Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:40, курсовая работа
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке.
Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от
тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.
Введение..........................стр.2
I. Пять сил конкуренции по М. Портеру. .............стр.2
II. Выбор базовой стратегии конкуренции. ...........стр.6
III. Модель М. Портера. ...................стр.7
IV. Модель «продукт=>рынок»................стр.11
V. Модель «доля рынка=>рост рынка»...............стр.13
VI. Модель «привлекательность рынка=>преимущества в
конкуренции»...........................стр.15
VII. Стратегия внедрения новшеств.................стр.16
VIII. Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка.
...............................стр.18
Заключение...........................стр.20
Курсовая: Конкурентные стратегии
План курсовой работы:
Введение......................
I. Пять сил конкуренции по М. Портеру. .............стр.2
II.
Выбор базовой стратегии
III. Модель М. Портера. ...................стр.7
IV.
Модель «продукт=>рынок».......
V.
Модель «доля рынка=>рост
VI.
Модель «привлекательность
конкуренции»..................
VII.
Стратегия внедрения новшеств..
VIII.
Стратегия немедленного
..............................
Заключение....................
Введение
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем
коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке.
Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени
соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом
использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от
тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть направлена на
обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе,
оцениваемой в 3-5 лет.
Конкурентный анализ включает два основных этапа:
• определение главных конкурентных сил в отрасли;
• формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.
Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор
Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению
главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.
I.Пять сил конкуренции по М. Портеру
Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно
компания противодействует следующим конкурентным силам (рис. 1):
ÿ проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;
ÿ угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
ÿ компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
ÿ воздействию продавцов (поставщиков);
ÿ воздействию покупателей (клиентов).
1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие
входные барьеры:
ÿ • экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в
отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который
недоступен потенциальным конкурентам;
ÿ • дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки,
подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например,
трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов -
Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает
практическую
ÿ • потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует
крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании
с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия
для новых инвестиций в российскую автомобильную отрасль;
ÿ • издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков,
переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и
т.д.;
ÿ • необходимость создания новой системы каналов распределения. Так,
из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не смогла
широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок;
ÿ • политика государства (правительства), не способствующая проникновению
на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных
конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.
2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров,
эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так,
конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия,
выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это
диетический продукт с низким уровнем холестерина.
Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать:
ÿ проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя
с проблемы качества на снижение цены;
ÿ рекламные атаки на потребителей. Так, производители шоколадных конфет и
батончиков, чувствуя угрозу со стороны субститутов - сухих смесей для легких
завтраков, разворачивают агрессивную рекламную кампанию своих изделий;
ÿ • и производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая
конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра
начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;
ÿ • улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.
3. Внутриотраслевая
конкуренция и ее
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до
жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет
себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
ÿ • большое число конкурентов;
ÿ • однородность выпускаемых товаров;
ÿ • наличие барьеров снижения издержек, например стабильно
высокие постоянные затраты;
ÿ • высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из
отрасли, не понеся при этом значительных убытков);
ÿ • зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для
мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей
покупателей).
Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является
использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.
* Один из вариантов
метода сравнительных
экономистом А. Юдановьм. Он разделил все многообразие конкурентных стратегий
фирм, действующих на одном рынке, на четыре типа, различающихся характером
своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов.
Каждый из них приведен к определенному типу биологического поведения и имеет
соответственную аналогию.
Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко
подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают
товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области
деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой
устойчивостью.
Гибкость и
приспособляемость составляют
очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя
рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не называют характер
своей деятельности (что, впрочем, встречается все реже), поскольку готовы
использовать любую новую возможность получения прибыли.
Патиенты (хитрые
лисы) -узкоспециализированные фирмы,
освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это
не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию
определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой
специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок
обогащается патиентным типом
за счет приватизированных
предприятий.
Виоленты (слоны, львы - в зависимости от мобильности) -гиганты,
мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его
значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии
на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских
условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская
политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет
стимулы для повышения качества, снижения издержек российских
товаропроизводителей.
Эксплеренты (скорее всего, мотыльки - почти эфемерные создания)
- фирмы, чьим конкурентным
преимуществом являются
и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его
освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют
как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние
организации. *
4. Сила воздействия
поставщиков. Фирма
экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со
своими контрагентами-
Сильные поставщики могут:
ÿ • повышать цену на свои товары;
ÿ • снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
Сила поставщиков определяется:
ÿ • наличием крупных компаний-поставщиков;
ÿ • отсутствием заменителей поставляемых товаров;
ÿ • ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из
неглавных заказчиков;
ÿ • решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых
экономических ресурсов;
ÿ • способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной
интеграции.
5. Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:
ÿ • в давлении на цены в целях их снижения;
ÿ • в требованиях более высокого качества;
ÿ • в требованиях лучшего обслуживания;
ÿ • в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
Сила покупателя зависит от:
ð сплоченности и концентрированности группы потребителей;
ð степени важности продукции для покупателей;
ð диапазона ее применения;
ð степени однородности продукции;
ð уровня информированности потребителей;
ð других факторов.
II.Выбор базовой стратегии конкуренции.
Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного
поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ
над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации
предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые
действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного
обоснования данной процедуры. Однако, сформировавшиеся в последнее время в
предпринимательских кругах некоторые стереотипы относительно того, как
необходимо конкурировать на российском рынке, в значительной степени мешают
системно подойти к решению данной задачи. Прежде чем приступить к выбору
базовой стратегии конкуренции необходимо избавиться от вредных стереотипов,
штампов и ошибок.
В первую очередь сказанное
относится к неправильному
какой рынок является наиболее перспективным с точки зрения конкуренции.
Предприниматели часто считают, что привлекательные рынки - это те, которые
развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии. Это не так.
Как показывает практика преуспевающие и перспективные рынки имеют высокие
входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательных
потребителей, дешевую систему поставок и самое меньшее число альтернативных
отраслей, способных их заменить. Бизнес с новейшими технологиями и высокой
эффективностью больше всех подвержен атакам конкурентов, вероятность
банкротства на таких рынках очень велика.
Необходимо также отметить, что для многих небольших предприятий смысл
конкуренции сводится к тому, чтобы быть похожими на своих более крупных
(мощных) конкурентов. Это придает им уверенность в себе. Но подражать другим
- значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных
преимуществ - верный путь к банкротству. Некоторые предприятия, обладая
определенным конкурентным преимуществом, не предпринимают никаких усилий для
того, чтобы не потерять их.
Наличие конкурентного
воспринимать как свершившийся факт, достигнутую цель и это не должно
останавливать дальнейший поиск.
С другой стороны, стремление быть первыми во всех сферах конкурентной борьбы,
а также погоня за сиюминутными прибылями часто заставляет предприятия
отказываться от ранее
разработанной стратегии
деятельность предприятия и не позволяет ему сосредоточиться на долгосрочных
целях в области конкурентной борьбы.
Вопрос где конкурировать, на каком рынке извлекать прибыль всегда является
одним из ключевых в маркетинговой ориентации предприятия. Однако, как
показывает практика, чрезмерная концентрация на нем в ущерб другим важным
параметрам стратегии конкуренции часто приводит к негативным последствиям.
Опросы работников московских предприятий, реализующих компьютерную технику