Конкуренция на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие фирмы как экономического субъекта, теории фирмы;
- изучить модели рыночной структуры;
- изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, рассмотрев экономические потери и операционную прибыль, равновесие фирмы в долгосрочном периоде и условия максимизации прибыли в конкурентной борьбе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…….……………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНКА………….…………………….………………….……………….6
Фирма как понятие, ее отличительные черты………………………………………….6
Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…....………….……....9
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………………………………..…12
ФИРМА НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ………..…………..…….15
Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном
и долгосрочном периоде…………………………………………………………….….15
Эффективность совершенной конкуренции...………………….….……………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…...................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….………….32

Файлы: 1 файл

!курсовая.микроэкономика - копия.docx

— 221.82 Кб (Скачать файл)

Аллокативная эффективность: p = MC. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.

С другой стороны, производитель  сопоставляет цену (предельный доход  от производства) с предельными издержками производства данного товара, то есть утраченными возможностями производства других товаров посредством тех  же самых ресурсов. Руководствующийся  принципом максимизации предприниматель  будет производить каждый продукт  до той точки, в которой цена и  предельные издержки уравниваются.

Если потребление и  производство регулируются уровнем  цены, происходит совпадение интересов  потребителя и производителя. Это  значит, что ограниченные ресурсы  общества распределены таким образом, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интересам  максимизации полезности потребителей.

Более того, свободный рынок  способен восстанавливать эффективность  в использовании ресурсов, когда  она нарушается динамическими изменениями  в экономике. Рыночный механизм, или  «невидимая рука рынка», автоматически  осуществляет регулировку посредством переливов труда и капиталов из одного вида производства в другое. Так, повышение в силу фактора моды спроса на узкие брюки приведет к росту их цены. Это обусловит появление экономической прибыли в отрасли. Экономическая прибыль послужит стимулом к притоку труда и капитала и расширению производства узких брюк до той точки, пока MC не уравняются с их ценой. С другой стороны, будет происходить отток труда и капитала, скажем, из производства широких брюк, цена на которые упала из-за отсутствия спроса. Отток завершится тогда, когда предельные издержки сравняются с новым уровнем цен. Это не только максимизирует прибыли самостоятельных производителей, но одновременно создает такую структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная рыночная система приводит частые интересы продавцов в полное соответствие с интересами общества в том, что касается эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов.[11,12]

Производственная эффективность: p = ACmin. Производственная эффективность предполагает, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это достигается благодаря механизму свободного перераспределения ресурсов в ходе конкуренции. В приведенном выше примере производители узких брюк получают экономическую прибыль, а производители широких брюк несут экономические убытки. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода. Как только в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается равновесие на уровне p = MC, и прибыль и убытки исчезают. Производители брюк всех фасонов в долгосрочном периоде будут получать только нормальную прибыль. Именно равенство цены с долгосрочными средними издержками обеспечит равновесие на рынке.

К числу преимуществ совершенной  конкуренции относят способность  к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления. Рынок  совершенной конкуренции является достаточно гибким, обладает высокой  адаптивной способностью, развивает в обществе инициативу, ответственность, предпринимательскую активность.

Вместе с тем даже самый  совершенный конкурентный рынок  не является идеальным общественным устройством и имеет целый  ряд недостатков, характеризуемых  как «провалы» рынка. Что же рынок  не может делать по самой своей  природе?

Прежде всего, рыночная система  распределения доходов неизбежно  ведет к появлению имущественного неравенства. Экономическая дифференциация населения, которой не противодействует государственная политика, имеет  тенденцию усиливаться и превращаться в дифференциацию социальную и политическую. Это не только прерывает социальную стабильность, но и становится мощным фактором усиления неэффективности  экономики.

Рыночный механизм конкуренции  ведет к концентрации производства и капитала и тем самым порождает  монополистические тенденции, которые  в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость  государственной политики по поддержанию  конкурентной среды и ограничению  монополистических проявлений.

Неизбежным следствием рынка  является безработица, или неполная занятость важнейшего ресурса - труда. Исторический опыт показывает, что  без направленной государственной  политики по поддержанию занятости  безработица может стать большим  социальным и экономическим злом и препятствовать экономическому росту  и повышению благополучия нации.

Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод производства общественных благ.

Чисто конкурентная система  рынка предполагает, что отсутствуют  так называемые побочные эффекты  производства или потребления для  третьих лиц. Между тем такие  эффекты бывают весьма ощутимы, например, загрязнение окружающей среды отдельными производствами, бремя которого несут  все члены общества. В подобных случаях рынок не может справиться с отрицательными побочными эффектами или поощрить положительные эффекты. Эту задачу призвано решить государство.

Рынок не всегда поощряет технические  и технологические новшества. Поскольку  достигаемый в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш  является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему  распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование.

Модель совершенной конкуренции  предполагает стандартизированную  продукцию. Тем самым снижаются  возможности дифференциации продукта (услуги), ограничиваются возможности  удовлетворения самых широких и  разнообразных потребностей индивидуумов.

Рынок развивает у людей  не только положительные личностные качества, но и отрицательные, например, эгоизм, жестокость, отсутствие интереса к положению других лиц.

Ввиду указанных выше моментов, реально существующие рыночные системы  достаточно далеки от абстрактной модели совершенной конкуренции и представляют собой разные варианты смешанной  экономики, предполагающей активное включение  государства в хозяйственную  жизнь.[5]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок с совершенной конкуренцией - это идеальная модель. Такого рынка ни в одной стране мира никогда не было в прошлом, нет в настоящем и, очевидно, не будет в будущем, но стремиться к нему нужно. Иного пути к достойной жизни у человечества просто нет.

Но и у совершенной  конкуренции, как ни странно, есть свои недостатки, наряду с достоинствами.

В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует  с максимально возможной эффективностью. Ни один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а  только посредством сокращения своих  издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются ненормальные прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение  желаний потребителей сообщается производителю  посредством изменения цен на товары.

Также в условиях совершенной  конкуренции удовлетворительно  решается проблема экономической власти. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и  цены. Нет господства частной экономической  власти и злоупотребления ею. Из этого следует, что становится ненужной государственная власть, служащая ограничению  или регламентации частной экономической  власти. Поскольку без государственного содействия достигнут максимум эффективности экономической системы, очевидно, что любое вмешательство правительства повредило бы такой эффективности.

Вследствие критики, развернувшейся в последние годы, сегодня используется лишь нормативный аспект этой модели.

Такое критическое отношение  стало следствием не только сопоставления  ее с фактами, но и пересмотра понятия  конкуренции и ее форм.

Факты показывают, что если модель неограниченной конкуренции  и могла в целом подходить  к структуре экономики XIX века, которая  характеризовалась капитализмом с  мелкими производственными единицами, то она не годится для такой  экономики, где в большинстве  отраслей хозяйственная деятельность осуществляется незначительным количеством фирм. Классическая конкуренция между многочисленными мелкими фирмами уступила место "конкуренции в узком кругу".

Исследования, касающиеся рекламы  и ее развития в современных условиях, показывают, что для нынешней экономической  жизни характерно скорее разнообразие, чем однородность выпускаемой продукции. Таким образом, второе условие совершенной  конкуренции полностью отпадает.

Что касается свободного доступа  в сферу той или иной отрасли  экономики, то достаточно перечислить  необходимые для этого условия, чтобы представить себе все ограничения, с которыми приходится сталкиваться в реальной экономической жизни:

- прежде всего, требуется,  чтобы инвестиции, необходимые для  утверждения в отрасли, были  незначительными и вступающие  в нее фирмы могли найти  достаточные средства;

- нужно затем, чтобы  рост производства в отрасли  в результате появления новичков  не оказал заметного влияния  на цены и не отпугнул бы  их, вызвав опасение изменить  существующий уровень цен;

- все потенциальные новички  должны иметь свободный доступ  к производственным факторам, которые  не находятся в руках или  под контролем существующих уже  фирм-монополистов;

- не должно существовать  никаких искусственных препятствий  для вступления в данную отрасль;

- новички должны производить  товары, идентичные тем, которые  поставляются существующими фирмами.

Потребности фирм в основном капитале, осуществление инвестиций "блоками", стратегия крупных  фирм в их отношениях с банками, преимущества, связанные с наличием товарного  знака или использованием тех  или иных технологий - все это  факторы, которые могут в огромном числе случаев сделать свободу  доступа в отрасль иллюзорной.

В этом и состоит невозможность, нереальность совершенной конкуренции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

  1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма-Инфра-М, 2010;576 стр.гл.2,3,4,6,7
  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 16-е изд. Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2009;974 стр. часть 5, гл.23

3. Нуреев Р.М. Рабочая тетрадь по курсу микроэкономики. – М.: Норма, 2010

4. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Учебник / Л.С. Тарасевич, П.И.  Гребенников, А.И Леусский - М.: ЮРАЙТ.- 2010 г; часть 2, гл.3

5. Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции / В. Гордеев // МЭиМО.-2007.- № 1. - С.42-49

6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник для вузов / Московский государственный университет коммерции. М.: Юрист. 2000. - 801 с.

7. Кудров В. Современная мировая экономика и Россия. / В. Кудров // Вопросы экономики.- 2003 - № 3.- С. 45-49.

8. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001. - 832 с.

9. Курс экономической теории: Учебник./ Под общ ред. М.К. Чепурина, Е.И. Киселевой.- Киров: "АСА", 2002 г. - 832 с.

10. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник / С.С. Носова - М.: ИТК «Дашков и К°», 2003.- 864 с.

11. Океанова З.К. Экономическая теория. Учебник / З.К. Океанова - М.: НТК «Дашков и К», 2003.- 596 с.

12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 456 с.

13. Третьяк В. Анализ  отраслевой организации рынков (курс  лекций). Лекция 5. Фирма как субъект  отраслевого рынка / В. Третьяк  // Российский экономический журнал. - 2002 - № 1 - С.83-87.

14. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ, Изд. "Питер Паблишинг",1999. - 480 с.

15. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС. 2000. - 640 с.

16. Экономическая теория: Хрестоматия /Сост., коммент., словарь - Е.Ф. Борисов. - М: Высш. шк., 2000. - 432 с.

17. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

А) Библиотека экономической  и деловой литературы – http://www.ek-lit.agava.ru

Б) Газета «Экономика и жизнь» – www.akdi.ru

В) Журнал «Вопросы экономики» – http://infomag.mipt.rssi.ru/data/j112r.html

Г) Журнал «Эксперт» – www.expert.ru

Д) Институт «Экономическая школа». Галерея экономистов – http://www.ise.spb.ru/gallery/main.html

 


Информация о работе Конкуренция на рынке