Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в механизме рынка, а также выявление проблем создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь.
Задачи данной работы следующие:
• изучить сущность конкуренции, ее виды и методы конкурентной борьбы;
• рассмотреть особенности конкурентной среды на различных товарных рынках;
• проанализировать зарубежную практику антимонопольного регулирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы 5
2. Модели конкурентных рынков − основные формы конкуренции 14
3. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды 19
4. Проблемы развития конкурентной среды на белорусском рынке 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность изучаемой  проблемы сложно переоценить. Конкуренция  имеет большое значение в экономической  жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаётся огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создаёт условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Однако механизм создания эффективной конкурентной среды на потребительском рынке и повышения ее уровня интенсивности должен регулироваться государственными органами.

Наличие конкуренции – естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для экономики Беларуси. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в механизме рынка, а также выявление проблем создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь.

Задачи данной работы следующие:

• изучить сущность конкуренции, ее виды и методы конкурентной борьбы;

• рассмотреть особенности конкурентной среды на различных товарных рынках;

• проанализировать зарубежную практику антимонопольного регулирования;

• обозначить проблемы развития конкурентной среды на белорусском рынке.

Для достижения поставленных целей и задач нужно изучить теоретический материал по данной проблеме, обобщить зарубежный опыт по развитию конкурентной среды и проанализировать состояние конкуренции на белорусском рынке.

 

 

  1. Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы

 

Понятие конкуренции  является фундаментальным в экономической  теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической  системы. Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Конкуренция – это  главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики [9, c.116].

Конкуренция, как экономическое  явление, появилось во времена установления торговых отношений и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы. И основная заслуга в этом – классической политической экономии, и ее главного представителя А.Смита. Он рассматривал конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

А.Смит отождествлял конкуренцию  с «невидимой рукой» рынка – автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов. «Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж [3].

Несмотря на то, что  А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:

- на основе теории  конкурентной цены сформулировал  понятие конкуренции как соперничества,  повышающего (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);

- определил основные  условия эффективной конкуренции,  включающие наличие большого  количества продавцов, исчерпывающую  информацию о них, мобильность используемых ресурсов;

- впервые показал,  каким образом конкуренция, уравнивая  нормы прибыли, приводит к оптимальному  распределению труда и капитала  между отраслями;

- разработал элементы  модели совершенной конкуренции  и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;

- сделал существенный  шаг к формированию теории  оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции [3, с. 224-287].

Однако, чтобы «система естественной свободы» функционировала, необходимо обеспечение свободы для конкуренции. Рынок, отмечает Смит, будет насыщен необходимыми товарами по возможно низкой цене и будут обеспечены занятость и рост благосостояния, если производители и торговцы будут соперничать без привилегий монополии. Монополия на внутреннем рынке приносит наибольшую выгоду купцам и мануфактуристам, но она разрушает конкуренцию, т.к. позволяет получать больше не в результате производительного труда, а вследствие привилегированного положения на рынке [4, с. 61]

Свободная конкуренция, теоретические основы которой постулировал А.Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.

Д.Рикардо, развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции, при функционировании рыночной системы в долгосрочной перспективе. Такой подход позволил уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения.

Для условий, рассмотренных  Д.Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.

Существенные результаты, дополняющие модель совершенной  конкуренции, но с позиции закона стоимости, предложил в «Капитале» К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли.

Неоклассическая школа еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной и свободное ценовое регулирование, на этой стадии развития, применялось на практике как никогда раньше, привлекая внимание и воодушевляя многих известных экономистов. Особенно значительными в этом смысле можно считать неоклассические концепции А.Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Однако А.Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции — монополистической.

Введенное Э.Чемберленом  понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию  «чистая конкуренция». Он утверждал, что сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. дифференциацией продукта. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны заменителей. Исходя из этого, он полагал, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».

В результате своего исследования Дж.Робинсон вполне могла бы сделать  выводы о конкретных мерах государственного вмешательства в экономику с  целью устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции [2].

В последние годы новая  оценка конкуренции была дана в работах современного американского экономиста, разработавшего теорию конкурентного преимущества, М.Портера. Он дал определение конкурентоспособности товара с точки зрения  «ценности товара для потребителя». По его мнению, ценность любого приобретаемого товара прямо зависит от той прибыли, которую принесет его использование. Портер считает, что у каждого конкурентоспособного товара цена реализации ниже потребительской ценности. Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной им от использования товара дополнительной прибыли. Для поставщика она соответствует конкурентоспособности его продукции.

Портер в своей работе «Международная конкуренция» дал оценку и объяснение конкурентоспособности некоторых фирм на мировом рынке. По его утверждению, успех фирмы в состязании с конкурентами на мировом рынке, зависит от положения дел в стране [8].

Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М.Портера состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами (рисунок Б.1).

 

 

Рисунок Б.1 – Виды конкуренции

 

Примечание – Источник: собственная разработка

 

1. Соперничество среди  конкурирующих продавцов. Прибыль  побуждает конкурирующие фирмы развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий. Черты конкурентных взаимодействий фирм можно охарактеризовать следующим образом:

- Фирмы борются за  более выгодную рыночную позицию,  которая проявляется, в конечном счёте, в стремлении каждого завоевать свою клиентуру (наиболее прибыльную рыночную долю);

- Конкурирующие стратегии  фирм и пути реализации этих  стратегий различны. Фирмы ограничены, в основном, своими соображениями  о том, что и как будет  работать на этом рынке (реакция покупателей и т.п.), и что вообще юридически законно.

Время от времени фирмы  обновляют свои стратегии. Продолжительность  функционирования фирмы в рамках любой стратегии зависит, с одной  стороны, от рыночного успеха (или  неудачи), а с другой стороны, от действий фирм-соперников. Фирмы стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут быть сымитированы или обойдены конкурентами.

Межфирменное соперничество  может закончиться успехом или  проигрышем. Стратегический успех может  дать фирме возможность «контролировать» направление действий рыночных сил или конкурентных усилий. Стратегические неудачи могут привести к смене стратегии, потере рыночной позиции и даже выходу из отрасли.

2. Конкуренция со стороны  товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных с точки зрения цены. Часто фирмы, принадлежащие к одной отрасли, находятся в тесной конкурентной борьбе с фирмами в других отраслях из-за того, что их продукция является хорошим заменителем. Конкурентные силы, возникающие вследствие наличия заменителей товара, сталкивают продавцов.

Во-первых, цены и доступность  товаров-заменителей создают потолок  цен для производителя, в то же время, потолок цен ограничивает потенциальную величину прибыли.

Во-вторых, производитель  товаров и/или услуг может выделить товар/услугу качеством, уменьшением цены путем сокращения издержек или другим способом дифференцировать свой продукт от заменителей, но чем больше зависят продажи товара от изменения цен заменителей, тем сильнее влияние конкурентных сил заменителей.

В-третьих, конкуренция  со стороны заменителей зависит  от того, насколько легко покупатель может предпочесть заменитель (это  зависит от стоимости «переключения» покупателя на товар-заменитель).

Наиболее часто упоминаемым  индикатором силы конкурентного давления на производителя со стороны производителей заменителей является темп прироста продаж.

3. Угроза появления  новых конкурентов. Конкурирующие  силы, возникшие вследствие угрозы  появления новых конкурентов.  Серьезность угрозы возможного  появления на рынке новых конкурентов зависит от двух групп факторов:

- барьеры для входа; 

- ожидаемая реакция  фирм на вновь входящих в  отрасль. 

Существуют следующие  основные барьеры для входа:

- эффективный масштаб  производства;

- предпочтения и преданность  потребителей к определенным торговым маркам;

- потребность в капитале (чем больше величина требуемых  инвестиций для обеспечения успешности  входа на рынок, тем меньше  желающих войти на этот рынок);

- препятствия в виде  дополнительных затрат, связанных  с доступом к более дешевым источникам сырья, патенты и ноу-хау, опыт производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.;

- доступ к каналам  распределения; 

Информация о работе Конкуренция