Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Понятие конкуренция является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Файлы: 1 файл

новая kursovaya_Pustovaya_Yu.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

Появляются и методы неценовой  конкурентной борьбы. Они подразделяются на две группы:

- конкуренция по продукту;

- конкуренция по условиям  продаж.

Конкуренция по продукту –  стремление захватить часть отраслевого  рынка конкурента путем выпуска  продукции нового ассортимента и  качества при сохранении примерно одной  и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж – использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям.

Особыми методами неценовой  конкуренции являются продажа товаров  в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т. е. долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

В экономической литературе большое внимание уделяется видам  конкуренции. В частности, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция  – это свободное соперничество  многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Такой конкуренции присущи следующие черты:

- на рынке действуют множество фирм, производящих одинаковую продукцию. Фирма в этом случае имеет относительно небольшой размер, поэтому объем ее производства незначителен;

- возможность свободного доступа в различные производственные секторы;

- продукт однороден, он производится множеством предприятий в рамках одной отрасли;

- хорошая информированность всех участников рынка. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, величину спроса и предложения.

Совершенная конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парным отношением «продавец-покупатель».

Несовершенная конкуренция  – это ситуация, когда на рынке  присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.

Существуют следующие  основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой. Рыночные структуры различаются между собой по количеству и размеру фирм в отрасли, характеру выпускаемой продукции и контроля над ценами, достаточности рыночной информации, а также условиям входа на рынок и выхода из него.

Совершенная конкуренция  и монополия представляют собой  «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, реально просто не существует.

Монополистическая конкуренция  и олигополия – реальные типы рыночных структур. Они характерны для огромного большинства рынков. К числу олигополистических структур относятся рынки алюминия и табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны, банки). [2, с. 67-69]

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ

 КОНКУРЕНТНОЙ  СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1 Развитие конкуренции в современной России

 

В интервью 17 апреля 2000 года газете «Аргументы и факты» Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что свою главную цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу.

 Построить конкурентоспособную  державу возможно только лишь  при создании благополучной конкурентной  среды в экономике страны. Таким  образом, построение конкурентной  экономики – одна из главных  задач и целей России.Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим субъектам.

Концепцию создания конкурентной среды и повышения конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия и повышения качества работы. Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом.

К сожалению, хотя Россия еще  в начале 90-х годов взяла курс на создание конкурентной среды и построение рыночной экономики, тем не менее, в России до сих пор отсутствует полноценная законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Государство пока не смогла создать предпосылки для образования полноценной конкурентной среды в экономике России.

В настоящее время в  России отсутствует системный прогноз  повышения конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства и сфер деятельности в России. Такие прогнозы присутствуют только лишь в отдельных отраслях народного хозяйства и носят случайный характер. В тоже время в любой отрасли народного хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем, препятствующих созданию конкурентной аренды. Более того, большинство этих проблем одинаково практически для всех сфер деятельности и решить их возможно только на основе разумного сочетания и применения различных экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее.

Как уже отмечалось, существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной конкурентной среды в экономике России. Стоит заметить, что эти проблемы имеют самые различные аспекты, и направления их решения лежат в различных сферах. Это и сферы государственной власти (законодательная, исполнительная власти), и в сфере экономки и финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее.

Очевидно, что построение конкурентной среды в экономикеРоссии  возможно только при взаимодействии всех ветвей государственной власти, всех государственных и негосударственных  структур, то есть при содействии всех структурных элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Остановимся подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России.

Так, одной из основных проблем  в создании конкурентной среды в  экономике России является слабая стыковка и интеграция права с другими  отраслями науки, недостаточное  применение системного и других научных  подходов. Существенные трудности создает  неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.

Серьезной проблемой в  процессе создания конкурентной среды  в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих решений, а также частая сменяемость структур и кадров.

Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике  России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты.

Серьезные препятствия возникают  также в результате наличия системы  двойного (легального и нелегального) учета, разработка финансовых планов сверху (от своих желаний), а не снизу, с  рынков (от своих возможностей). Не может  не оказывать негативного воздействия  на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития.

Не может не являться проблемой  в создании конкурентной среды в  экономике России отсутствие научно обоснованной системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов для условий  рыночных отношений. Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования.

Такие отрасли социальной сферы, как жилищное строительство, транспорт, бытовое обслуживание, лечение, отдых и так далее значительно отстают от своих конкурентов среди промышленно развитых стран, прежде всего по качеству услуг.

Серьезные проблемы в создании конкурентной среды в экономике  России создает топливно-энергетический комплекс страны.

Здесь осложняет положение  высокая себестоимость добычи и  переработки природных ресурсов, значительные расстояния их транспортирования, а также высокий вес физически и морально изношенных основных фондов, отсутствие научно-обоснованных стратегий развития отраслей ТЭК [9, с.71-82]. Можно сказать, что основной проблемой создания конкурентной среды в экономике России является большая изношенность основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве.

Практически во всех вышеперечисленных  отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономикеРоссии. Элементы производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также не обладают. Они находятся в стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов характерны те же проблемы, что и для других отраслей народного хозяйства.

Низкое качество отечественного строительного оборудования, не конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а также низкий уровень организации строительных работ и отсутствие соответствующей системы менеджмента – все это не может являться положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в экономике России.

Таким образом, видно, что  для того, чтобы создать в экономике  России полноценную конкурентную среду, необходимо решить не только вышеуказанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс.

 

3.2 Антимонопольное законодательство России как средство

повышения конкурентоспособности

        Рассмотрение экономических основ конкуренции, ее основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [1, с.45-67].

Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков [6, с.131-165]. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

- изъятие товаров из  обращения, целью или результатом  которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту  условий договора, не выгодных  для него или не относящихся  к предмету договора (необоснованные  требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

- включение в договор  дискриминирующих условий, которые  ставят контрагента в неравное  положение по сравнению с другими  хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор  лишь при условии внесения  в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент(потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий  доступу на рынок (выходу с  рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного  нормативными актами порядка  ценообразования;

- установление монопольно  высоких (низких) цен и так далее.

Более того, данным Законом  запрещаются и в установленном  порядке признаются недействительными  полностью или частично достигнутые  в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

- установление (поддержание)  цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышение, снижение  или поддержание цен на аукционах  и торгах;

- раздел рынка по территориальному  принципу, по объему продаж или  закупок, по ассортименту реализуемых  товаров либо по кругу продавцов  или покупателей (заказчиков);

Информация о работе Конкуренция