Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в механизме рынка, а также выявление проблем создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь.
Задачи данной работы следующие:
• изучить сущность конкуренции, ее виды и методы конкурентной борьбы;
• рассмотреть особенности конкурентной среды на различных товарных рынках;
• проанализировать зарубежную практику антимонопольного регулирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы 5
2. Модели конкурентных рынков − основные формы конкуренции 14
3. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды 19
4. Проблемы развития конкурентной среды на белорусском рынке 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Конкуренция является, пожалуй, одной из самых слабых сторон политики, проводимой швейцарским правительством по отношению к промышленности. В таких областях, как телекоммуникации, пивоварение, производство грузовых автомобилей и др., существование защищенных местных монополий или санкционированных картелей привело к неэффективности, отсутствию нововведений и иногда к крупномасштабным банкротствам. Другие картели искусственно повышали цены на импортируемые товары, и правительство ввело санкции или установило стандарты и правила, которые привели к защите де-факто других отраслей промышленности. В результате образовалась двойственная экономика, как в Японии, при которой большое количество конкурентоспособных отраслей находится в резком контрасте с большой группой неэффективных и защищаемых секторов.
Вмешательство швейцарского правительства в банковские дела также связано со значительными затратами. Установление налогов на совершаемые сделки вызвало отток многих важных рынков из Швейцарии в таких областях, как торговля драгоценными металлами, еврооблигации, инвестиционно-учредительная деятельность банков и взаимные фонды. В деятельности швейцарского правительства наблюдается также растущая тенденция к регулированию фирм в таких областях, как охрана окружающей среды, трудовые отношения и социальное обеспечение. Хотя некоторые из этих постановлений помогут швейцарским фирмам, сделав их чувствительными к проблемам другого рода, в общем тенденция представляется зловещей. Многие постановления, такие как регулирование сверхурочных и ночных работ, создают жесткость, которая мешает осуществлению нововведений и улучшений [8, с. 357-358].
Швейцария является иллюстрацией преуспевающей экономики, которая улучшила со временем свои конкурентные преимущества. У фирм этой страны просто не было выбора. Пока они проходили через болезненные периоды развития, произошли прагматические, хотя и преднамеренные, приспосабливания. В то же время необычайно широкие для страны таких размеров, как Швейцария, преимущества спроса поддержали успех в сложных сегментах большого количества отраслей промышленности. Они поглощали всех рабочих, которые освобождались в результате роста производительности. Результатом явился высокий и растущий жизненный уровень почти для всех швейцарцев – не было неудачников с пустыми карманами, столь типичных для многих стран [8, с. 359]
Роль государства как регулирующего органа, поощряющего в обусловленных границах развитие конкуренции и сдерживание монополистических тенденций, коротко состоит не в запретах монополии, а в создании системы мер, поощряющих конкуренцию и состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципов равных возможностей и свободы деятельности на рынке и в других областях в рамках закона.
При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. Поэтому ещё в конце 19 века в промышленно развитых странах Запада была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации. Антимонопольное законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной (для эффективности экономики), ограничительной деловой практики.
В Республике Беларусь переход к рыночной экономике и рыночным отношениям происходит в условиях широкомасштабного монополизма и дефицитности большинства товарных рынков. Основная задача антимонопольной политики – сформировать и постоянно поддерживать конкурентный рынок [7].
Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в Республике Беларусь являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.
Формирование конкурентной
среды в Республике Беларусь осуществляется
ликвидацией объединений и
Если рассмотреть структуру
организаций государственной
С 1991 по 2012 год
из республиканской собственности на
конкурсах было продано 17 предприятий
и 9 – на аукционе. Еще 161 республиканское
предприятие было выкуплено арендной
организацией, – этот вид приватизации
был распространен в начале 1990-х и сегодня
не практикуется.
Новый этап приватизации начался в 2008
году, когда были внесены изменения в декрет
«О разгосударствлении и приватизации
государственной собственности Республики
Беларусь» от 1998 года. Планировалось, что
Совет Министров будет утверждать трехлетние
планы по приватизации и акционированию
предприятий, которые будут продаваться
на конкурсах и аукционах.
Но такой план продержался лишь первые три года. В текущем году Президентом Беларуси были отменены приватизационные списки. В результате в Беларуси любое предприятие может быть приватизировано.
Рассмотрим данные статистического сборника Республики Беларусь о приватизации и разгосударствлении организаций за 2012 год (таблица А.2).
Таблица А.2 - Приватизация и разгосударствление организаций (объектов) государственной собственности (по данным Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь)
С начала приватизации (1991-2012) |
2012 | |
Реформировано организаций (объектов) и отчуждено |
4 953 |
89 |
из них по способам приватизации: преобразование |
2 798 |
83 |
выкуп арендованного имущества арендной организацией |
724 |
- |
продажа на аукционе (по конкурсу) |
1423 |
4 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.470]
В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования (переименования) предприятия в акционерное общество.
Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.
Таким образом, осуществление приватизации позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 – 2013 гг. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 г.
Рентабельность белорусской продукции по всей республике представлена в таблице А.3. Более наглядно динамика данного показателя видна на рисунке Б.2.
Таблица А.3 - Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отраслям экономики (в процентах)
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Всего |
13,4 |
13,5 |
13,6 |
11,7 |
14 |
9,9 |
9,6 |
13,3 |
12,2 |
в том числе: | |||||||||
промышленность |
14,1 |
14,3 |
14,3 |
12,4 |
14,1 |
8,8 |
8,9 |
16,5 |
14,6 |
сельское хозяйство |
8,9 |
9 |
9 |
7,8 |
6,4 |
0,2 |
-0,3 |
15,5 |
18,6 |
транспорт и связь |
18,4 |
18,6 |
18,6 |
16,1 |
21,2 |
21,8 |
20,6 |
10,7 |
13,2 |
строительство |
8,8 |
8,9 |
8,9 |
7,7 |
10,5 |
9,6 |
8 |
5,2 |
7,8 |
торговля и общественное питание |
12,7 |
12,8 |
12,8 |
11,1 |
16,3 |
11,5 |
14 |
6,5 |
5,3 |
материально-техническое |
6,8 |
6,9 |
6,9 |
6 |
7,4 |
9,7 |
11,1 |
13,2 |
17,8 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
3,1 |
3,1 |
3,2 |
2,7 |
3,5 |
2,1 |
2,1 |
10,2 |
9,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474]
Рисунок Б.2 – Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по всей республике
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474, таблица А.3]
Как видно на графике, с 2004 года по 2006 год рентабельность реализованной продукции находилась на одном уровне – свыше 13%. 2007 год характеризуется спадом данного показателя на несколько процентных пунктов. Но уже с 2007 года процент рентабельности продукции белорусских товаропроизводителей по 2008 год возрос с 11% до 14%, что было связано со стремлением отечественных предприятий соответствовать мировым стандартам, в это время разрабатывалась необходимая нормативно-правовая база. К сожалению, этот процесс наблюдался недолго, и уже с конца 2008 года до 2010 года уровень рентабельности снижался и достиг предела менее 10%, что значительно ниже уровня рентабельности 2004 года.
Рассмотрим рентабельность реализованной продукции по отраслям (Рисунок Б.3).
Рисунок Б.3 – Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отраслям экономики
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474, таблица А.3]
С 2004 года по 2008 год уровень рентабельности реализованной промышленной продукции говорит о незначительных, плавных изменениях, что является положительной тенденцией для экономики страны. 2009 - 2010 гг являются неблагоприятными для промышленности Республики Беларусь. Анализируя динамику уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции, можно заметить, что в 2010 году наблюдался кризис. Начиная с 2009 года, отрасль сельского хозяйства стала убыточной, но к 2011 году достигает очень высокого уровня, что и продолжается в 2012 году. Что же касается таких отраслей, как транспорт и связь, они являются взаимосвязанными, что мы можем проследить на вышеизложенном графике. Здесь 2009 год был годом максимального значения данного показателя.
На графике (Б.4) четко представлена неблагоприятная ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства: вплоть до начала 2010 года оно являлось убыточным, но благодаря принятым мерам и проведенным мероприятиям по повышению окупаемости услуг, оказываемых представителями жилищно-коммунального хозяйства. Что же касается материально-технического снабжения, то с середины 2004 года и до середины 2006 года уровень рентабельности находится на уровне 7 %.
Рисунок Б.4 – Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отраслям экономики