Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа
Понятие конкуренция является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Характерные черты основных моделей рынка
Характерная черта |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция | ||
монополистическая конкуренция |
Олигополия |
монополия | ||
Число фирм в отрасли |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна |
Тип товара |
Одинаковые изделия |
Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая) |
Одинаковые или различные изделия |
Уникальный товар, не имеющий заменителей |
Доля рынка |
Очень небольшая |
Небольшая |
Значительная |
Контролирует 100% продаж |
Возможность влиять на цены товаров |
Отсутствует |
Существует в узких рамках |
Большая |
Максимальная |
Барьеры для входа в отрасль |
Отсутствуют |
Существуют, и сравнительно легко преодолеть |
Существуют, и преодолеть их трудно |
Существуют, и преодолеть их часто невозможно |
Примеры |
Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа, валютные рынки |
Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д. |
Металлургиче-ская, автомобильная, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д. |
Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки) |
Источник: [таблицу составила по учебнику Основы рыночной экономики. Курс лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса», 2009. – 189 с.]