Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:49, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие фирмы как экономического субъекта, теории фирмы;
- изучить модели рыночной структуры;
- изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, рассмотрев экономические потери и операционную прибыль, равновесие фирмы в долгосрочном периоде и условия максимизации прибыли в конкурентной борьбе.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…….……………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНКА………….…………………….………………….……………….6
Фирма как понятие, ее отличительные черты………………………………………….6
Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…....………….……....9
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………………………………..…12
ФИРМА НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ………..…………..…….15
Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном
и долгосрочном периоде…………………………………………………………….….15
Эффективность совершенной конкуренции...………………….….……………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…...................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….………….32
Определим основные отличительные черты данных типов рынка. Для этого выявим параметры, используемые для классификации рынков продавцов и покупателей, а также определим показатели, описывающие тип рыночной структуры.
К таким параметрам, используемым для классификации типов рынка продавца, относят численность продавцов и характер продукта (табл. 1.).
Таблица 1.Типология рыночных структур
Тип продукта |
Количество продавцов | ||
Один |
Несколько |
Много | |
Однородные продукты |
Чистая монополия |
Гомогенная олигополия |
Чистая конкуренция |
Дифференцированные продукты |
Чистая многопродуктовая монополия |
Олигополия с дифференциацией продукции |
Монополистическая конкуренция |
Согласно другим авторам, в основу типологизации положено различие в количестве субъектов рыночных отношений (табл. 2.).
Таблица 2.Типы и виды рынков
Покупатели |
Продавцы | ||
Много |
Несколько |
Один | |
Много |
Совершенный рынок |
Олигопольный рынок |
Монопольный рынок |
Несколько |
Рынок с олигопсонией |
Рынок с двойной олигополией |
Монопольный рынок |
Один |
Рынок с монопсонией |
Рынок с монопсонией |
Рынок с двойной монополией |
Однородность продукта и незначительная доля экономических индивидов относительно размера рынка являются достаточным условием для существования чистой конкуренции. При добавлении некоторых дополнительных структурных условий, таких как - отсутствие барьеров и мобильность ресурсов, конкуренция в экономической теории считается совершенной.[14,15]
Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.
Согласно парадигме «структура-
Уровень концентрации влияет
на поведение фирм на рынке: чем выше
уровень концентрации, тем в большей
степени фирмы зависят друг от
друга. Результат самостоятельного
выбора фирмой объема выпуска и цены
продукции определяется ответной реакцией
действующих на рынке конкурентов.
Уровень концентрации влияет на склонность
фирм к соперничеству или
Таким образом, в зависимости
от характеристик, выделяют несколько
типов рыночных структур - рынки
совершенной и
2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Каковы условия возникновения
совершенной конкуренции и
Структура данного вида конкуренции может быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия:
1. Большое число фирм,
производящих однородную
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.[1]
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
2. Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко.
3. Отсутствуют входные
барьеры для вступления в
- Наличие патентов или
лицензий, обеспечивающих
- Относительно высокие
затраты, необходимые для
- Значительная отдача
от масштаба производства, которая
обеспечивает преимущества
- Прикрепление покупателей
к продавцам (обслуживание
- Ограничение мобильности
производственных ресурсов (правила
регистрации граждан нередко
препятствуют свободному
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
4. Равный доступ ко
всем видам информации («информационная
прозрачность рынка»). Это значит,
что все покупатели имеют
5. Совершенная мобильность.
Покупатель (продавец) может мгновенно
заключить сделку с любым
6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
7. Затраты фирм на изготовление
товаров различаются не очень
существенно вследствие
8. Транспортные затраты
не играют большой роли в
формировании предложения, то
есть нет опасности, что
9. Уместность. Чистая конкуренция
на практике встречается
3.ФИРМА НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
3.1. Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде.
В условиях совершенной конкуренции производятся однородные товары, часто являющиеся совершенно идентичными. Для покупателя не имеет значения, у какой фирмы их покупать, если цена одинаковая. При любой цене, превышающей рыночную, спрос равен нулю, поскольку покупатель не заинтересован в приобретении товара дороже, чем он может заплатить. Таким образом, спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен.
К рассматриваемой ситуации можно подойти и с другой стороны. Если фирма является ценополучателем, то она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок принципиально не изменяют общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. [4]
Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля (ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене). Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта (рис. 1.).
Интересно отметить, что эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов фирмы. С каждой новой единицы проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D=MR=AR (рис. 2).
Что касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле P•Q.
Рис.1.Кривая спроса на продукцию фирмы
Рис.2. Совокупный доход
Для характеристики поведения фирмы, предприятия важны понятия валового, среднего и предельного доходов.
Валовой доход, или валовая выручка TR (total revenue) – общая сумма поступлений от продажи определенного количества товара TR=P×Q, где Р – цена проданного товара, Q – объем продаж. Средний доход, или средняя выручка AR (average revenue), определяется как доход, приходящийся на единицу проданного блага AR=TR/Q. Предельный доход, или предельная выручка MR (marginal revenue) – приращение дохода, возникающее за счет дополнительного увеличения выпуска продукции MR=ΔTR/ΔQ. Обычно ΔQ принимают равным 1. [16]
Графически величину совокупного, или валового, дохода можно проиллюстрировать на примере прямоугольника ОР1TQ1 на (рис.2) либо изобразить как особую кривую (рис. 3). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.
Рис.3. Кривая совокупности дохода фирмы
Из приведенных определений вытекает ряд следствий.
Следствие 1.Валовая выручка
продавца в условиях чистой конкуренции
прямо пропорциональна
Следствие 2. Средняя выручка продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара (рис. 2).
AR=TR:Q= PQ:Q=P
Следствие 3. Предельная выручка (MR) продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара.
MR=TR: ΔQ=ΔPQ: ΔQ=PΔQ:Q=P
Совокупность однородных фирм, выпускающих продукцию одной номенклатуры, образует отрасль. Именно совокупный выпуск продукции отрасли в целом формирует общий объем предложения, а также влияет на рыночную цену. В таких условиях величина спроса различна при разных уровнях цен. Отраслевая (рыночная) кривая спроса является нисходящей кривой и может быть изображена как в форме условной прямой, так и в форме кривой (рис. 4). Это объясняется тем, что спрос на ту продукцию, которая предлагается производителями на совершенно конкурентных рынках, может иметь как одну и ту же, так и отличающуюся эластичность на разных участках кривой совокупного спроса отрасли (это связано с характером самой продукции, с текущей макроэкономической ситуацией, определяющей настоящий и ожидаемый уровень доходов и сбережений потребителей) в отличие от кривой спроса отдельной фирмы, отличающейся абсолютной эластичностью (см. рис. 1).