Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа
Понятие конкуренция является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
- отказ от заключения
договоров с определенными
Этим же федеральным законом было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:
- распространение ложных,
неточных или искаженных
- введение потребителей
в заблуждение относительно
- некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом
- продажа товара с незаконным
использованием результатов
- получение, использование, разглашение научно- технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Федеральный закон «О конкуренции
и ограничении
По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России.
Однако, несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии вРоссии функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом«О естественных монополиях» [2, с.43].
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.
Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды вРоссии. Однако все нормативно-правовые акты, определяющие основы построения и развития конкуренции в России, основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.Стоит заметить, что антимонопольное законодательство вРоссии еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток.
Антимонопольное законодательство
устанавливает цели, приоритеты и
место демонополизации
Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Основной задачей
Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона РоссийскойФедерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [2, с.53]
3.3 Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Конкуренция напрямую зависит от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х в России сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. В после кризиса1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индекса доверия потребителя.
Индексы доверия потребителя и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницу между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении экономической конъюнктуры. Индикатор доверия потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших рост их потребительских расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских расходов [2, с.26-32].
Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индикаторы доверия производителя и доверия инвесторов. Вместе с тем часто два последние индикатора используются и самостоятельно.
Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, а затем в Европе вызвал бегство капиталов с рынков России. По оценке JP Morgan, в1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288 млрд. долл.
Для сравнения укажем, что у 11 стран, входящих в Европейский экономический и валютных союз, существует положительное сальдо торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136 млрд. долл.
Усилия денежных властей России в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику России. Рост доверия потребителя с 1999 г. был вызван, с одной стороны, увеличением занятости, что вело к росту доходов, с другой стороны, на внутренний рынок России стал поступать большой объем импорта по более низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен на мировых товарных рынках и девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.
Кредитование сектора
домашних хозяйств существенно не изменилось.
Обзор свидетельствует о
Рост банковских холдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов, связан с ростом доходности этих операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств в капитале. Многие банки отметили некоторое ухудшение условий на рынке синдицированных кредитов. Банки были обеспокоены тем, что при использовании их активов в ходе синдицирования не учитываются изменения условий кредитования на рынке заемных средств, происходящие в течение льготного периода, занимающего до шести месяцев [11, с.163-168].
Экономическая конъюнктура
не только чутко реагирует на колебания
денежно-кредитной политики, но в
определенной мере и обусловливается
этой политикой, что дает возможность
предсказывать изменения
Ограничение условий кредитования сжимает спрос, а предоставление льготных условий кредитования расширяет его предложение. При этом необходимо обратить внимание как на соотношение между удельным весом тех банков, которые не изменяют условия кредитования, и удельным весом тех банков, которые это сделали, так и на суммарный удельный вес банков, которые ограничили или смягчили условия кредитования. При стабильной денежно-кредитной политике рост доли банков, не вводящих дополнительные ограничения условий кредитования, свидетельствует о расширении требований заемщиков и, как следствие, о повышении вероятности оживления экономической конъюнктуры.
Таким образом, несмотря на существенные трудности в экономике России, рынок развивается и уже сегодня можно говорить о том, что современные тенденции способствуют созданию конкурентных преимуществ в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что чистая конкуренция, равно как и чистая монополия являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии.
Стоит отметить, что «…отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения» [9, с.131-165].
Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров.
Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.
Стоит заметить, что Россия
обладает достаточным научно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с.
2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. – 64 с.
3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 2010. – 178 с.
4. Барышева, А.В. Монополизм и антимонопольная политика / А.В. Барышева, Ю.В. Сухотин, В.Н. Богачев. - М: Наука, 2003 – 240с.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 568 с.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб.пособие. – М.: Юрист, 2003. – 272 с.
7. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Гатасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / СПб.: Экономическая школа, 2009. – 267 с.
8. Камаев В.Д. Основы экономической теории (экономика) – М.: «ВЛАДОС», 2010. – 324 с.
9. Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Экономикс, Т.1. – М.: Республика, 2009. – 562 с.
10. Критский М.М. Экономическая теория: микроэкономический аспект. – Спб.: ГИЭА, 2010. - 235 с.
11. Михайлушкин А.И., Шимко
П.Д. Основы рыночной
12. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб.для вузов / Р.М. Нуреев – М: НОРМА, 2005. - 232с
13. Эклунд К. Эффективная модель. – М.: Экономика, 2009 – 340с.
14. Экономическая теория / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил. – (Серия "Учебное пособие").
15. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2011. – 267 с.
16. Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №1. С. 25-31.
17. Аукуционек С.П. Современный рынок // ЭКО 2009 №5 – с. 12-15.
18. Большаков С.В. Естественные
монополии: финансовое
19. Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2009 №5. – с. 6-9.
20. Левина Л. Основы
экономической теории и
21. Портал: «Финансы, экономика
и банковское дело» - режим
доступа: http://www.finekon.
22. Экономический портал:
«Современная экономическая