Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в механизме рынка, а также выявление проблем создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь.
Задачи данной работы следующие:
• изучить сущность конкуренции, ее виды и методы конкурентной борьбы;
• рассмотреть особенности конкурентной среды на различных товарных рынках;
• проанализировать зарубежную практику антимонопольного регулирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы 5
2. Модели конкурентных рынков − основные формы конкуренции 14
3. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды 19
4. Проблемы развития конкурентной среды на белорусском рынке 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.473-474, таблица А.3]
С середины 2007 года в этой сфере услуг наблюдается подъем уровня рентабельности, что можно объяснить тем, что к данному периоду времени были разработаны и приняты нормативные документы, а также налажены связи с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. Анализируя уровень рентабельности услуг сферы строительства, можно сказать, что резкий спад наблюдался в 2011 году, как раз в разгар экономического кризиса. Ситуация, сложившаяся на рынке продукции сельского хозяйства, сильно отразилась на уровне рентабельности оказываемых услуг представителями сферы торговли и общественного питания, так как последние находятся в прямой зависимости от сельского хозяйства.
Перейдем к рассмотрению рентабельности реализованной продукции по областям (таблица А.4, рисунок Б.5).
Таблица А.4 – Динамика рентабельности реализованной продукции, работ, услуг в республике Беларусь, %
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Республика Беларусь |
13,4 |
13,5 |
13,6 |
11,7 |
14 |
9,9 |
9,6 |
13,3 |
12,2 |
области: | |||||||||
Брестская |
9,4 |
9,6 |
10,2 |
8,6 |
9,2 |
8,5 |
6,9 |
10,8 |
9,4 |
Витебская |
12,3 |
13,2 |
13,0 |
6,9 |
7,6 |
5,0 |
4,3 |
9,2 |
9,9 |
Гомельская |
21,1 |
18,9 |
18,1 |
12,2 |
13,5 |
10,6 |
10,1 |
13,9 |
12,8 |
Гродненская |
10,2 |
10,3 |
10,7 |
10,5 |
10,7 |
7,3 |
7,7 |
10,3 |
12,2 |
г. Минск |
14,0 |
13,6 |
14,1 |
14,3 |
14,2 |
12,8 |
12,8 |
11,7 |
11,7 |
Минская |
14,7 |
16,8 |
14,3 |
15,5 |
31,0 |
13,3 |
15,5 |
30,0 |
19,5 |
могилевская |
4,1 |
5,3 |
9,5 |
9,0 |
8,4 |
5,9 |
5,8 |
9,5 |
9,0 |
Примечание – Источник: [11, с.473-474]
Рисунок Б.4 – Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отраслям экономики
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, таблица А.4]
Из представленных графиков видно, что из семи регионов Беларуси (в том числе и г.Минск) на протяжении анализируемого периода наиболее высокий уровень рентабельности реализованной продукции наблюдался в Гомельской области, полной противоположностью чему является Могилевская область. В остальных областях и в городе Минске уровни рентабельности оставались приблизительно одинаковыми.
В Республике Беларусь вместо здоровой возникла ’’теневая’’ конкуренция между монопольными группами ’’дельцов’’, монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций. Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.
Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка Республики Беларусь, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.
Особенностью становления
Причинами отсутствия конкуренции в Республике Беларусь являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции (экономических, административных, криминальных и т.д.).
К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д. [12, с. 207-217].
Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.
Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.
Государственное регулирование рынка необходимо по двум основным направлениям: защита конкуренции и препятствие монополизму и регулирование деятельности естественных монополий.
Реализация задачи защиты
конкуренции и препятствия
- анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
- формирование необходимых
организационно-экономических
- установление и поддержание
единого экономического
- создание системы
государственного контроля и
регулирования деятельности
- создание правовых
и организационно-
- учет структуры рынка
при приватизации предприятий
в целях повышения
- развитие предпринимательства.
Процесс защиты конкуренции и препятствия монополизму на рынках Республики Беларусь предусматривает учет следующих общих требований:
- ориентация на создание
конкурентного рынка, защиту
- комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
- дифференцированный
подход к объектам
- взаимосвязанность решения
проблем демонополизации и
- учет факторов интеграции
белорусской экономики в
- мониторинг изменения структуры рынка;
- обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов [12].
Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое регулирование,
осуществляемое посредством
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Преобладающим способом государственного регулирования до недавнего времени являлось или декларирование цен, или установление предельного норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. Однако практика показала, что необходимо всё-таки искать другие пути. Для естественных монополий (энергетика, связь, коммунальные услуги, транспорт, исключая грузовой автотранспорт и такси) в силу специфики этих отраслей, исключающей формирование в них конкурентных рынков и следовательно, возможность рыночного регулирования, требуются особые подходы к регламентации их деятельности. В первую очередь необходим контроль над обоснованностью цен и тарифов.
Однако наблюдаются и случаи злоупотребления органов. Как правило, нарушения связаны со злоупотреблением хозяйственными субъектами доминирующим положением на рынке и неправильно принятыми актами и действиями органов управления, направленными на ограничение конкуренции.
Министерство также разработало проект закона «О государственной поддержке малых предприятий». Он предусматривает предоставление дополнительных правовых гарантий для предпринимательской деятельности, содержит нормы и положения, стимулирующие развитие малых предприятий, а значит стимулирующие развитие и конкуренции, определяет систему и исполнителей государственной политики в области поддержки предпринимательства.
Такое государственное
регулирование рынка способству
Проведенный в настоящей курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Конкуренция − эффективный, дешевый метод экономического контроля. Она
толкает производителя на сокращение издержек производства, цен, увеличение объема сбыта, на борьбу за потребителя и улучшение качества.
2. Государство играет активную роль в регулировании конкуренции в
национальных границах, руководствуясь общенациональными интересами. Именно от государства во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды.
3. В современных условиях
важна не столько ценовая
4. Несмотря на то, что конкуренция в силу своего стихийного характера может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия, она все же является главным двигателем современного прогресса, производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.
Можно также еще раз подчеркнуть, что основу для решения проблемы формирования конкурентной среды создает политика государства в этой области, а полученные возможности уже в той или иной мере реализуются на фирменном уровне. Важное значение имеет поддержка государством наукоемкого сектора; создание системы льгот для хозяйственников, применяющих новые технологии, повышающих качество продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж. Кроме этого, поддержка и помощь должны заключаться в развитии и укреплении информационной базы потребительского рынка; создании возможности сертификации и контроля качества товаров и упрощении их процедуры; создании кредитной системы, доступной всем субъектам рынка; упрощении процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности для частного предпринимателя; повышении правовой культуры участников рынка; обеспечении соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений.
Только в этом случае можно ожидать от субъектов рынка отказа от
неэффективных, полулегальных и недобросовестных форм конкурентного поведения на рынке, повышения цивилизованных и добросовестных форм конкуренции на потребительском рынке республики.