Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Понятие конкуренция является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Файлы: 1 файл

новая kursovaya_Pustovaya_Yu.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

- ограничение доступа  на рынок или устранение с  него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

- отказ от заключения  договоров с определенными продавцами  или покупателями (заказчиками).

Этим же федеральным законом  было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей  в заблуждение относительно характера,  способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

- некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами других хозяйствующих  субъектов;

- продажа товара с незаконным  использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

- получение, использование,  разглашение научно- технической,  производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Федеральный закон «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. [1, с.19]

По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России.

Однако, несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии вРоссии функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом«О естественных монополиях»  [2, с.43].

Настоящий Федеральный закон  определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.

Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды вРоссии. Однако все нормативно-правовые акты, определяющие основы построения и развития конкуренции в России, основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.Стоит заметить, что антимонопольное законодательство вРоссии еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток.

Антимонопольное законодательство устанавливает цели, приоритеты и  место демонополизации экономики  и развития, конкуренции в общей  государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Основной задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг) [4, с.61-68]. Реализация этой задачи предусматривает: анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии; формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках России; создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии; создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии; учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;

Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны  с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона РоссийскойФедерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [2, с.53]

 

 

 

3.3 Экономическая оценка современного состояния конкуренции

Конкуренция напрямую зависит  от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х в России сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. В после кризиса1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индекса доверия потребителя.

Индексы доверия потребителя  и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницу  между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении экономической конъюнктуры. Индикатор доверия потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших рост их потребительских расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских расходов [2, с.26-32].

Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индикаторы доверия производителя  и доверия инвесторов. Вместе с  тем часто два последние индикатора используются и самостоятельно.

Финансовый кризис в Юго-Восточной  Азии, а затем в Европе вызвал бегство капиталов с рынков России. По оценке JP Morgan, в1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288 млрд. долл.

Для сравнения укажем, что  у 11 стран, входящих в Европейский  экономический и валютных союз, существует положительное сальдо торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136 млрд. долл.

Усилия денежных властей  России в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного влияния мирового финансового  кризиса на экономику России. Рост доверия потребителя с 1999 г. был вызван, с одной стороны, увеличением занятости, что вело к росту доходов, с другой стороны, на внутренний рынок России стал поступать большой объем импорта по более низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен на мировых товарных рынках и девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.

Кредитование сектора  домашних хозяйств существенно не изменилось. Обзор свидетельствует о стремлении небольшой части банков расширить  потребительский кредит, вместе с тем банки ограничили условия пользования кредитными карточками. Условия предоставления банками средств сектору домашних хозяйств по другим видам кредитования не изменились.

Рост банковских холдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов, связан с ростом доходности этих операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств в капитале. Многие банки отметили некоторое ухудшение условий на рынке синдицированных кредитов. Банки были обеспокоены тем, что при использовании их активов в ходе синдицирования не учитываются изменения условий кредитования на рынке заемных средств, происходящие в течение льготного периода, занимающего до шести месяцев [11, с.163-168].

Экономическая конъюнктура  не только чутко реагирует на колебания  денежно-кредитной политики, но в  определенной мере и обусловливается  этой политикой, что дает возможность  предсказывать изменения экономической конъюнктуры. Оживление деловой активности(рост индекса предпринимательского доверия) ожидает малые предприятия, что касается крупных и средних предприятий, то для них льготы при кредитовании использовались в меньшей степени, и, следовательно, ожидать повышения деловой активности в этом сегменте производства не приходится.

Ограничение условий кредитования сжимает спрос, а предоставление льготных условий кредитования расширяет  его предложение. При этом необходимо обратить внимание как на соотношение между удельным весом тех банков, которые не изменяют условия кредитования, и удельным весом тех банков, которые это сделали, так и на суммарный удельный вес банков, которые ограничили или смягчили условия кредитования. При стабильной денежно-кредитной политике рост доли банков, не вводящих дополнительные ограничения условий кредитования, свидетельствует о расширении требований заемщиков и, как следствие, о повышении вероятности оживления экономической конъюнктуры.

Таким образом, несмотря на существенные трудности в экономике  России, рынок развивается и уже сегодня можно говорить о том, что современные тенденции способствуют созданию конкурентных преимуществ в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении, подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что чистая конкуренция, равно как  и чистая монополия являются по своей  сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной  конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии.

Стоит отметить, что «…отношение  общественности и государства к  различным формам несовершенной  конкуренции всегда двойственно  вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения» [9, с.131-165].

Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы  в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция  монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что  и позволило этим фирмам завоевать  господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Таким образом, равно как  совершенная, так и несовершенная  конкуренции имеют своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров.

Иными словами, конкуренция  способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.

Стоит заметить, что Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими  природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если же в ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития свободной конкуренции, для повышения конкурентоспособностиРоссии в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения, так как именно уровень развития конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Федеральный закон «О  конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с.

2. Федеральный закон «О  естественных монополиях» от 17 августа  1995 года №149-ФЗ. – 64 с.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 2010. – 178 с.

4. Барышева, А.В. Монополизм  и антимонопольная политика / А.В.  Барышева, Ю.В. Сухотин, В.Н. Богачев. - М: Наука, 2003 – 240с.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 568 с.

6. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория в вопросах и ответах: Учеб.пособие. – М.: Юрист, 2003. – 272 с.

7.  Гальперин В.М., Гребенников  П.И., Леусский А.И., Гатасевич Л.С.  Макроэкономика: Учебник / СПб.: Экономическая  школа, 2009. – 267 с.

8. Камаев В.Д. Основы  экономической теории (экономика)  – М.: «ВЛАДОС», 2010. – 324 с.

9. Кэмпбелл  Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Экономикс, Т.1. – М.: Республика, 2009. – 562 с.

10. Критский М.М. Экономическая  теория: микроэкономический аспект. – Спб.: ГИЭА, 2010. - 235 с.

11. Михайлушкин А.И.,  Шимко  П.Д. Основы рыночной экономики.  Курс лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса», 2009. –  189 с.

12. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб.для вузов / Р.М. Нуреев – М: НОРМА, 2005. - 232с

13.  Эклунд К. Эффективная  модель. – М.: Экономика, 2009 – 340с.

14. Экономическая теория / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил. – (Серия "Учебное пособие").

15. Юданов А.Ю. Конкуренция  – М.: Экономика, 2011. – 267 с.

16. Андреев Е.П. «Современное  развитие экономики России» // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №1. С. 25-31.

17. Аукуционек С.П. Современный  рынок // ЭКО 2009 №5 – с. 12-15.

18. Большаков С.В. Естественные  монополии: финансовое положение  // Деньги и кредит 2010 №4. – с. 33-34.

19. Воронов А. Конкуренция  в 21 веке // Маркетинг, 2009 №5. – с. 6-9.

20. Левина Л. Основы  экономической теории и истории  экономических учений (лекционный  цикл) // Российский экономический  журнал.2009.№ 1. – с. 40-42.

21. Портал: «Финансы, экономика  и банковское дело» - режим  доступа: http://www.finekon.ru/oligopolija.php

22. Экономический портал: «Современная экономическая теория»  -режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/tipy/konkurenciya/opredelenie-ceny.html

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Конкуренция