Конкуренция на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие фирмы как экономического субъекта, теории фирмы;
- изучить модели рыночной структуры;
- изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, рассмотрев экономические потери и операционную прибыль, равновесие фирмы в долгосрочном периоде и условия максимизации прибыли в конкурентной борьбе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…….……………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНКА………….…………………….………………….……………….6
Фирма как понятие, ее отличительные черты………………………………………….6
Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…....………….……....9
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………………………………..…12
ФИРМА НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ………..…………..…….15
Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном
и долгосрочном периоде…………………………………………………………….….15
Эффективность совершенной конкуренции...………………….….……………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…...................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….………….32

Файлы: 1 файл

!курсовая.микроэкономика - копия.docx

— 221.82 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…….……………3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В

УСЛОВИЯХ РЫНКА………….…………………….………………….……………….6

Фирма как понятие, ее отличительные  черты………………………………………….6

Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…....………….……....9

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………………………………..…12

ФИРМА НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ  КОНКУРЕНЦИИ………..…………..…….15

Поведение фирмы при совершенной  конкуренции в краткосрочном

и долгосрочном периоде…………………………………………………………….….15

Эффективность совершенной  конкуренции...………………….….……………….....25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…...................30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ…………………...….………….32

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где  «встречаются» производители и  потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения  производителей устанавливаются и  цены товаров, и объемы продаж. При  рассмотрении структурной организации  рынка определяющее значение имеет  количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости  на какой-либо товар.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Конкуренция - соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое  неизбежное столкновение порождается  объективными условиями: полной хозяйственной  обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной  конъюнктуры и противоборством  с другими претендентами за наибольший доход. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации.[6]

Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального  хозяйства, и его нельзя сводить  к рынку в его обыкновенной трактовке.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие  четыре их типа (модели рынка):

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- монополия.[8]

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Наиболее эффективной  считается ситуация совершенной  конкуренции. Совершенная конкуренция  означает такое состояние экономической  системы, когда влияние каждого  участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий:

- существует множество  мелких фирм, предлагающих на  рынке однородную продукцию, при  этом потребителю безразлично  у какой фирмы он приобретает  эту продукцию;

- доля каждой фирмы  в общем объеме рыночного предложения  данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении  или понижении цены не отражается  на цене рыночного равновесия;

- вступление новых фирм  в отрасль не встречает каких-либо  препятствий или ограничений;

- вход и выход из  отрасли абсолютно свободен;

- нет ограничений на  доступ той или иной фирмы  к информации о состоянии рынка,  ценах на товары и ресурсы,  затратах качестве товаров, технике  производства и т. д.

Тема модели рынка совершенной  конкуренции играет большую роль в понимании процессов, происходящих на современных рынках. Понимание  концептуальных основ рынка совершенной  конкуренции позволит современным  предприятиям лучше ориентироваться  в изменяющихся рыночных условиях, что в конечном итоге будет способствовать повышению их конкурентоспособности, выживанию фирм.

Объектом исследования является фирма в условиях совершенной  конкуренции и совокупность факторов, оказывающих на нее влияние.

Предметом исследования выступает  поведение, результативность фирмы,  и ее влияние на национальную экономику в целом. 
            Целью данного исследования является анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для этого необходимо решить следующие задачи: 
          - рассмотреть понятие фирмы как экономического субъекта, теории фирмы; 
          - изучить модели рыночной структуры; 
          - изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, рассмотрев экономические потери и операционную прибыль, равновесие фирмы в долгосрочном периоде и условия максимизации прибыли в конкурентной борьбе. 
         Особенный интерес представляет исследование этой темы еще и потому, что она помогает лучше понять сущность изменений происходящих в структуре рынка в последнее время, а также определить приоритетные направления его развития.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

1.1.Фирма как понятие, ее отличительные черты

В микроэкономическом анализе  главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в  современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров  и услуг, которые удовлетворяют  потребности человека. В экономической  теории термины «фирма» и «предприятие»  рассматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предприятий, но тогда они будут  выступать как составные части  этой фирмы.

Фирма как один из основных институтов современной экономической  системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической  деятельности, осуществляющий свои функции  во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом.

Фирма - это институциональное  образование рыночной экономики, предназначенное  для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность  рынку, фирма представляет собой  плановую и иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственником. Существуют государственные  и частные фирмы. Предпринимательская  фирма - фирма, находящаяся в собственности  предпринимателя, который покупает на рынке все необходимые факторы  производства. Естественно, целью такой  фирмы является максимизация прибыли  собственника, - остаточного дохода после осуществления всех платежей владельцам факторов. Основные формы  организации бизнеса в современной  рыночной экономике - это корпорация (акционерное общество), индивидуальная фирма и товарищество.

Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов состоит  в том, что она:

- представляет собой достаточно  крупную и организационно оформленную  единицу;

- является самостоятельным  юридически независимым экономическим  агентом;

- выполняет особую функцию  в экономике: покупает ресурсы  с целью производства товаров  и услуг. Фирма служит инструментом  распределения ресурсов в экономике  между альтернативными возможностями  их использования;

- существование и рост  фирмы обеспечивается за счет  разницы между совокупной выручкой  и совокупными издержками - прибыли.  Прибыль всегда присутствует  в деятельности фирмы - либо  как главная цель, либо как  один из значимых критериев  ее поведения.[9]

Таким образом, характерными чертами предприятия являются: организационное  и технико-производственное единство, экономическая обособленность и  экономическая самостоятельность.

Существуют три основных подхода к определению фирмы, каждый из которых ставит во главу  угла разные стороны деятельности фирмы.

Так как роль фирм в экономике  состоит в производстве товаров  и услуг, технологический подход к фирме является одним из центральных  в теории рынков. Согласно этому  подходу, фирма рассматривается  как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено  технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу  продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным  выпуском для данной отрасли. Зависимость  издержек от выпуска определяет технологическую  границу фирмы, горизонтальную и  вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем  выпуска одного продукта (пределы  роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).

Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов), с другой.

Согласно контрактной  концепции, фирма представляет собой  совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти  отношения часто выражаются формальными  договорами - контрактами.

Фирма, представляя собой  совокупность внутренних и внешних  контрактов, сталкивается с двумя  типами затрат на обеспечение их выполнения. Это трансакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) и издержки контроля. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой  альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а  фирма - как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или  услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним, контрагентом, но фирма может  произвести товар сама, используя  внутренние контракты с работниками.

Необходимо отметить, что  фирма не только подчиняется экономическим  отношениям, но и сама формирует  их. Точка зрения на фирму как  на активный субъект рынка составляет основу стратегического подхода  к фирме.

Цель жизнедеятельности  фирмы реализуется в ее стратегии. Стратегия понимается в широком смысле, то есть как сознательное, целенаправленное поведение фирмы и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.

В настоящее время функционируют  различные виды предприятий, в зависимости  от форм собственности: частные, коллективные, государственные. По своим целям  деятельности предприятия делятся  на некоммерческие (бюджетные) и коммерческие. В зависимости от размеров предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. Ускоренно стали развиваться малые предприятия, индивидуальное и семейное хозяйствование, как более гибкие и восприимчивые к рынку (строительство, оказание услуг, мелкое производство). По сфере деятельности предприятия делятся на промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, коммунальные, торговые и др. Появляются новые виды предприятий.

Таким образом, предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные  хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические  ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, и прежде всего за счет максимизации прибыли. Основной рабочий инструмент фирмы - это ее конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Предприятия, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

1.2.Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур.

В условиях рыночной экономики  функционирование отдельной фирмы  происходит в различных рыночных структурах, каждая из которых имеет  свои параметры и может быть представлена в виде определенной модели рынка.

На поведение каждой фирмы  влияет характер, тип рынка, на котором  она функционирует. Тип рынка  зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль  и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.[7]

В общем виде различают  рынки совершенной и несовершенной  конкуренции. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно  существуют рынки монополистической  конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а  также олигополии (автомобильная  промышленность, металлургия). Совершенная  конкуренция и чистая монополия  встречаются довольно редко и  скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

Информация о работе Конкуренция на рынке