Конкурентоспособность продукции российских предприятий на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление основных факторов становления конкурентоспособности предприятий и анализ продукции таких предприятий на внутреннем/внешнем рынке.
В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
- изучить работы основных исследователей по проблеме конкурентоспособности предприятий и продукции;
- изучить конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынке ;
- раскрыть характер и особенности конкуренции;
- выявить проблемы развития конкуренции в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности ……………………………5
Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………….5
Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции………….8
2. Анализ конкурентоспособности продукции российских предприятий……………………………………………………………………...11
2.1. Конкурентоспособности продукции российских предприятий на внутреннем рынке……………………………………………………………………………...11
2.2. Конкурентоспособности продукции российских предприятий на внешнем рынке……………………………………………………………………………...15
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на российском рынке…………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

микроэкономика. Конкуренто способность продукции рос предприятий на рос рынке.курсовая курс 1.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

6. Рекламное обеспечение получает высокую оценку, если улучшенные свойства товара предполагают хорошие возможности для проведения эффективной рекламы, стимулирования спроса и демонстрации изделия.

 

 

 

 

 

 

2 Анализ конкурентоспособности продукции российских предприятий

2.1 Конкурентоспособности  продукции российских предприятий  на внутреннем рынке

Сегодня в России складывается общественно-экономическая ситуация, взывающая к жизни понятия, которые во многом являются определяющими в деятельности российских предпринимателей. Конкуренция, сегментирование рынка, проблемы спроса и реализации продуктов, конкурентоспособность и ее повышение, нормы прибыли - вот некоторые из них. Именно поэтому таким важным моментом стало умение использовать современные подходы к управлению компанией, т.к. совершенствование менеджмента, внедрение комплексного управления, как организацией, так и ресурсами, повышает конкурентоспособность предприятия. Вопросы рынка обсуждаются сравнительно, а вот тему конкуренции в России стали затрагивать совсем недавно.

В советский дореформенный  период только внешнеторговые предприятия  сталкивались с конкуренцией, в то время как внутри страны конкурентного рынка не было, поэтому вопрос о конкурентоспособности российских предприятий даже не возникал. Все эти понятия имеют смысл только при наличии конкурентной среды. Во времена социалистической экономики конкуренцию пытались искусственно насадить под названием «соцсоревнование», несмотря на то, что «конкуренция» буквально и означает «соревнование». Но тем не менее, соцсоревнование все-таки не смогло обеспечить того уровня благосостояния страны, которое на тот момент достигали западные государства при наличии там жесточайшей конкуренции. Все дело в том, что не совпадали критерии оценки его результатов: на Западе – это было лучшее соотношение «выручка - издержки», в советской экономике иначе – «кто больше». [6. с.45].

Только после того как Россия вступила в рыночную экономику возникли предпосылки для создания конкурентного рынка, а значит и конкуренции. Однако все оказалось не так просто. Когда началось массовое создание частных фирм в начале 90-х годов, предприниматели оказались не готовы к тем новым условиям, в которых им пришлось оказаться. Не имея опыта конкурентной борьбы, они пытались решить свои проблемы. Для решения проблем они использовали свой опыт в ведения боевых действий, криминальных разборок, политических интриг, т.е. методами, осуждаемыми цивилизованным бизнесом. Свою роль сыграл и процесс приватизации, когда под конкуренцией подразумевалась ожесточенное соперничество за передел собственности, сопровождавшийся банкротством предприятий и распродажей их активов.

Однако, ситуация начала меняться, российский бизнес постепенно адаптировался к рыночным условиям и конкуренция в России стала в последние годы реальностью для участников отечественного бизнеса на внутреннем рынке. Конкуренция же между российской и мировой продукцией существовала всегда. Особенностью нынешней ситуации является лишь то, что зарубежным фирмам противостоит теперь не единый соперник в лице советского государства, а отдельные российские производители. [1. с.157].

Пол Хейн в своей книге  «Экономический образ мышления»  объяснил, как действует конкуренция в бизнесе. Он сравнил бизнес с многополосной автомобильной дорогой, где каждый водитель на хорошем автомобиле стремиться перестроиться как можно ближе к левым рядам, т.е туда, где есть возможность развить более высокую скорость. Именно так каждый бизнесмен пытается пробиться в рыночные ниши с более высокой нормой прибыли. Но как только на левых полосах скапливается много автомобилей. Скорость движения на них ощутимо снижается. В такие моменты водители начинают искать свободное пространство на других полосах, где можно двигаться с максимально доступной скоростью. В результате постоянных перестроек движение на дороге самоорганизуется. «Весь процесс, - продолжает П. Хейне, - идет быстро и непрерывно, и гораздо эффективнее, чем, если бы кто-то при въезде на автостраду выдавал билеты, предписывающие автомобилям занимать определенный ряд и двигаться с определенной скоростью». К большому сожалению, российский бизнес и конкуренция складывались не самым лучшим образом. Вначале 90-х, когда начались реформы, специалисты возлагали большие надежды на создание конкурентной среды, а значит и конкуренции. По их расчетам это должно было привести к повышению качества продукции, снижению цен и увеличению ассортимента. [13. с.174].

Условия для существования большого количества предприятий различных форм собственности и размеров создавались благодаря отсутствию ограниченного платежеспособного спроса при наличии тотального дефицита, который необходимо было устранить. Российский рынок позволил существовать всем без какого-либо намека на конкурентную борьбу между ними. Такие условия позволили любой, самой мелкой компании, вести себя как монополист. Манипулировать ценами, конечно же, в сторону их повышения на свою перепродаваемую продукцию. Сложившаяся ситуация на российском рынке способствовала получению огромной прибыли. Привлеченные в Россию иностранные фирмы, помогли в преодолении дефицита, после чего последовало резкое снижение покупательной способности, сокращение спроса. Следствием такого расклада было так же - превращение из российского рынка производителя в рынок потребителя. Это привело к тому, что приоритетом покупателя стало соотношение «цена - качество». Естественно, такое соотношение является важным фактором конкурентного рынка, т.к. компании, желающие сохранить свою нишу на рынке, вынуждены оценивать свое конкурентное окружение, реагировать на действия, как своих конкурентов, так и на растущие запросы потребителей, учитывать возможности, предоставляемые внедрением новых технологий. Иначе говоря, выходит так: чтобы работать в высоко конкурентных сегментах рынка, компании необходимо иметь детальную информацию о своих как реальных так и потенциальных возможностях, которые могут быть задействованы в конкурентной борьбе, причем уровень конкурентоспособности фирмы должен постоянно корректироваться с учетом сложившейся экономической ситуации. [8. с.23].

Федеральная антимонопольная  служба считает, что угрозы конкуренции, которые связаны с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства. [3. с.124].

Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных  корпораций связаны с передачей  им некоторых государственных функций  и полномочий проведения государственной  политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках. Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны.

Безусловно, необходимо дальнейшее развитие антимонопольного законодательства в части регламентации процедуры применения «программы смягчения»; разработки групповых исключений в соответствии со ст. 13 закона «О защите конкуренции»; повышения санкций с 15% до 30% выручки компании на соответствующем рынке. Однако, декартелизация рынков невозможна без постановки задач по развитию конкуренции и демонополизации экономики перед всеми ведомствами, включения их в целевые программы.

 

2.2 Конкурентоспособности  продукции российских предприятий  на внешнем рынке

Конкурентоспособность отечественных товаров на внешних рынках – одна из основ устойчивого развития в стране. Экспорт, пользующийся стабильным спросом, позволяет странам осуществлять диверсификацию экономики, преодолевая зависимость от небольшой группы сырьевых товаров, продвигаться вверх по лестнице. Одновременно конкурентоспособный экспорт позволяет странам получать больше иностранной валюты и, тем самым, импортировать товары, услуги и технологии, в которых они нуждаются для повышения производительности труда и уровня жизни населения. Обозначенная в послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации задача повышения национальной конкурентоспособности в российских условиях означает формирование конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках.

По данным Всемирной  Торговой Организации (ВТО), в 2005 г. на Россию приходилось 2,3 % товарного экспорта в мире (13-е место среди крупнейших экспортеров). За последние 6 лет объем российского экспорта устойчиво возрастал в стоимостном выражении. Однако участие России в мировом товарном экспорте обусловлено, прежде всего, сырьевой специализацией нашей страны. Так, в 2006 г. вывоз минеральных продуктов составлял 65,8 % российского экспорта, в то время как экспорт машин и оборудования – только 5,8 %. [12. с.67].

В основе поставленной цели диверсификации товарной экспортной корзины лежит реализация следующих задач: углубление степени переработки товаров и переход от сырья к полуфабрикатам, в обрабатывающей промышленности - переход ко всё более сложным товарам с высокой долей добавленной стоимости, а также увеличение объёмов экспорта инновационной продукции. Приоритетными задачами для повышения конкурентоспособности товаров с высокой долей добавленной стоимости и их продвижения на внешние рынки являются:

1. Переход компаний с крупными государственными пакетами акций (прежде всего, естественных монополий) к закупкам оборудования на основе открытых конкурсов;

2. Частно-государственное партнёрство. В частности, создание при участии государства промышленных консорциумов экспортной ориентации.

3. Развитие сотрудничества в строительстве промышленных объектов за рубежом. Для реализации этой цели необходимо восстановление позиций специализированных внешнеэкономических объединений, действующих в иностранных государствах. [14. с.265].

На сегодняшний  день место страны в системе международного разделения труда всё в большей степени определяет потенциал высокотехнологичной промышленности. В 2006 году доля продукции сектора высоких технологий в российском экспорте составляла всего 0,3 %. Отечественные инновационные технологии реализуются в зарубежных странах в основном в сферах металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии, что является следствием инновационной активности предприятий. По другим отраслям экономики России инновационная активность отечественных предприятий остается очень низкой. Причины тому: пассивное до настоящего момента отношение государства к стимулированию производства и экспорта инновационной продукции, а также изношенность основных фондов предприятий.

Помимо этого, интеллектуальный потенциал России используется неэффективно из-за нарушенных связей между наукой и производством, отсутствия благоприятной среды для коммерциализации нововведений. За годы реформ в России существенно ослабло взаимодействие науки и практики, а потому сегодня основная часть инновационно-технологического цикла заканчивается на стадии исследований и разработок, представляющих, по сути, научное «сырьё». Вместе с тем, в России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции в следующих наукоёмких отраслях: авиационная и ракетно-космическая промышленность, производство оружия и военной техники, оптоэлектроника, отдельные виды телекоммуникационного оборудования, в частности, оптоволокно, разработка новых материалов, ядерные технологии, оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа.

В рамках экономической  стратегии перехода к инновационной стадии конкурентоспособного экспорта Правительство России приступило к реализации мероприятий по поддержке инноваций:

- создание Федерального  агентства по экспорту высоких  технологий;

- налоговое  стимулирование инноваций: в 2007 – 2008 гг. предполагается освободить  от НДС все затраты на НИОКР  независимо от того, кто их  осуществляет и финансирует, от  НДС будут освобождены и операции при реализации патентов и лицензий.

Диверсификация  экспорта предполагает также расширение географии поставок. Отечественный  товарный экспорт носит европоцентристский характер (свыше 60 % всех поставок, в  том числе более 50 % - в Европейский Союз). Ещё примерно 20 % экспорта следует в развивающиеся страны, среди которых быстро повышается значение Китая и других государств Юго-Восточной Азии. Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных факторов за годы реформ в отечественном товарном экспорте существенно сократилась доля стран СНГ: с 23 % в среднем за 1992-1994 гг. до менее 15 % в 2000-2005 гг. Ближайшей задачей в сфере развития российского экспорта готовой продукции является восстановлении утраченных конкурентных позиций соответствующих отраслей на внешних рынках.

В частности, можно  выделить следующие страновые приоритеты:

1.Распространение  отечественного машинотехнического  экспорта на традиционные рынки  стран ближнего зарубежья, в  частности в: Белоруссию, Украину,  Туркменистан, Узбекистан.

2. Расширение  экспорта товаров в страны  Центральной и Восточной Европы, заинтересованные в восстановлении  и развитии кооперационных связей, техническом обслуживании поставленного  оборудования, в частности в: Польшу, Финляндию, Францию, Чехию, Венгрию, Болгарию.

3. Активизация  торгово-экономического сотрудничества  с развивающимися странами, проявляющими  значительный интерес к развитию  технического сотрудничества, получению  технологического опыта и ноу-хау,  в первую очередь с: Индией, Китаем, Ираном, Турцией, Мексикой, Венесуэлой.

Для преодоления  наиболее опасных для конкурентоспособности  российских товаров антидемпинговых  мер сами экспортеры должны осуществлять определенный набор мероприятий:

1. Осуществлять продуманную ценовую политику;

2. Сотрудничать с государственным органом по поддержке интересов российских;

3. Принимать активное участие в проводимом за рубежом расследовании, например, готовить свои комментарии в отношении жалобы от иностранного производителя аналогичного товара ; использовать процедуру пересмотров существующих мер на основании изменившихся обстоятельств .

Информация о работе Конкурентоспособность продукции российских предприятий на российском рынке