Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность и виды конкуренции.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкуренции;
- изучить роль конкуренции в рыночной экономике;
- исследовать виды конкуренции;

Файлы: 1 файл

курсовая работа Конкуренция.docx

— 77.55 Кб (Скачать файл)

       Основные характеристики несовершенной конкуренции представлены в табл. 1.

                                                                                                                Таблица 1

Основные характеристики несовершенной конкуренции

 
Характерная черта

 
Чистая монополия

 
Олигополия

 
Монополистическая конкуренция

 
Число фирм

 
Одна

 
Несколько

 
Много

 
Тип продукта

 
Уникальный, близких заменителей нет

 
Стандартизированный

 
Дифференцированный

 
Контроль над ценами

 
Полный

 
Ограниченный взаимозависимостью

 
Небольшой

 
Условия вступления в отрасль

 
Блокировано

 
Трудно

 
Сравнительно легко

 
Типичные 
 
отрасли

 
Местные предприятия коммунального хозяйства

 
Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча

 
Розничная торговля, швейная, обувная промышленность


 

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

        Монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» – немногий, «полео» – продаю) – основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» – малочисленный и «опсония» – покупка) – превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США – «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции [5, с. 86].

Понятие конкуренции многозначно и не охватывается универсальным определением. Конкуренция, соперничество, соревнования между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров для получения на этой основе прибыли. 
        Теория конкуренции и представления о ее роли в регулировании рыночных цен и рыночных отношений зародились несколько сот лет тому назад в рамках классической политической экономии. Адам Смит впервые высказал утверждение о ключевой роли конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. Он назвал конкуренцию «невидимой рукой», которая заставляет рыночных продавцов устанавливать цены на товары в соответствии с уровнем спроса на них со стороны покупателей, так что высоко-конкурентный рынок сам формирует цену равновесия величины спроса и предложения. 
        В дальнейшем представление о конкуренции значительно расширилось и углубилось, в результате чего выделились разные виды конкуренции, различающиеся, прежде всего, по признаку уровня концентрации на рынке соперничающих между собой продавцов однородного товара. Произошло расчленение общего понятия «конкуренция» на две его разновидности: «совершенная конкуренция» и «несовершенная конкуренция». При этом характерно, что А.Смит, Д. Рикардо и другие первые исследователи конкуренции имели в виду в большей мере совершенную конкуренцию, тогда как несовершенная конкуренция стала объектом последующих исследований, в итоге возникло представление о многих разновидностях конкуренции.

        Значимость  фирме   могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в  частности  уникальность выпускаемой продукции, но зависимость между объемом выпуска  и  уровнем  цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

2.3. Монополия: место и роль на рынке

         Монополия – (от греческого слова monopoly – означает один продавец – исключительное право государства, предприятий, на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности [6, с. 97].

          Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако (и это черта, присущая монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Казалось бы, что все фирмы готового платья выпускают один и тот же товар - мужские костюмы. Но это не так - отдельная фирма производит свой товар (мужской костюм), который отличается от товара других фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью, фурнитурой и т. п. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т. п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.

        В разных  странах возникают различные  виды монополий (признаки монополии):

       1. С учетом степени охват экономики выделяются: такие виды монополистических организаций.

        1.1. чистая  монополия: единственный поставщик  от народного товара, в этом  случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных  конкурентов закрыт, продавец имеет  полный контроль над количеством  товара, предназначенного для продажи. Например: Водоканал.

        1.2. монопсония  – чистая монополия одного  покупателя ресурсов, товаров. Например: государство выступает единственным  покупателем ракетно-космической  продукции.

        2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

        2.1. естественная  монополия, которой обладают собственные  и хозяйственные субъекты, имеющие  в своем распоряжении редкие  и свободно невоспроизводимые  элементы производства (рдкие металлы, особые земельные участки) [8, с.58].

        К естественным  монополиям относятся: железнодорожный  транспорт, военно-промышленный комплекс.

        2.2. легальные  монополии образуются на законном  основании (их называют защищенными  от конкуренции), большинство монополий  создаются правительством, через  один из его видов деятельности, например: государственное регистрирование  торговых знаков.

        2.3. Искусственные  монополии – объединенные мероприятие  создаваемые ради получения монополистических  выгод.  Эти монополии намеренно  меняют структуру рынка: а) создают  барьеры для новых фирм; б) ограничивают  доступ к источникам сырья; в) используют дорогую рекламу.

        Фирмы монополисты  сами и по своему усмотрению  устанавливают рыночную цену  на производимую ими продукцию.

        Монопольная  цена – особый вид рыночной  цены которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости в целях получения монопольного дохода [10, с.142].

        Монополистическая  конкуренция – организация рынка при которой на нем действует большое количество продавцов продающих дифференциальный продукт и возможно появление новых продавцов.

В этой рыночной структуре фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара, она подразумевает (что никакие две фирмы не производят один и тот же товар, хотя вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду.

         Монополистическая  конкуренция широко распространена  в производстве предметов потребления. В условиях дифференциации товаров  важные значения приобретают неценовые факторы. Неценовые факторы: марка, реклама, условия продажи, возможность покупки в рассрочку, наличие гарантийного ремонта. Таким образом, покупатель имеет возможность выбрать ту фирму, которая ему больше подходит.

        Монополистическая  конкуренция предполагает, что каждая  фирма в какой-то степени может  влиять на цену.

        Основные характеристики монополистической конкуренции:

        - присутствует большое число продавцов, каждый из которых обеспечивает товаром лишь небольшую долю рыночного спроса на общий тип реализуемого товара;

        - товар каждого производителя может являться несовершенным заменителем товара поставляемого другими производителями. Товару каждого продавца присущи исключительные характеристики, свойства и качества, которые оказывают воздействия для предпочтения некоторых покупателей именно этому товару, а не конкурирующих производителей;

        - при установлении цены на свои товары, производители не считаются с реакцией своих соперников. Эта особенность происходит из-за большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. Если один продавец уменьшит стоимость на товар, то, возможно, что увеличение продаж произойдет не за счет одного производителя, а за счет многих. Маловероятно, что какой-нибудь отдельный производитель потерпит значительные убытки из-за уменьшения цены на товар, какого-нибудь одного производителя. А это значит, что у конкурентов нет причин для реакции на это изменение, потому что решение одного производителя не влечет за собой последствий на изменение их прибылей;

        - на рынке с монополистической конкуренцией есть условия для свободного входа и выхода: легко войти в рынок и легко его покинуть. Но вход в рынок не так легок, как при совершенной конкуренции, из-за того, что новые продавцы испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Отсюда можно сделать вывод, что уже существующие производители могут сохранять свое преимущество над новыми продавцами.

        Чистая монополия – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом [11, с.88].

       Основные черты чистой монополии:

        - единственный  продавец - производитель;

        - товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;

        - продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

        - трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.

        Различают несколько типов монополий:

        - естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.);

        - искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

        В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест и т.д.

        1. Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

        2. Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий сообща) - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.

        3. Трест - форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

        4. Концерн - (от англ. concern - участие, интерес) - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау между подразделениями и т. п.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия