Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в механизме рынка, а также выявление проблем создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь.
Задачи данной работы следующие:
• изучить сущность конкуренции, ее виды и методы конкурентной борьбы;
• рассмотреть особенности конкурентной среды на различных товарных рынках;
• проанализировать зарубежную практику антимонопольного регулирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы 5
2. Модели конкурентных рынков − основные формы конкуренции 14
3. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды 19
4. Проблемы развития конкурентной среды на белорусском рынке 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474, таблица А.3]

 

С середины 2007 года в этой сфере услуг наблюдается подъем уровня рентабельности, что можно объяснить тем, что к данному периоду времени были разработаны и приняты нормативные документы, а также налажены связи с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий.  Анализируя уровень рентабельности услуг сферы строительства, можно сказать, что резкий спад наблюдался в 2011 году, как раз в разгар экономического кризиса. Ситуация, сложившаяся на рынке продукции сельского хозяйства, сильно отразилась на уровне рентабельности оказываемых услуг представителями сферы торговли и общественного питания, так как последние находятся в прямой зависимости от сельского хозяйства. 

Перейдем к рассмотрению рентабельности реализованной продукции по областям (таблица А.4, рисунок Б.5).

 

Таблица А.4 – Динамика рентабельности реализованной продукции, работ, услуг в республике Беларусь, %

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Республика Беларусь

13,4

13,5

13,6

11,7

14

9,9

9,6

13,3

12,2

области:

Брестская

9,4

9,6

10,2

8,6

9,2

8,5

6,9

10,8

9,4

Витебская

12,3

13,2

13,0

6,9

7,6

5,0

4,3

9,2

9,9

Гомельская

21,1

18,9

18,1

12,2

13,5

10,6

10,1

13,9

12,8

Гродненская

10,2

10,3

10,7

10,5

10,7

7,3

7,7

10,3

12,2

г. Минск

14,0

13,6

14,1

14,3

14,2

12,8

12,8

11,7

11,7

Минская

14,7

16,8

14,3

15,5

31,0

13,3

15,5

30,0

19,5

могилевская

4,1

5,3

9,5

9,0

8,4

5,9

5,8

9,5

9,0


 

Примечание – Источник: [11, с.473-474]

 

 

Рисунок Б.4 – Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отраслям экономики

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, таблица А.4]

 

Из представленных графиков видно, что из семи регионов Беларуси  (в том числе и г.Минск)  на протяжении анализируемого периода наиболее высокий уровень рентабельности реализованной продукции наблюдался в Гомельской области, полной противоположностью чему является Могилевская область. В остальных областях и в городе Минске  уровни рентабельности оставались приблизительно одинаковыми.

В Республике Беларусь вместо здоровой возникла ’’теневая’’ конкуренция  между монопольными группами ’’дельцов’’, монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций. Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве.

Возникающая конкуренция  между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.

Появлению настоящей  конкуренции препятствует монополизм Национального банка Республики Беларусь, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.

Особенностью становления предпринимательства  в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое  не столько поощряет предпринимательскую деятельность, сколько стремится поставить её под свой постоянный контроль.

Причинами отсутствия конкуренции в Республике Беларусь являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции (экономических, административных, криминальных и т.д.).

К числу экономических  факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д. [12, с. 207-217].

Существует также ряд  барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью  рыночной инфраструктуры, ограниченностью  природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.

Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности. 

Государственное регулирование  рынка необходимо по двум основным направлениям: защита конкуренции и препятствие монополизму и регулирование деятельности естественных монополий.

Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия монополизму  предусматривает:

- анализ сложившихся  товарных рынков, поведения на  них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;

- формирование необходимых  организационно-экономических предпосылок  для эффективной конкуренции  на рынках Республики Беларусь;

- установление и поддержание  единого экономического пространства  на территории Республики Беларусь;

- создание системы  государственного контроля и  регулирования деятельности субъектов  естественной и государственной  монополии;

- создание правовых  и организационно-экономических  условий для включения рыночных  механизмов оптимизации товаропотоков,  формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

- учет структуры рынка  при приватизации предприятий  в целях повышения конкурентоспособности  и эффективности их деятельности;

- развитие предпринимательства.

Процесс защиты конкуренции и препятствия монополизму на рынках Республики Беларусь предусматривает учет следующих общих требований:

- ориентация на создание  конкурентного рынка, защиту прав  и интересов потребителей;

- комплексность решения  задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;

- дифференцированный  подход к объектам демонополизации  с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;

- взаимосвязанность решения  проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;

- учет факторов интеграции  белорусской экономики в мировую  систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;

- мониторинг изменения  структуры рынка;

- обеспечение гласности  проводимых мероприятий и их  результатов [12].

Регулирование деятельности естественных монополий – это  второе основное направление в государственном  регулировании рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

- ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Преобладающим способом государственного регулирования до недавнего времени являлось или декларирование цен, или установление предельного норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. Однако практика показала, что необходимо всё-таки искать другие пути. Для естественных монополий (энергетика, связь, коммунальные услуги, транспорт, исключая грузовой автотранспорт и такси) в силу специфики этих отраслей, исключающей формирование в них конкурентных рынков и следовательно, возможность рыночного регулирования, требуются особые подходы к регламентации их деятельности. В первую очередь необходим контроль над обоснованностью цен и тарифов.

Однако наблюдаются  и случаи злоупотребления органов. Как правило, нарушения связаны со злоупотреблением хозяйственными субъектами доминирующим положением на рынке и неправильно принятыми актами и действиями органов управления, направленными на ограничение конкуренции.

Министерство также  разработало проект закона «О государственной поддержке малых предприятий». Он предусматривает предоставление дополнительных правовых гарантий для предпринимательской деятельности, содержит нормы и положения, стимулирующие развитие малых предприятий, а значит стимулирующие развитие и конкуренции, определяет систему  и исполнителей государственной политики в области поддержки предпринимательства.

Такое государственное  регулирование рынка способствует развитию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В то же время стоит отметить, что сегодня среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства государства в рыночное хозяйствование [6; 162-178].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенный в настоящей  курсовой работе анализ позволяет сделать  следующие выводы:

1. Конкуренция − эффективный, дешевый метод экономического контроля. Она

толкает производителя  на сокращение издержек производства, цен, увеличение объема сбыта, на борьбу за потребителя и улучшение качества.

2. Государство играет  активную роль в регулировании  конкуренции в

национальных границах, руководствуясь общенациональными  интересами. Именно от государства  во многом зависит создание условий  для благоприятной конкурентной среды.

3. В современных условиях  важна не столько ценовая конкуренция,  сколько конкуренция новых товаров и услуг. Однако высокая степень экономического риска сдерживает немало производственников от внедрения инноваций в производство.

4. Несмотря на то, что конкуренция в силу своего стихийного характера может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия, она все же является главным двигателем современного прогресса, производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Можно также еще раз  подчеркнуть, что основу для решения  проблемы формирования конкурентной среды  создает политика государства в  этой области, а полученные возможности  уже в той или иной мере реализуются  на фирменном уровне. Важное значение имеет поддержка государством наукоемкого сектора; создание системы льгот для хозяйственников, применяющих новые технологии, повышающих качество продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж. Кроме этого, поддержка и помощь должны заключаться в развитии и укреплении информационной базы потребительского рынка; создании возможности сертификации и контроля качества товаров и упрощении их процедуры; создании кредитной системы, доступной всем субъектам рынка; упрощении процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности для частного предпринимателя; повышении правовой культуры участников рынка; обеспечении соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений.

 Только в этом случае можно ожидать от субъектов рынка отказа от

неэффективных, полулегальных и недобросовестных форм конкурентного поведения на рынке, повышения цивилизованных и добросовестных форм конкуренции на потребительском рынке республики.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития Краснодар.: Куб. гос. ун-т, 2002г. – 276с.
  2. Долан Э. Линдсей Д. Рынок: макроэкономическая модель – СПб.: Автокомп, 1992. – 496с.
  3. История экономических учений: Учеб. пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 340 с. – (Экономическое образование).
  4. Коюченко, А.В. Конкуренция и инновации: инновации в предпринимательских структурах как фактор конкурентоспособности экономики/Каюченко А.В.//Российское предпринимательство.-2009. – N5, вып.1.- С.71-76
  5. Лобкович Э.И. переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 70 с.
  6. Малое предпринимательство в Республике Беларусь, 2013 (Стат. сб.)Национальный статистический комитет РБ – Минск, 2013. – 86 с., 90с.;
  7. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. — М., Прогресс, 1993. – 463с.;
  8. Портер М. Международная конкуренция. М.:1994. – 887с.
  9. Праневич А.А. Конкурентная среда: институциональные основы формирования и развития Мн.: БГЭУ, 2004. – 215с.
  10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. – 487с.
  11. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 (Стат. сб.) Минстат Республики Беларусь – Минск, 2013. – 578 с.
  12. Хашупаев С.Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики Н. Новгород.: Изд-во ВВАГС, 2002г. – 342с.

Информация о работе Конкуренция