Конкуренция на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие фирмы как экономического субъекта, теории фирмы;
- изучить модели рыночной структуры;
- изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, рассмотрев экономические потери и операционную прибыль, равновесие фирмы в долгосрочном периоде и условия максимизации прибыли в конкурентной борьбе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…….……………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНКА………….…………………….………………….……………….6
Фирма как понятие, ее отличительные черты………………………………………….6
Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…....………….……....9
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………………………………..…12
ФИРМА НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ………..…………..…….15
Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном
и долгосрочном периоде…………………………………………………………….….15
Эффективность совершенной конкуренции...………………….….……………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…...................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….………….32

Файлы: 1 файл

!курсовая.микроэкономика - копия.docx

— 221.82 Кб (Скачать файл)

 

Рис.4. Кривая отраслевого  спроса

 

 

Рис 5. Максимизация прибыли

 

Под равновесием совершенно конкурентной фирмы, как и любого другого экономического субъекта, понимается ситуация, когда предприятие не имеет никаких побудительных мотивов для изменения своего состояния, и любое нарушение равновесия может только ухудшить её положение (снизить доход).

Было бы ошибочным полагать, что фирма (в краткосрочном периоде) всегда получает экономическую прибыль. Более того, далеко не всегда фирма  может получить нормальную прибыль. Ситуация на рынке может оказаться  неблагоприятной, а рыночная цена –  настолько низка, что общие средние  издержки не будут целиком компенсироваться, следовательно, не будет и нормальной прибыли.

В краткосрочном периоде  совершенно конкурентная фирма сможет работать либо с прибылью, либо с убытками. Этот факт объясняется тем, что краткосрочный период по сути своей является недостаточным временным интервалам для того, чтобы расширить или сократить производство (в том числе каким-либо образом оказывать влияние на изменение уровня постоянных издержек производства, являющихся в некоторых отраслях определяющими в отношении принятия решения о начале либо продолжении ведения бизнеса в данной отрасли), а также для того, чтобы покинуть отрасль. Тот промежуток времени, в течении которого это удастся сделать, сам по себе уже не будет краткосрочным, а будет либо среднесрочным, либо долгосрочным. Получение нулевой прибыли возможно как частный случай, поэтому предприятие стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки. В обоих случаях речь идет о выборе оптимального объема выпуска продукции. Рассмотрим оба варианта.

При условии работы с прибылью (рис. 5) предприятие имеет положительную  разницу между общей выручкой TR и общими издержками ТС. Это –  общая прибыль фирмы. В расчете  на единицу выпуска продукции  прибыль составит разницу между  ценой Р и средними общими издержками АТС. Наличие прибыли означает, что линия цены (равной предельной выручке MR) будет проходить выше точки минимума средних издержек, пересекая кривую АТС (рис. 5).

Какой объем выпуска будет  при этом оптимальным? Тот, при котором  общая прибыль достигнет максимальной величины. Ситуация, отвечающая этому  требованию, является равновесной. На рисунке ей соответствует точка  Е, где пересекаются кривые цены Р и предельных издержек МС. Эта точка характеризуется равновесным объемом производства QE и равновесной ценой PE. Последняя (на рисунке – равные между собой отрезки OPE и QEE) включает средние издержки и среднюю прибыль MPE=KE.

Общая выручка, равная произведению цены на объем производства TR=P*Q, в  условиях равновесия будет представлена площадью прямоугольника OPEEQE. Общие издержки фирмы в ситуации равновесия – произведение средних издержек на объем выпуска TC=ATC*Q. на рисунке – это площадь прямоугольника OMKQE. В этом случае общая прибыль, т.е. разница между общим доходом и общими издержками, будет представлена площадью прямоугольника MPEEK. Эта площадь и соответственно объем совокупной прибыли будут максимальными в ситуации равновесия.

Таким образом, величина совокупной прибыли достигает максимума  при таком выпуске продукции, при котором предельная выручка (цена) равна предельным издержкам: MC=MR(P).

Именно это равенство  характеризует условие равновесия совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Рассмотренная выше кривая краткосрочного предложения описывает  оперативную реакцию фирмы, максимизирующей прибыль или минимизирующей убытки, на кратковременные текущие колебания цены товара. Однако предпринимателя интересует не только сиюминутный результат, но и перспективы развития предприятия. Главный стратегический критерий – получение стабильного потока прибыли за счет активного выхода на наиболее эффективные объемы производства в соответствии с прогнозом состояния рынка в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период отличается от краткосрочного тем, что, во-первых, производитель может увеличить производственные мощности (поэтому все издержки становятся переменными) и, во-вторых, число фирм на рынке может измениться. Иначе говоря, фирма может свернуть производство (выйти из дела) или начать производить новые виды продукции (войти в дело), причем в условиях совершенной конкуренции вход и выход на рынок новых фирм абсолютно свободны. Отсутствуют, какие бы то ни было, барьеры юридического или экономического характера. [1]

Свободный вход в отрасль  и столь же свободный выход  из неё – одна из основных черт рынка  совершенной конкуренции. Свобода  входа, разумеется, не означает, что  фирма может войти в отрасль, не неся никаких издержек. Это значит, что она сделала все необходимые  для вхождения в отрасль вложения и конкурирует с уже существующими  предприятиями. На пути новых фирм в  такой ситуации не стоят новые  ограничения, связанные с действием  патентов и лицензий, с наличием явного или скрытого сговора. Аналогичным  образом свобода выхода означает, что фирма, пожелавшая покинуть отрасль, не встретит на своем пути никаких  барьеров, препятствующих закрытию предприятия  или переносу его деятельности в  другой регион. При этом, когда фирма покидает отрасль, она либо находит своим постоянным активам новое применение, либо без ущерба для себя продает их.

Если фирма в краткосрочном  периоде имеет экономическую  прибыль, то её производство становится более привлекательным для других производителей. На рынок конкурентного  товара приходят новые фирмы, отвлекая на себя часть платежеспособного  спроса. Чтобы успешно продавать, данное предприятие вынуждено снижать  цены или нести дополнительные издержки по поддержке сбыта. Прибыль снижается, приток конкурентов уменьшается. [13]

В случае убыточного производства картина обратная: отдельные фирмы  будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для остальных фирм. Этот процесс будет продолжаться до тех  пор, пока цена не будет по крайней  мере покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т.е. Р=АТС. Если процесс выхода фирм из отрасли продолжается, то рост цены приведет к её превышению над средними издержками для оставшихся в отрасли фирм и, следовательно, к получению этими фирмами экономической прибыли, что в свою очередь послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм.

Процесс входа и выхода прекратится только тогда, когда  экономическая прибыль будет  отсутствовать. У фирмы, получающей нулевую прибыль, нет никакого стимула выйти из дела, а у других фирм отсутствует заинтересованность войти в дело. Экономическая прибыль отсутствует тогда, когда цена совпадает с минимумом средних издержек, т.е. фирма относится к «предельному» типу. В данном случае речь идет о долгосрочных средних издержках (LAC).

Долгосрочные средние  издержки – это издержки производства единицы продукции в долгосрочном периоде. Каждая точка(LAC) соответствует  минимуму краткосрочных единичных  издержек (ATC) при любом размере  предприятия (объеме выпуска). Характер кривой долгосрочных издержек связан с понятием эффекта масштаба, который  описывает зависимость между  масштабом производства и величиной  издержек. Положительный эффект масштаба характеризуется нисходящей ветвью LAC и характеризует обратную зависимость  средних долгосрочных издержек от размеров фирмы (рис. 6). Отрицательный эффект масштаба (на рисунке – восходящая ветвь LAC) выражает прямую зависимость  между этими величинами. Минимум  долгосрочных издержек определяет оптимальный  размер предприятия. В случае, если цена равна минимуму долгосрочных единичных издержек, прибыль фирмы в долгосрочном периоде равна нулю.

Рис.6. Долгосрочное равновесие

Таким образом, условие долгосрочного  равновесия фирмы – равенство  цены минимуму долгосрочных единичных  издержек (P=minLAC).

Производство при минимальных  средних издержках означает производство при наиболее эффективной комбинации ресурсов, т.е. фирмы используют факторы  производства и технологию наилучшим  образом. Это, безусловно, явление положительное, прежде всего для потребителя. Оно  означает, что потребитель получает максимальный объем продукции по самой низкой цене, которую допускают  единичные издержки.

Кривая предложения фирмы  в долгосрочном периоде, так же как  и кривая краткосрочного предложения, представляет собой часть кривой долгосрочных предельных издержек (LAC), расположенную выше точки Е – минимума долгосрочных единичных издержек. Если цена опускается ниже данной точки, то фирма не покрывает всех затрат, и ей следует уйти из отрасли.

Рыночная кривая предложения  получается суммированием объемов  долгосрочного предложения отдельных  фирм. Однако в отличие от краткосрочного периода в долгосрочном число фирм может меняться.

Что же заставляет фирмы  вступать в дело, если экономическая  прибыль в долгосрочном периоде  сводится к нулю? Все дело – в  возможности получения высокой  краткосрочной прибыли. Обеспечить такую возможность, изменив ситуацию краткосрочного равновесия, может воздействие  внешних факторов, в частности  изменение спроса. Увеличение спроса принесет краткосрочную экономическую  прибыль. В дальнейшем действие будет  разворачиваться по уже описанному выше сценарию. При этом возможны 3 варианта изменения отраслевого предложения:

1. цена предложения неизменна; 

2. цена предложения увеличивается; 

3. цена предложения уменьшается.  [10]

Реализация того или иного  варианта определяется степенью зависимости  между изменением объема выпуска  продукции и изменением цены предложения. Уровень цены предложения в свою очередь определяется величиной  издержек, следовательно, стоимостью ресурсов. Здесь можно определить 3 варианта (рис. 7а, б, в).

 

Рис.7 а, б, в. Предложение отрасли в долгосрочном периоде.

 

1. Цены на ресурсы неизменны.  Это возможно в случае, когда  спрос определенной отрасли на  ресурсы составляет незначительную  часть общего объема спроса. Отрасль  может расширяться без существенного  влияния на цены и издержки. Расширение или сокращение отрасли  воздействуют только на объем  производства и не сказываются  на цене. Повышение  спроса  означает перемещение соответствующей  кривой вправо вверх, в сторону  более высокой цены. Так как  любая фирма в отрасли находится  в положении ценополучателя, она будет рассматривать повышение цены как внешний фактор и реагировать на него увеличением объема производства с Q1 до Q2 (рис. 7а.). Привлечение в производство новых фирм и ужесточение режима конкуренции приводит к увеличению рыночного предложения до Q3 и снижению цены до первоначального уровня. Таким образом, долговременное равновесие фирмы восстанавливается, а кривая предложения отрасли представляет собой абсолютно горизонтальную линию.

Мы рассмотрели отрасли  с постоянными издержками. Как  правило, речь идет о применении традиционных ресурсов, используемых другими отраслями.

2. Цены на ресурсы возрастают. Большинство отраслей использует  специфические ресурсы, количество  которых ограничено. Их применение  определяет восходящий характер  издержек данной отрасли. По  мере расширения отрасли кривая средних издержек сдвигается вверх, т.е. вхождение новых фирм оказывает влияние на цены ресурсов, следовательно, на величину издержек. Вхождение новых фирм увеличивает спрос на ресурсы и повышает цену. Поэтому отрасль будет производить больше продукции только по более высокой цене(рис. 7.б). Здесь имеется в виду отрасль с возрастающими издержками.

3. цены на ресурсы снижаются.  Кривая долгосрочного предложения  имеет отрицательный наклон. С  укрупнением отрасли у неё  появляется возможность приобретать  большее количество факторов  производства по более низкой  цене. В этом случае кривые  средних издержек фирм смещаются  вниз и рыночная цена продукции  снижается. Это приводит к новому  долговременному равновесию отрасли  с большим количеством фирм, с  большим объемом производства  с более низкой ценой на  продукцию. Следовательно, в области  со снижающимися издержками кривая  долговременного совокупного предложения  отрасли имеет наклон вниз (рис. 7.в).

В любом случае в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли  будет более полога по сравнению  с кривой краткосрочного предложения, поскольку, во-первых, возможность использования  всех ресурсов в долгосрочном периоде  позволяет активнее влиять на изменение  цены (поэтому для каждой отдельной  фирмы, а следовательно, отрасли  в целом кривая предложения будет  более эластичной ). Во-вторых, возможность входа в отрасль новых фирм и выхода из отрасли «старых» позволяет отрасли в большей степени, чем возможны в краткосрочном периоде, реагировать на изменение рыночной цены. Следовательно, выпуск продукции будет увеличиваться или уменьшаться на большую величину в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, в ответ на увеличение или уменьшение цены. Кроме того, точка минимума цены долгосрочного предложения отрасли выше по сравнению с точкой минимума цены краткосрочного предложения, так как все издержки являются переменными и должны быть возмещены.

3.2.Эффективность совершенной конкуренции

Рыночная структура, организованная на основах чистой конкуренции, имеет  ряд неоспоримых преимуществ  по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет экономистам рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную систему распределения и использования ограниченных ресурсов.

Информация о работе Конкуренция на рынке