Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Понятие конкуренция является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Файлы: 1 файл

новая kursovaya_Pustovaya_Yu.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Понятие конкуренция является фундаментальным  в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется  на всех уровнях экономики — от микроуровня до мировой экономической  системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь  зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов  к конкурентной борьбе.

Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. [6, с. 24]

Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться). Конкуренция это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

В конкурентных экономических условиях предприниматели  самостоятельно ищут потребителей, чтобы  обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция  понуждает предпринимателей к эффективным  действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий  ассортимент товаров и услуг  по более низким ценам и лучшего  качества.

Именно  это способствует прогрессу экономики  – эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение  побуждает предпринимателей активно  внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растёт благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предпринимателям.

В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объёма продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности. [1, с.54]

Выбор данной темы курсовой работы обусловлен актуальностью и огромной значимостью  рассматриваемой в работе области  для современной России, а также  моим интересом к данной области  экономики. Стимулирование конкуренции  является, и будет являться ключевым направлением экономической политики, важнейшим фактором модернизации российской экономики. Конкуренция — залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства.

Объект  исследования: процесс становления и развития конкурентной среды в условиях рыночной экономики РФ.

Предмет исследования: экономические отношения, возникающие в процессе развития и функционирования конкурентной среды  в современной экономике.

Целью курсовой работы является подробное  изучение конкуренции, ее виды, место  и роль в современном хозяйственном  механизме.

В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом;

- охарактеризовать  различные модели рынков в  зависимости от уровня конкуренции  на них.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития конкуренции, изучению проблемы обеспечения конкурентоспособности, государственного регулирования рыночной экономики. В работе были использованы теоретикометодологические основы законодательных и нормативных актов, связанные с реализацией конкурентной политики, официальные материалы органов власти и управления Правительства Российской Федерации.

Практическая  значимость исследования заключается  в том, что методологические и  методические положения могут быть положены в основу программ обучения специалистов и руководителей хозяйствующих  субъектов.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав,  заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ  И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.1.Сущность конкуренции и ее значение для развития экономики

           Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция это:

 а)  соперничество а между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

б) состязательная борьба между товаропроизводителями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники  сырья и одновременно весьма действенный  механизм регулирования пропорций  общественного производства. Она  порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью  каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством  с другими товаровладельцами  в борьбе за покупательский спрос. [14, с.180]

Но понятие  конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования  капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как одна сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного  производства.

Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь счужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы – что? как? и для кого производить?

Развитие  конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель лишён выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания и удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны: а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе конкуренции  вымываются экономически-неэффективные  производства, устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует на изменение спроса, ведёт к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики. [14, с 187]

К числу  негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт  к дифференциации доходов и создаёт  условия для их несправедливого  распределения; в) её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Для нашей страны, для  нормального функционирования рыночной экономики, необходимо: в первую очередь  – благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды –  сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения  её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая  структура общественного производства, особый тип социально-экономических  отношений между субъектами и  объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного  производства.

 

1.2 Виды конкуренции

 

Рынок конкуренции состоит  из достаточно большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. [1,с.42-55].Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный заданный параметр.

Четыре основных вида конкуренции:

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- конкуренция в условиях  олигополии;

- чистая монополия. (см. приложение)

Участники конкурентного  рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все  продавцы имеют представление о  цене, технологии производства, возможной  прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о  ценах и об их изменениях.

Существует также свобода  входа и выхода на рынок: любая  фирма, при желании, может начать производство данного товара или  беспрепятственно покинуть соответствующий  рынок.

Колебания цены на рынке  могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене – это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.

На практике во все времена  – чистая конкуренция – явление  достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включаю большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.

«В условиях совершенной  конкуренции максимизация прибыли  в краткосрочном периоде конкурентной фирмы может быть исследована, используя принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки».[5,с.161-175]

Информация о работе Конкуренция