
Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…....………….……....9
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………………
ФИРМА НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ………..…………..…….15
Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном
и долгосрочном периоде……………………………………………………………
Эффективность совершенной
конкуренции...………………….….………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….………….32
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
По определению рынок
- это организованная структура, где
«встречаются» производители и
потребители, продавцы и покупатели,
где в результате взаимодействия
спроса потребителей и предложения
производителей устанавливаются и
цены товаров, и объемы продаж. При
рассмотрении структурной организации
рынка определяющее значение имеет
количество производителей и количество
потребителей, участвующих в процессе
обмена всеобщего эквивалента
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
Конкуренция - соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое
неизбежное столкновение порождается
объективными условиями: полной хозяйственной
обособленностью каждого
Понятие «рыночная структура»
шире категории «рынок». Оно фактически
охватывает многие моменты рыночной
организации всего
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка):
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия.[8]
Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий:
- существует множество
мелких фирм, предлагающих на
рынке однородную продукцию,
- доля каждой фирмы
в общем объеме рыночного
- вступление новых фирм
в отрасль не встречает каких-
- вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
- нет ограничений на
доступ той или иной фирмы
к информации о состоянии
Тема модели рынка совершенной конкуренции играет большую роль в понимании процессов, происходящих на современных рынках. Понимание концептуальных основ рынка совершенной конкуренции позволит современным предприятиям лучше ориентироваться в изменяющихся рыночных условиях, что в конечном итоге будет способствовать повышению их конкурентоспособности, выживанию фирм.
Объектом исследования является фирма в условиях совершенной конкуренции и совокупность факторов, оказывающих на нее влияние.
Предметом исследования выступает
поведение, результативность фирмы, и ее влияние на национальную
экономику в целом.
Целью
данного исследования является анализ
поведения фирмы в условиях совершенной
конкуренции. Для этого необходимо решить
следующие задачи:
- рассмотреть
понятие фирмы как экономического субъекта,
теории фирмы;
- изучить
модели рыночной структуры;
- изучить
поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном
периодах, рассмотрев экономические потери
и операционную прибыль, равновесие фирмы
в долгосрочном периоде и условия максимизации
прибыли в конкурентной борьбе.
Особенный
интерес представляет исследование этой
темы еще и потому, что она помогает лучше
понять сущность изменений происходящих
в структуре рынка в последнее время, а
также определить приоритетные направления
его развития.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1.Фирма как понятие, ее отличительные черты
В микроэкономическом анализе
главным объектом является фирма (предприятие).
Это объясняется тем, что в
современной экономике именно предприятия
(фирмы) производят основную массу товаров
и услуг, которые удовлетворяют
потребности человека. В экономической
теории термины «фирма» и «
Фирма как один из основных
институтов современной экономической
системы представляет собой, прежде
всего, обособленный субъект экономической
деятельности, осуществляющий свои функции
во внешней экономической среде,
к которой относятся
Фирма - это институциональное
образование рыночной экономики, предназначенное
для координации решений
Отличие фирмы от других
хозяйствующих субъектов
- представляет собой достаточно
крупную и организационно
- является самостоятельным
юридически независимым
- выполняет особую функцию
в экономике: покупает ресурсы
с целью производства товаров
и услуг. Фирма служит
- существование и рост
фирмы обеспечивается за счет
разницы между совокупной
Таким образом, характерными
чертами предприятия являются: организационное
и технико-производственное единство,
экономическая обособленность и
экономическая
Существуют три основных подхода к определению фирмы, каждый из которых ставит во главу угла разные стороны деятельности фирмы.
Так как роль фирм в экономике состоит в производстве товаров и услуг, технологический подход к фирме является одним из центральных в теории рынков. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).
Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов), с другой.
Согласно контрактной концепции, фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются формальными договорами - контрактами.
Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения. Это трансакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) и издержки контроля. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.
Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним, контрагентом, но фирма может произвести товар сама, используя внутренние контракты с работниками.
Необходимо отметить, что фирма не только подчиняется экономическим отношениям, но и сама формирует их. Точка зрения на фирму как на активный субъект рынка составляет основу стратегического подхода к фирме.
Цель жизнедеятельности фирмы реализуется в ее стратегии. Стратегия понимается в широком смысле, то есть как сознательное, целенаправленное поведение фирмы и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.
В настоящее время функционируют различные виды предприятий, в зависимости от форм собственности: частные, коллективные, государственные. По своим целям деятельности предприятия делятся на некоммерческие (бюджетные) и коммерческие. В зависимости от размеров предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. Ускоренно стали развиваться малые предприятия, индивидуальное и семейное хозяйствование, как более гибкие и восприимчивые к рынку (строительство, оказание услуг, мелкое производство). По сфере деятельности предприятия делятся на промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, коммунальные, торговые и др. Появляются новые виды предприятий.
Таким образом, предприятия
(фирмы) представляют собой самостоятельные
хозяйственные единицы разных форм
собственности, объединившие экономические
ресурсы для осуществления
1.2.Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур.
В условиях рыночной экономики функционирование отдельной фирмы происходит в различных рыночных структурах, каждая из которых имеет свои параметры и может быть представлена в виде определенной модели рынка.
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.[7]
В общем виде различают
рынки совершенной и