Конкурентоспособность продукции российских предприятий на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление основных факторов становления конкурентоспособности предприятий и анализ продукции таких предприятий на внутреннем/внешнем рынке.
В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
- изучить работы основных исследователей по проблеме конкурентоспособности предприятий и продукции;
- изучить конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынке ;
- раскрыть характер и особенности конкуренции;
- выявить проблемы развития конкуренции в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности ……………………………5
Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………….5
Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции………….8
2. Анализ конкурентоспособности продукции российских предприятий……………………………………………………………………...11
2.1. Конкурентоспособности продукции российских предприятий на внутреннем рынке……………………………………………………………………………...11
2.2. Конкурентоспособности продукции российских предприятий на внешнем рынке……………………………………………………………………………...15
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на российском рынке…………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

микроэкономика. Конкуренто способность продукции рос предприятий на рос рынке.курсовая курс 1.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

В целом для  более эффективной защиты интересов  российских экспортеров необходима выработка системы продвижения  отечественных товаров на внешние  рынки на государственном уровне. Условия доступа определяются существующим торговым режимом между странами, а режим, в свою очередь, - заключенными дву- или многосторонними торговыми соглашениями. Таким образом, благоприятный доступ и повышение конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках зависит от профессионализма и мастерства переговорщиков, а также от общего экономико-политического состояния двусторонних отношений между странами. Для минимизации случаев искусственного занижения конкурентоспособности российских товаров вся торговая политика должна строится на понимании важнейшего факта: любая законная с точки зрения международного торгового права мера, ограничивающая доступ иностранных поставщиков на российский рынок, будь то технический, административный или экономический барьер, может стать предметом торга, а её либерализация или отмена могут быть «обменены» на либерализацию или отмену мер, ограничивающих доступ российских товаров на соответствующие рынки. [10. c. 104].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

Конкурентоспособность продукции - весомый критерий целесообразности выхода предприятия на внешний рынок, условие эффективного проведения внешнеэкономических  операций и составляющая выбора средств  и методов производственно-экспортной деятельности, которая являет собой совокупность качественных и стоимостных признаков продукции, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей потребителей.

Критериями  оценки конкурентоспособности продукции  на внешнем рынке следует считать  факторы, которые определяют его конъюнктуру:

а) Наличие потребителя данного вида продукции;

б) Количество конкурентов, которые выпускают аналогичную продукцию;

в) Объемы производства и реализации продукции предприятий-конкурентов в целом и в сфере деятельности украинского предприятия;

г) Основные направления конкурентной борьбы на внешнем рынке;

д) Разнообразие методов конкуренции (цены, качество, дизайн продукции, сервисные услуги, имидж предприятия, товарный знак);

В современных  условиях на мировом рынке на смену ценовой конкуренции пришла неценовая. В конкурентной борьбе за рынки сбыта побеждает не тот, кто предлагает низшие цены, а тот, кто предлагает высшее качество, поскольку продукция с лучшим качеством значительно более эффективна в использовании. Однако при этом роль цены не уменьшается, она всегда была, и будет выступать самым влиятельным критерием максимизации прибыли. [15. с. 6].

Конкурентоспособность экспортной продукции характеризуется  показателями спроса на нее, а экономический  эффект выражается величиной полученной прибыли от реализации продукции на внешнем рынке. Кроме этого, на уровень конкурентоспособности продукции указывают такие экономические показатели, как:

1) Отношение прибыли от реализации продукции на внешнем рынке к объему ее экспорта;

2) Отношение объемов реализации экспортной продукции к стоимости материально-производственных запасов;

3) Отношение объемов реализации экспорта к нереализованной экспортной продукции;

4) Отношение объемов реализации экспорта к дебиторской задолженности, которое отображает объемы коммерческих кредитов, предоставленных

5) Объемы и направления капиталовложений.

С точки зрения покупателей, конкурентоспособным  считается товар, в котором отношение  полезного эффекта к расходам на его приобретение и использование является максимальным в сравнении с аналогами. При определении конкурентоспособности продукции нужно выходить из таких основных методологических принципов:

а) Конкурентоспособность продукции оценивается путем сравнения двух или больше аналогов, что предопределяет относительность данного показателя;

б) При оценке конкурентоспособности продукции учитываются не все свойства, а лишь те, которые вызывают интерес иностранного потребителя, удовлетворяя его потребности;

в) Уровень конкурентоспособности определяется для отдельного вида продукции с учетом конкретных условий ее реализации и потребления, то есть для конкретного рынка сбыта или его сектору.

На конкурентоспособность  экспортной продукции влияет ряд  факторов:

1) Экономических, что характеризуют основные экономические и потребительские свойства продукции и воспроизводятся в показателях общих расходов на приобретение продукции и эксплуатационных расходов за срок ее службы;

2) Классификационных (параметров назначения), которые используются для определения принадлежности продукции к соответствующему классу за рядом признаков;

3) Юридических или нормативно правовых, которые определяют правовую защищенность продукции на внешнем рынке;

Реализация  программы повышения конкурентоспособности  продукции должна включать совокупность организационных, научно-технических, экологических, инвестиционных, управленческих и других решений, связанных между собой единственной целью. Для достижения позитивного результата руководство должно обеспечить рост качественного уровня продукции и максимальное удовлетворение требований иностранных потребителей при одновременной минимизации расходов на ее изготовление и реализацию. С этой целью необходимо разработать комплекс мероприятий по усовершенствованию организации производства, обратив особенное внимание на обновление и модернизацию основного технического парка предприятия, рационализацию и стимулирование эффективности производства, создания системы мотивации управления трудом, подготовку персонала. [5. с.103].

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема выживания в условиях конкурентного рынка становится одной из основных для российских компаний. От того, какими методами – «добросовестной или недобросовестной конкуренции» - будет решаться конкуренция, зависит и восприятие российского бизнеса на Западе. Если целью «добросовестной конкуренции» будет «получение долгосрочного конкурентного преимущества, которое обеспечивает конкурентоспособность товаров или услуг производителя, то цель «недобросовестной конкуренции» станет «остановить конкурента, помешать ему, получить сиюминутное конкурентное преимущество». Именно поэтому уже давно пришли к осознанию необходимости защиты от «недобросовестной конкуренции», сюда относятся и законы, ограничивающие возможности создания монополий, законы, направленные на защиту прав потребителей, законы о рекламе и т.п. В 1883 году была принята парижская «Конвенция по охране промышленной собственности». Соответствующая статья имеется в упомянутом ранее законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке». Наряду с законами и соглашениями остается и продолжает действовать еще один, наименее формальный, но от этого не менее эффективный метод - деловая репутация человека и фирмы. Вот почему в условиях конкурентного рынка, где столкновения как бы изначально запрограммированы, необходимо соблюдать «правила игры» и понимать ради чего и на что ты идешь –ведь даже на войне и «борьбе без правил» есть свои правила, нарушать которые не рекомендуется никому. Как показывает жизнь, «реальный успех в конкурентной борьбе возникает не из прямолинейного стремления "придушить" противника, но из искусного комбинирования множества факторов, ориентированных совершенно в иную сторону, прежде всего - на разностороннюю работу с клиентом и с предлагаемым продуктом, включая тщательное изучение рынка, меры по эффективной организации собственного производства и системы сбыта».

Можно назвать  очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии  противостоять влиянию конкуренции  и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

 

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

В заключение хочется привести слова Г. Форда, который приветствовал своих коллег словами – «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Власова В.М.  Основы предпринимательской деятельности. М.: “Финансы и статистика”, 2000г. 

2. Виханский  О.С., Менеджмент. М.: “Высшая школа”, 2002. - 234 с.

3.Герчикова  И.Н. Менеджмент. М.: “ЮНИТИ”, 2004 . - 371 с. 

4.Краюхин Г.А.  Методика анализа деятельности  предприятий в условиях рыночной  экономики. СПб.: 2003 - 346 с. 

5.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: “Дело”, 2003.-251с.

6.Портер М.  Международная конкуренция. Пер.  с англ. / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 2003.

7.Мартынова  О.К. Контроль качества на предприятии  // Приложение к журналу “Стандарты  и качество”. - 2005. - № 5. - С. 35 - 43.

8. Фасхиев Х.А.  Гараев И.М. «Анализ состояния  проблемы управления конкурентоспособностью  организации сферы услуг», ж. «Маркетинг  в России и за рубежом». 2003, №4

9. Фатхутдинов  Р. А. «Конкурентоспособность  организации», М., 2004

10. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2006.- 416 с.

11. Микроэкономика: практический подход: учебник-2-е  изд., испр./под ред.А.Г.Грязновой. - М.:КНОРУС,2006.-672 с.

12. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2009.- 448 с.

13. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/ Под.ред. А.Г.Грязновой  – 4-е изд. испр. и доп. –  М.: КНОРУС.- 2008. – 592 с.

14. Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики: Учебник для  вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2007.- 576 с.

15. Кузнецова Н.М. Стратегическая политика развития малого бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации, 2007, №1.

 


Информация о работе Конкурентоспособность продукции российских предприятий на российском рынке