Конкурентоспособность продукции российских предприятий на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление основных факторов становления конкурентоспособности предприятий и анализ продукции таких предприятий на внутреннем/внешнем рынке.
В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
- изучить работы основных исследователей по проблеме конкурентоспособности предприятий и продукции;
- изучить конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынке ;
- раскрыть характер и особенности конкуренции;
- выявить проблемы развития конкуренции в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности ……………………………5
Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………….5
Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции………….8
2. Анализ конкурентоспособности продукции российских предприятий……………………………………………………………………...11
2.1. Конкурентоспособности продукции российских предприятий на внутреннем рынке……………………………………………………………………………...11
2.2. Конкурентоспособности продукции российских предприятий на внешнем рынке……………………………………………………………………………...15
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на российском рынке…………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

микроэкономика. Конкуренто способность продукции рос предприятий на рос рынке.курсовая курс 1.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Содержание. Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты конкурентоспособности ……………………………5

    1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………….5
    2. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции………….8

2. Анализ конкурентоспособности продукции российских предприятий……………………………………………………………………...11

2.1. Конкурентоспособности продукции российских предприятий на внутреннем рынке……………………………………………………………………………...11

2.2. Конкурентоспособности  продукции российских предприятий  на внешнем рынке……………………………………………………………………………...15

3. Пути повышения конкурентоспособности  продукции российских предприятий  на российском рынке…………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший механизм. Состоит она из большого количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием - рынок. Рынок – это место, где продают и покупают товары или услуги. Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка. Актуальность этой темы неоспорима. Важно изучать конкуренцию на этом рынке. Конкуренция является общественной формой столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. В связи с этим конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

1) Выявляет и устанавливает  рыночную стоимость товара;

2) Сводит конкретный труд  к общественно необходимому;

3) Содействует выравниванию  индивидуальных стоимостей и  прибыли  в зависимости от  производительности труда и эффективности  управления производством.

Предметом исследования в  данной работе являются предприятия российского рынка. Объектом  в свою очередь выступает конкурентоспособность продукции этих предприятий.

Целью курсовой работы является выявление основных факторов становления  конкурентоспособности предприятий  и анализ продукции таких предприятий на внутреннем/внешнем рынке.

В соответствии с целью  исследования определены его основные задачи:

- изучить работы основных исследователей по проблеме конкурентоспособности предприятий и продукции;

- изучить конкурентоспособность   на внешнем и внутреннем рынке ;

- раскрыть характер и  особенности конкуренции;

- выявить проблемы развития  конкуренции в России.

 

Структура работы соответствует  целям и задачам исследования - первая часть работы посвящена  теоретическим аспектам конкурентоспособности. В ней рассмотрены факторы её становления, особенности, виды и т.д. Во второй части работы анализируется конкурентоспособность российской продукции. Исследование соответствует единой цели. В заключительной части работы выявляются пути повышения конкурентоспособности.

Работа написана на основе материалов периодической печати учебных  пособий по микроэкономике казахстанских  и российских авторов.

 

 

1. Теоретические аспекты  конкурентоспособности

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

Наличие конкурирующих предприятий порождает такое явление в экономике как конкурентоспособность. Многими экономистам было доказано, что конкуренция способствует не только повышению качества товаров и уровня жизни населения, но и является движущей силой его развития. Существует несколько трактовок понятия конкурентоспособности. С экономической точки зрения это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы производителей при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства.  Но есть другое более научное определение этому процессу. Конкурентоспособность – это свойство объекта, которое характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Таким образом, можно утверждать, что конкурентоспособность – это соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. [11. с.234].

На современном  этапе мирового развития конкурентоспособность, представляя собой движущаяся силу, вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества и снижения цен. Прибыль побуждает конкурирующие предприятия развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий. Черты конкурентных взаимодействий предприятий определяются следующим образом:

1) Предприятия борются за более выгодную рыночную позицию, которая проявляется, в итоге, в стремлении каждого завоевать наиболее прибыльную рыночную долю;

2) Соперничество между фирмами может закончиться успехом или проигрышем. Стратегический успех дает предприятию возможность контролировать направление действий рыночных сил или конкурентных усилий. Стратегические неудачи приводят к смене стратегии, а так же потере рыночной позиции и даже выходу из отрасли;

3) Акции и контракции предприятий-соперников выливаются в создание новых условий рынка.

Часто предприятия, работающие в одной отрасли, находятся в тесной конкурентной борьбе с предприятиями в других отраслях из-за того, что их продукция является взаимозаменяемой:

1. Доступность товаров-заменителей создают потолок цен для производителя, и в то же время, потолок цен ограничивает потенциальную величину прибыли;

2. Производитель может выиграть качеством, уменьшением цены путем сокращения издержек или другим способом дифференцировать свой продукт от заменителей, но чем больше зависят продажи от изменения цен заменителей, тем сильнее влияние конкурентных сил заменителей;

3. Конкурентоспособность зависит от того, насколько легко покупатель может предпочесть заменитель. [4. с.140].

Конкуренция является необходимым явлением при условии, что предложение превышает спрос и, как правило, возникает между товарами, а не производителями. Различают следующие виды конкуренции:

а) Функциональная (возникает по причине того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному);

б) Видовая (заключается в выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но с разным оформлением);

в) Предметная (такая конкуренция возникает между аналогичными товарами разных предприятий);

г) Ценовая (наиболее простой вид, снижая цену, осуществляется захват рынка).

Различают две формы конкурентоспособности:

1. Предметная - это конкурентоспособность между товарами одной ассортиментной группы, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

2. Функциональная  – это конкурентоспособность между товарами (объектами) – заменителями).

Существуют  так же определенные факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия

1. Научно-технические факторы - отображают состояние и динамику научно-технического прогресса, уровень техники и технологии, производительность и надежность оборудования, гибкость производственных процессов и тому подобное.

2. Организационно-экономические факторы - отображают, с одной стороны, стадию цикла развития экономики, развитие интеграционных процессов в экономическом пространстве, общехозяйственную и отраслевую конъюнктуру, методы и механизмы регуляции хозяйственной деятельности на уровне государства, регионов и отраслей; из другой стороны эти факторы характеризуют структуру и эффективность системы управления предприятия, уровень организации его маркетинговой и финансово-экономической деятельности, характер организации производственных процессов и организации труда, степень эффективности созданных на предприятии систем прогнозирования, стратегического и текущего планирования, мониторинга и оперативной регуляции и тому подобное.

3. Социальные факторы – отображают состояние и динамику социальных процессов, что происходят на макро- та микро- уровнях. Влияние этой группы факторов на конкурентоспособность предприятия является двусторонним: с одной стороны, они осуществляют существенное влияние на уровень, динамику и специфические особенности спроса на каждом конкретном рынке, а значит в какой-то степени влияют на конкурентоспособность продукции, что производится тем или другим предприятием; из другой стороны, эти факторы в известной мере отбиваются на уровне эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

4. Политические факторы осуществляют существенное влияние на уровень конкурентоспособности предприятия, что ярче всего оказывается при реализации продукции предприятия на внешних рынках, или при приобретении импортных ресурсов. Как самые главные политические факторы конкурентоспособности можно выделить, в первую очередь, общеполитический климат и состояние развития международных отношений, политики иностранных стран относительно социально-экономических и политических превращений в Украине, военно-политические конфликты в отдельных регионах мира и т.п. [9. с.65].

1.2 Факторы, определяющие  конкурентоспособность продукции

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность  предприятия соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов ведения предприятием конкурентной борьбы. Принято считать, что конкурентоспособность продукции служит комплексным показателем, который характеризует степень ее способности удовлетворять требования потребителей в большей степени, чем подобные товары, представленные на рынке, при сохранении или увеличении реальных доходов производителя продукции. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Так же на конкурентоспособность влияют мода, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, изменения спроса и другие факторы. [7. с.35].

Следует помнить, что конкурентоспособность продукции зависит от ряда факторов, которые влияют на преимущество продукции и предопределяют объемы ее реализации на данном рынке. Эти факторы являются основными компонентами конкурентоспособности. Делятся они на три группы:

1. Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену, затраты на эксплуатацию, использование  или потребление продукции и  др. Они зависят от: производительности и интенсивности работы, затрат производства и др.

2. Коммерческие  факторы определяют условия реализации  продукции на конкретном рынке.  Они включают: конъюнктуру рынка; предоставленный сервис (наличие станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу; имидж предприятия (популярность торговой марки, репутация предприятия, региона, страны).

3. Нормативно-правовые  факторы отражают требования  технической, экологической и другой безопасности использования продукции на данном рынке, а также патентно-правовые требования.

Эти факторы  определённым образом влияют на конкурентоспособность  продукции, но нет возможности аналитически выразить зависимость уровня конкурентоспособности от этих показателей. Поэтому для диагностики конкурентоспособности продукции часто используют экспертные методы. [2. с.85].

Существует  еще одна классификация факторов конкурентоспособности продукции. Она включает в себя:

1. Фактор времени. Обеспечение конкурентоспособности товаров по фактору времени осуществляется исходя из посылки "сегодняшний рубль дороже завтрашнего".

2. Фактор качества  товаров, который проявляется  не только в улучшении показателей  качества, но и в увеличении годовой производительности товара и росте затрат на эксплуатацию и ремонт.

3. Фактор масштaбa (объема) производства товара. За счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.

4. Фактор ценообразования. Цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния. Правильно установленная цена, разумная ценовая тактика, обоснованная ценовая стратегия состaвляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия.

5. Рыночный фактор. Необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, предназначенной для конкретного рынка. Рыночный фактор характеризуется следующими критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность рынка.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции российских предприятий на российском рынке