Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в механизме рынка, а также выявление проблем создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь.
Задачи данной работы следующие:
• изучить сущность конкуренции, ее виды и методы конкурентной борьбы;
• рассмотреть особенности конкурентной среды на различных товарных рынках;
• проанализировать зарубежную практику антимонопольного регулирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы 5
2. Модели конкурентных рынков − основные формы конкуренции 14
3. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды 19
4. Проблемы развития конкурентной среды на белорусском рынке 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

- государственные меры и политика.

Угроза появления конкурентов  возможна не только внутри одной отрасли, но и на межотраслевом уровне. Состязательность возникает потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются уровнем технической оснащенности, структурой применяемого капитала, скоростью его оборота, стабильностью спроса на продукцию. По этим причинам процент прибыли на капитал в разных отраслях будет неодинаков. Перелив капитала будет происходить до тех пор, пока различные нормы прибыли не выровняются в какую-то общую или среднюю прибыль.

Межотраслевая конкуренция  объективно создает определенное динамичное равновесие, обеспечивающее получение  примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего лишь 1-2 процента.

Если бы условия для  возрастания капитала в какой-либо отрасли были устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее, и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной.

4. Экономические возможности  и торговые способности поставщиков.  Конкурирующие силы, возникшие вследствие возможностей и торговых способностей поставщиков. Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя. Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы:

- затраты на производство  играют важную роль для покупателя;

- поставщики представляют  собой несколько крупных фирм, не скованных интенсивной конкуренцией;

- продукция поставщиков  дифференцирована настолько, что  покупателю трудно и дорого перейти от одного поставщика к другому;

- покупатели не являются важными клиентами для фирм-поставщиков, т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;

- поставщики не конкурируют  с производителями заменителей  в других отраслях;

- со стороны одного  или нескольких поставщиков существует  реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.

- фирмы-покупатели не  проявляют склонности к интеграции  в рынки поставщиков.

5. Экономические возможности  и торговые способности покупателей. Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:

- потребители значимы  и их немного, они покупают  товар в большом количестве;

- объем потребления  представляет собой значительную  часть от всех продаж в отрасли; 

- отрасль, поставляющая  товар на рынок состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;

- товары, предлагаемые  на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;

- покупаемые изделия  не являются важной составляющей  комплектующих изделий покупателя;

- экономически выгодной  для потребителя является практика  приобретения комплектующих у  нескольких продавцов по сравнению  с прикреплением к одному продавцу.

Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому существует потребность  у фирмы в отслеживании конкурентных изменений на рынке систематически. Только при этих условиях фирма может  правильно оценить возможности  конкурентов и собственные возможности и выработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена на создание или поддержание собственного конкурентного преимущества [8, с. 195-214].

Конкуренция ведется  за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию.

В экономической литературе принято разделять конкуренцию  на:

-ценовую (конкуренцию  на основе цены);

-неценовую (конкуренцию  на основе качества потребительной  стоимости).

Ценовая конкуренция  восходит к временам свободного рыночного  соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

-фирмами-аутсайдерами  в их борьбе с монополиями,  для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

-для проникновения  на рынки с новыми товарами;

-для укрепления позиций  в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При скрытой ценовой  конкуренции фирмы вводят новый  товар с существенно улучшенными  потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция  выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара. К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное  присутствие  производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

В связи с большим  влиянием на общественность средств  массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

Еще один вид неценовой  конкуренции - дифференциация продукции. То есть предложение широкого ряда типов, стилей, марок данного продукта. При этом диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются более полно. Правда существует угроза, что увеличение ассортимента продукта  может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным, и покупки будут занимать много времени [7, с. 267-279].

Каждая фирма имеет  продукт, который в настоящее  время отличается от продуктов конкурентов. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Поэтому очень часто помимо выпуска на рынок новых товаров производители используют политику модификации. Благодаря этому фирма может изменить имидж товара, сориентировать его на новые сегменты сбыта.

Усовершенствование выпускаемой продукции дает фирме долговременное преимущество. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

К незаконным методам  неценовой конкуренции относятся:

-промышленный (экономический)  шпионаж;

-переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

-выпуск поддельных  товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на много дешевле;

- махинации с деловой  отчетностью;

- сокрытие дефектов  и т.д.

С развитием промышленного  шпионажа промышленные монополии тщательно  охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. Все лучшее перенимают у соперников и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок. Подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модели конкурентных рынков − основные формы конкуренции

 

Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

- количество продавцов и покупателей;

- характер продукции;

- условия входа/выхода на рынок;

- информация и мобильность.

В зависимости от соотношения  между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур (таблица А.1)

 

Таблица А.1 - Характеристика различных типов рынка

 

Параметры

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество фирм производящих продукт

Много независимых фирм; нет контроля по рынкам

Много фирм, производящих сходные  товары/услуги

Несколько фирм, производящих товары/услуги

Один продукт и одна фирма

Контроль над ценами

Нет.

Цены определяются рынком

Влияние ограничено возможностью замены

Существует влияние ценового лидера

Практически полный контроль

Товарная дифференциация

Нет.

Продукты не различимы по свойству и качеству

Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка

Существенны для отдельных продуктов, мала для стандартных

 

Нет

Лёгкость входа

Относительный лёгкий вход и выход

Относительный лёгкий вход и выход

Трудный. Часто требует больших  инвестиций

Очень трудный

Пример

 

Рынок ценных бумаг

Наиболее распространенный вид конкурентной среды

 

Автомобили, бензин

 

Электроэнергия, газ


 

Примечание – Источник: собственная разработка

 

  1. Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:

1. Большое количество  продавцов и покупателей, ни  один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара. В условиях чистой конкуренции каждая из многочисленных фирм выпускает настолько небольшую часть продукции, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. То есть, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспособиться к ней. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно [1].

2. Каждый продавец  производит однородный продукт,  который ни в каком отношении  не отличим от продукта других продавцов. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции.

3. Барьеры для входа  в рынок (и ухода с него) отсутствуют:  нет ни законодательных, ни технологических, ни финансовых препятствий, которые могли бы помешать  возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

4. Никаких искусственных  ограничений спроса, предложения,  или цены не существует и ресурсы – переменные факторы производства – мобильны.

5. Каждый продавец  и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах, и спросе на рынке. Без этого они не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор.

Ни один реальный рынок  не удовлетворяет всем перечисленным  условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение.

  1. Антиподом чистой конкуренции является чистая монополия. Монополия возникает, когда в силу различных причин на рынке товара существует единственный производитель − монополист, способный удовлетворить общий спрос всей массы потребителей данного продукта. Отсюда следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Механизм взаимодействия потребителей и единственного производителя на монопольном рынке принципиально отличается от случая совершенной конкуренции.

Отдельные потребители, не имеющие возможности оказывать  влияния на рыночную цену, вынуждены подстраивать свой запрос под цену, предлагаемую монополистом. Со своей стороны, монополист, способный удовлетворить общий спрос потребителей, так выбирает объем и цену, при которой товар будет полностью куплен потребителями, чтобы максимизировать свою прибыль.

Информация о работе Конкуренция