Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в механизме рынка, а также выявление проблем создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь.
Задачи данной работы следующие:
• изучить сущность конкуренции, ее виды и методы конкурентной борьбы;
• рассмотреть особенности конкурентной среды на различных товарных рынках;
• проанализировать зарубежную практику антимонопольного регулирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы 5
2. Модели конкурентных рынков − основные формы конкуренции 14
3. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды 19
4. Проблемы развития конкурентной среды на белорусском рынке 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

Конкуренция является, пожалуй, одной из самых слабых сторон политики, проводимой швейцарским правительством по отношению к промышленности. В  таких областях, как телекоммуникации, пивоварение, производство грузовых автомобилей  и др.,  существование защищенных местных монополий или санкционированных картелей привело к неэффективности, отсутствию нововведений и иногда к крупномасштабным банкротствам. Другие картели искусственно повышали цены на импортируемые товары, и правительство ввело санкции или установило стандарты и правила, которые привели к защите де-факто других отраслей промышленности. В результате образовалась двойственная экономика, как в Японии, при которой большое количество конкурентоспособных отраслей находится в резком контрасте с большой группой неэффективных и защищаемых секторов.

Вмешательство швейцарского правительства в банковские дела также связано со значительными  затратами. Установление налогов на совершаемые сделки вызвало отток  многих важных рынков из Швейцарии  в таких областях, как торговля драгоценными металлами, еврооблигации, инвестиционно-учредительная деятельность банков и взаимные фонды. В деятельности швейцарского правительства наблюдается также растущая тенденция к регулированию фирм в таких областях, как охрана окружающей среды, трудовые отношения и социальное обеспечение. Хотя некоторые из этих постановлений помогут швейцарским фирмам, сделав их чувствительными к проблемам другого рода, в общем тенденция представляется зловещей. Многие постановления, такие как регулирование сверхурочных и ночных работ, создают жесткость, которая мешает осуществлению нововведений и улучшений [8, с. 357-358].

Швейцария является иллюстрацией преуспевающей экономики, которая  улучшила со временем свои конкурентные преимущества. У фирм этой страны просто не было выбора. Пока они проходили через болезненные периоды развития, произошли прагматические, хотя и преднамеренные, приспосабливания. В то же время необычайно широкие для страны таких размеров, как Швейцария, преимущества спроса поддержали успех в сложных сегментах большого количества отраслей промышленности. Они поглощали всех рабочих, которые освобождались в результате роста производительности. Результатом явился высокий и растущий жизненный уровень почти для всех швейцарцев – не было неудачников с пустыми карманами, столь типичных для многих стран [8, с. 359]

 

4. Проблемы развития конкурентной среды на белорусском рынке

 

 

Роль государства как  регулирующего органа, поощряющего  в обусловленных границах развитие конкуренции и сдерживание монополистических тенденций, коротко состоит не в запретах монополии, а в создании системы мер, поощряющих конкуренцию и состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципов равных возможностей и свободы деятельности на рынке и в других областях в рамках закона.

При всех неоспоримых  достоинствах совершенной конкуренции  у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов  может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. Поэтому ещё в конце 19 века в промышленно развитых странах Запада  была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации. Антимонопольное законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной (для эффективности экономики), ограничительной деловой практики.

В Республике Беларусь переход  к рыночной экономике и рыночным отношениям происходит в условиях широкомасштабного монополизма и дефицитности большинства товарных рынков. Основная задача антимонопольной политики – сформировать и постоянно поддерживать конкурентный рынок [7].

Основными направлениями  государственной политики по формированию конкурентной среды в Республике Беларусь являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.

Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ [6, с. 205-206].

Если рассмотреть структуру  организаций государственной собственности  по способам приватизации за период 1991 – 2011 гг., то можно сделать вывод, что за всю историю приватизации в Республике Беларусь основным способом является преобразование государственной организации в открытое акционерное общество (55,8 % от общего количества приватизированных объектов). Продажа государственных предприятий на аукционе составила 20,3 % от общего количества, выкуп арендуемого имущества арендной организацией – 14,9 %, продажа по конкурсу – 8,9 %, доля иных методов приватизации занимает менее одного процента в общем количестве приватизированных объектов. 
         С 1991 по 2012 год из республиканской собственности на конкурсах было продано 17 предприятий и 9 – на аукционе. Еще 161 республиканское предприятие было выкуплено арендной организацией, – этот вид приватизации был распространен в начале 1990-х и сегодня не практикуется. 
Новый этап приватизации начался в 2008 году, когда были внесены изменения в декрет «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» от 1998 года. Планировалось, что Совет Министров будет утверждать трехлетние планы по приватизации и акционированию предприятий, которые будут продаваться на конкурсах и аукционах.

Но такой план продержался  лишь первые три года. В текущем  году Президентом Беларуси были отменены приватизационные списки. В результате в Беларуси любое предприятие может быть приватизировано.

Рассмотрим данные статистического  сборника Республики Беларусь о приватизации и разгосударствлении организаций за 2012 год (таблица А.2).

 

Таблица А.2 - Приватизация и разгосударствление организаций (объектов) государственной собственности (по данным Государственного комитета  по имуществу Республики Беларусь)

 

 

С начала приватизации   (1991-2012)

2012

Реформировано организаций (объектов) и отчуждено

4 953

89

из них по способам приватизации:

преобразование государственной  организации в акционерное общество

 

2 798

 

83

выкуп арендованного имущества  арендной организацией

724

-

продажа на аукционе (по конкурсу)

1423

4


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.470]

 

В рыночной экономике  акционерные общества появились  вследствие обострения конкуренции  как более высокая ступень  в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования (переименования) предприятия в акционерное общество.

Негосударственные, в  том числе частные, фирмы формировались  в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались  процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

Таким образом, осуществление  приватизации позволяет создать  более комфортные условия для  привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет  выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 – 2013 гг. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 г.

Рентабельность белорусской продукции по всей республике представлена в таблице А.3. Более наглядно динамика данного показателя видна на рисунке Б.2.

 

Таблица А.3 - Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отраслям экономики (в процентах)

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

13,4

13,5

13,6

11,7

14

9,9

9,6

13,3

12,2

в том числе:

промышленность

14,1

14,3

14,3

12,4

14,1

8,8

8,9

16,5

14,6

сельское хозяйство

8,9

9

9

7,8

6,4

0,2

-0,3

15,5

18,6

транспорт и связь

18,4

18,6

18,6

16,1

21,2

21,8

20,6

10,7

13,2

строительство

8,8

8,9

8,9

7,7

10,5

9,6

8

5,2

7,8

торговля и общественное питание

12,7

12,8

12,8

11,1

16,3

11,5

14

6,5

5,3

материально-техническое снабжение  и сбыт

6,8

6,9

6,9

6

7,4

9,7

11,1

13,2

17,8

жилищно-коммунальное хозяйство

3,1

3,1

3,2

2,7

3,5

2,1

2,1

10,2

9,6


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474]

 

 

 

Рисунок Б.2 – Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг по всей республике

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474, таблица А.3]

 

 

 Как видно на графике, с 2004 года по 2006 год рентабельность реализованной продукции находилась на одном уровне – свыше 13%. 2007 год характеризуется спадом данного показателя на несколько процентных пунктов. Но уже с 2007 года  процент рентабельности продукции белорусских товаропроизводителей по 2008 год возрос с 11% до 14%, что было связано со стремлением отечественных предприятий соответствовать мировым стандартам, в это время разрабатывалась необходимая нормативно-правовая база. К сожалению, этот процесс наблюдался недолго, и уже с конца 2008 года до 2010 года уровень рентабельности снижался и достиг предела менее 10%, что значительно ниже уровня рентабельности 2004 года.

Рассмотрим рентабельность реализованной продукции по отраслям (Рисунок Б.3).

 

 

Рисунок Б.3 – Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг по отраслям экономики

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474, таблица А.3]

 

С 2004 года по 2008 год уровень рентабельности реализованной промышленной продукции говорит о незначительных, плавных изменениях, что является положительной тенденцией для экономики страны. 2009 - 2010 гг являются неблагоприятными для промышленности Республики Беларусь. Анализируя динамику уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции, можно заметить, что в 2010 году наблюдался кризис. Начиная с 2009 года, отрасль сельского хозяйства  стала убыточной, но к 2011 году достигает очень высокого уровня, что и продолжается в 2012 году. Что же касается таких отраслей, как транспорт и связь, они являются взаимосвязанными, что мы можем проследить на вышеизложенном графике. Здесь 2009 год был годом максимального значения данного показателя.

На графике (Б.4) четко представлена неблагоприятная ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства: вплоть до начала 2010 года оно являлось убыточным, но благодаря принятым мерам и проведенным мероприятиям по повышению окупаемости услуг, оказываемых представителями жилищно-коммунального хозяйства. Что же касается материально-технического снабжения, то с  середины 2004 года и до середины  2006 года уровень рентабельности находится на уровне 7 %.

 

 

 

 

Рисунок Б.4 – Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг по отраслям экономики

Информация о работе Конкуренция