Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность и виды конкуренции.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкуренции;
- изучить роль конкуренции в рыночной экономике;
- исследовать виды конкуренции;

Файлы: 1 файл

курсовая работа Конкуренция.docx

— 77.55 Кб (Скачать файл)

        В условиях чистой конкуренции следующие мотивам прибыли производители будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и наибольшие издержки сравниваются - это говорит о том, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

        Научно-технический прогресс, снижение издержек и повышение эффективности производства стимулируется конкуренцией. Она работает стабилизатором стоимости товара: при рыночной борьбе побеждает имеющий товары низкой себестоимости и высокого качества. Для соблюдения этого условия необходимо периодически обновлять и модернизировать производство, вкладывая огромные средства. В современном мире многие производители готовы пойти на риск производя товар в условиях новейшей технологии. Отсюда можно сделать вывод: с развитием конкуренции усовершенствуется производство.

        Столкновение субъектов рынка приводит к усилению их социально-экономическому расслоению. В рыночной борьбе за большую выгоду участвует много мелких владельцев, которые в начале пути своей хозяйственной деятельности. Большинство из них, не обладая достаточными средствами, современными способами производства, опытом - не выдерживают борьбы и со временем разоряются либо терпят убытки. Только малая их часть становятся полноправными субъектами рынка, наращивая свою экономическую мощь.

1.3. Виды конкуренции

С учетом методов состязательности различают следующие формы конкуренции (рис. 1.).

                                        Рис.1. Формы конкуренции.

        Ценовая – соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли, за счет снижения цен или путем сокращения издержек производства и реализации продукции без изменения ассортимента и качества [4, С.156].

        Неценовая – соперничество предприятия за получение дополнительной прибыли, за счет изменения свойств продукции, повышения ее качества, создания продукции.

        Совершенная (свободная) конкуренция – означает, что, во-первых на рынке имеется множество независимых фирм самостоятельно решающих что и в каком количестве производить. Во-вторых, ни  кем и ни  чем не ограничен доступ на рынок.

        Совершенная  конкуренция – это рыночная  структура, в которой много фирм  продают стандартизированный товар, и не одна фирма не располагает  достаточно большой долей рынка, что бы влиять на ее цены [2, С.97].

        Конкуренция  охватывает всю систему рынков, экономическая борьба ведется  по следующим направлениям:

        1. Среди продавцов  за право продать свой товар  дороже. Однако, когда конкуренция обостриться, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле что бы симулировать рост спроса.

        2. Среди покупателей которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Когда между ними разгорается экономическая борьба, то побеждает тот, кто предложил более высокую цену, по сравнению с рыночной.

        3. Экономическая  борьба происходит между продавцами  и покупателями.

        Закон конкуренции  оказывает на поведение субъектов  рынка более сильной воздействие, чем законы спроса и предложения.

        Несовершенная  конкуренция: ограниченность совершенной  конкуренции приводит к тому что в экономике появляются и другие виды рыночных структур – рынки несовершенной конкуренции.

        Совершенная  конкуренция (свободная) – рыночная  структура, в которой много фирм  продают стандартный товар и  не одна фирма не располагает  достаточно большей долей рынка, чтобы влияет на его цены.

        Несовершенная  конкуренция – рыночная структура, характеризуется возможностью продавцов  или покупателей воздействовать  на рыночную цену. Это рынки в которых не выполняются хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, разновидностями таких рынков являются: монополистическая конкуренция и олигополия [5, С.124].

        По масштабам развития выделяются следующие виды конкуренции:

        а) индивидуальная – когда предприниматель пытается достичь лучших для себя условий купли-продажи товара;

        б) местная – соперничество между владельцами товаров на какой-то территории;

        в) отраслевая – борьба за получение наибольшей прибыли в определенной отрасли. Ее разновидностью считается горизонтальная конкуренция между теми, кто производит один и тот же товар;

        г) межотраслевая – борьба товаропроизводителей различных отраслей за привлечение покупателей; вертикальная конкуренция как ее разновидность охватывает производителей разных товаров, удовлетворяющих определенную потребность. Например, потребность получения информации удовлетворяется благодаря наличию радио, телевизора, компьютера (через Интернет), книг, газет и т.д.;

        д) национальная – соперничество на национальном рынке;

        е) глобальная – когда на мировом рынке конкурируют представители хозяйствующих объектов разных стран.

        В зависимости от состояния рынка рассматриваются совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная (свободная) соответствует некоему идеальному состоянию рынка, определяемому понятием «бег вместе», когда целью конкурирующих субъектов является не получение сверхприбылей, а сохранение места на рынке. Для существования такого вида конкуренции характерны следующие условия:

        - объем производства отдельного товаропроизводителя не столь велик, чтобы влиять на цену товара, о которой хорошо осведомлены покупатели;

       - товары на рынке однородны;

       - продавцы не влияют друг на друга;

       - доступ на рынок ничем не ограничивается.

        Эти условия никому не позволяют изменять цену товара. Производитель может регулировать только объем выпускаемой продукции либо величину своих издержек. Такое состояние рынка теоретически возможно для промышленно развитых стран, однако долговременное его существование проблематично [8, С.145].

        Таким образом, конкуренция представляет собой соперничество, экономическую борьбу, состязательность между продавцами- производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Конкуренция делится на два вида: по состоянию рынка (совершенная, несовершенная, регулируемая) и по способам соперничества (ценовая и неценовая). 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели рынков совершенной  и несовершенной конкуренции

2.1. Совершенная конкуренция

        Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

        Совершенная конкуренция имеет следующие основные признаки:

        - многочисленность субъектов рынка. На рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей. В силу этого совершаемые продавцом продажи (или потребителем покупки) ничтожно малы по сравнению с совокупным объемом рынка;

        - однородность продукции. Продукция конкурирующих фирм гомогенна и неразличима, данные продукты разных предприятий рассматриваются покупателем как точные аналоги. Поскольку товары одинаковы, потребителю безразлично, у какого продавца их приобретать. Вследствие однородности продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта;

        - отсутствие контроля за ценой. Многочисленность производителей и потребителей однородной продукции фактически предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. Когда какой-то продавец устанавливает более высокую цену на товар, покупатели свободно переходят к его многочисленным конкурентам. Если же отдельный продавец установит цену ниже обычного уровня, то товары, реализованные по такой цене, не смогут удовлетворить существенным образом спрос покупателей и нарушить среди них свободную конкуренцию. На совершенно конкурентном рынке и покупатели, и продавцы являются ценополучателями, они «соглашаются» с ценой, принимают ее как данность;

        - отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Новые формы могут свободно входить, а существующие фирмы - покидать чисто конкурентные рынки (отрасли). Не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Отсутствие барьеров означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой;

        - полная информированность участников рынка о его текущем состоянии. Исчерпывающая информация о ценах, технологии, спросе и предложении товаров, норме прибыли доступна для всех. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. Решения принимаются покупателями и продавцами в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации [2, с. 156-158].

         К достоинствам совершенной конкуренции можно отнести следующее:

        - производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически более эффективно (т.е. устанавливается равновесие на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек);

        - фирма и отрасль работают без излишков и дефицитов. Кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода, а кривая предложения - с кривой предельных издержек. Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт. Совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов. Отрасль вовлекается в производство в том объёме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса;

        - принципиальное значение имеет и безубыточность фирм в долгосрочном периоде. Это гарантируют отрасли устойчивость: фирмы не несут убытков. Нет экономических прибылей, т.е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.

        Совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:

        - малые предприятия, типичные для этого рынка, оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику, так как экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам;

        - рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

        К совершенной (чистой) конкуренции  относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной  продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных  товаров). Первая ведет к техническому  прогрессу, снижению издержек производства  и цен на товары. Межотраслевая  конкуренция позволяет найти  сферу более прибыльного вложения  капитала [4, с. 155].

        Совершенная конкуренция (свободная) характеризуется рядом черт:

        - множеством мелких фирм;

             - однородностью продукции;

             - отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли);

        - равным доступом ко всем видам информации;

             - фирмы не участвуют в контроле за ценами;

             - отсутствие неценовой конкуренции;

             - мобильностью ресурсов внутри рынка.

        Это означает, что доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (т. е. абсолютно эластична).

      

2.2. Несовершенная конкуренция

        Несовершенная  конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

        - демпинговые цены;

        - создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров;

        - ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам);

        - использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации;

        - распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров;

        - умалчивание важной для потребителя информации.

         Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе, способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли.

        Основные условия несовершенной конкуренции:

        - на рынке действует ограниченное число производителей

        - существуют экономические условия (барьеры, естественные монополии, налоги, лицензии) проникновения в данное производство.

        - рыночная информация искажена и не объективна.

        Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и олигопсония являются формами несовершенной конкуренции.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия