Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.

Содержание работы

1 Роль государства в обеспечении конкурентоспособности товаров и услуг.
Введение
Понятие конкурентоспособности
Составляющие конкурентоспособности
Экономический успех и роль государства в экономике
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1
Показатель фактической полноты ассортимента в магазине «Базис» равен 384, в «Звезде» — 187, в «Аисте» — 246. За базовое значение принято значение показателя полноты в магазине «Базис». Рассчитайте Коэффициенты полноты ( ) в магазинах «Звезда» и «Аист».

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 67.94 Кб (Скачать файл)

Предприятие, не имеющее стратегии  и конкретного плана действий, не может быть оценено инвесторами  с точки зрения бизнеса, с учетом прогноза будущих доходов. Такое  предприятие представляет собой  просто набор активов, отягощенных  обязательствами. Другими словами, наличие корпоративной стратегии  обеспечивает формирование рыночной стоимости  предприятия.

Уровень квалификации персонала и  менеджмента.

В отличие от развивающихся  стран, одним из важнейших факторов, определяющих потенциал российских предприятий, является уровень квалификации персонала. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать  новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности  российских предприятий.

Уровень квалификации менеджмента  играет наиболее важную роль в обеспечении  конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый - повышение  квалификации существующих управляющих, и второй - замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой  и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Во-первых, сегодня непросто подобрать  квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и  опыта управления в условиях рынка. Попытки создания в стране класса антикризисных управляющих, посредством  обучения всех желающих на интенсивных  краткосрочных курсах, не принесли ожидаемых результатов. Квалифицированных  менеджеров с опытом антикризисного управления в России не существует, им просто неоткуда взяться. В нашей  стране существует не более нескольких десятков предприятий, управляющие которых успешно преодолели кризис и создали системы менеджмента, полностью отвечающие требованиям рыночной экономики. Попытки привлечения иностранных менеджеров часто не оправдывают себя вследствие существенных культурных различий и особенностей российского менталитета. Однако имеет смысл обратить внимание на опыт того же Тайваня, где общее руководство предприятиями осуществляют местные специалисты, а маркетингом и сбытом занимаются высококвалифицированные специалисты из США и Европы.

Более реальным способом решения  проблемы квалификации менеджмента  является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: руководитель высшего звена предприятия  не имеет возможности оставить предприятие  на длительный период времени; базовый  уровень образования руководителей  предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко  осваивать новые знания и навыки. Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий  может осуществляться преимущественно  двумя способами: во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные  курсы (тренинги), во-вторых, - обучение в процессе реформирования предприятия  при содействии профессиональных консультантов  по управлению.

Важными условиями для  решения проблемы эффективного менеджмента  и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы  контроля и ответственности, а с  другой - системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия. К сожалению, в результате приватизации так и не была достигнута главная  цель - создание ответственного и эффективного собственника. Тем более что многие руководители предприятий одновременно являются ключевыми управляющими, что  делает процедуру контроля со стороны  акционеров бессмысленной. С другой стороны, налоговое законодательство провоцирует руководителей предприятий  на сокрытие доходов. Следовательно, применение таких методов мотивации менеджмента  как опционы, премиальные от прибыли  и доли в капитале в российских условиях практически не работают.

Технологический уровень производства.

Способность производить  продукцию высокого качества и с  низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Большинство российских предприятий используют только 15 - 35%, имеющихся в распоряжении производственных мощностей. Для таких предприятий приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. Фактически, эти предприятия переинвестированы. В первую очередь необходимо обеспечить эффективное использование тех активов, которыми предприятие располагает сегодня. Повышение продуктивности посредством сокращения затрат и увеличения объема продаж в большинстве случаев обеспечивает восстановление платежеспособности предприятия без дополнительных капитальных вложений. Проблема приведения активов предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами обычно решается посредством реструктурирования предприятия.

Это не означает, что проблема технологического перевооружения предприятий  не является важной. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Более того, некоторые требуемые  современные технологии имеются  в наличии только за рубежом. Не многие предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных  средств и поэтому нуждаются  в дополнительных источниках долгосрочного  финансирования. Существенное влияние  на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного  финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос  на продукцию российских производителей оборудования.

Налоги и отчисления во внебюджетные фонды.

Уровень налогообложения  в России сопоставим с уровнем  налогов в таких странах, как  Швеция и Германия. Зачастую этот аргумент приводят сторонники существующей в  России налоговой политики. В действительности следует принимать во внимание то обстоятельство, что структура налогообложения  зависит от текущего финансового  положения предприятия, а подавляющее  большинство российских предприятий  находятся в депрессивном состоянии  и обременены неподъемными долговыми  обязательствами. В этом случае в  структуре налогов начинают увеличивать  свою долю те, которые не зависят  от объема производства: налог на имущество, отчисления с фонда заработной платы. В тоже время, уровень налога на прибыль  на убыточном предприятии фактически не играет никакой роли, а доля НДС также значительно сокращается в связи с падением объемов продаж. Предприятию необходим минимум оборотных средств, чтобы покрыть первоочередные расходы на производственные издержки, выплатить минимальную заработную плату, расплатиться с кредиторами, а иначе предприятие будет вынуждено просто прекратить свою деятельность. Поэтому анализировать степень влияния различных налогов на деятельность предприятия следует с точки зрения его способности генерировать достаточный объем свободных денежных средств, необходимых для обеспечения его операционной деятельности. Анализ, проведенный с использованием имитационной финансовой модели реально существующего российского машиностроительного предприятия, показывает, что если принять за 100% сумму средств, оставшихся после покрытия всех необходимых производственных затрат, предприятие еще должно выплатить в бюджеты и фонды различных уровней величину, равную 124% от этого остатка. Результаты анализа красноречиво свидетельствуют о том, что промышленное предприятие не может существовать при таком уровне налогообложения, и если оно сегодня существует, то только потому, что недоплачивает налоги, не платит поставщикам сырья и не выдает заработную плату. И как следствие таких действий - повсеместный рост долговых обязательств. Даже анализ рентабельного предприятия (чистая прибыль не менее 17%) показывает, что оставшаяся сумма свободных денежных средств только обеспечит покрытие потребности в оборотных средствах, но не в капитальных вложениях. За редким исключением уникальных высокорентабельных проектов, большинство промышленных предприятий в России сегодня не могут рассчитывать на развитие: инвестирование в НИОКР, вложение средств в маркетинг продукции и приобретение нового технологического оборудования. Российская система налогообложения подавляет предприятия, не оставляя им возможность не только для развития, но и просто для стабильного существования. С другой стороны, если у предприятия изымаются практически все свободные средства, которые могут быть направлены на осуществление деятельности и развитие, такое предприятие не может быть привлекательным для инвесторов.

В процессе проведения вышеуказанного анализа учитывались только текущие  налоговые платежи; во внимание не принимались  начисленные пени и штрафы по долговым обязательствам предприятия перед  бюджетами всех уровней. Принимая во внимание, что предприятия не в  состоянии осуществлять нормальную экономическую деятельность при  существующем уровне текущих налогов, рассматривать возможность погашения накопленных пеней и штрафов теряет всякий смысл. Попытка взыскания с предприятий пеней и штрафов приведет к единственному результату - прекращению их деятельности и серьезным социальным последствиям.

Условия начисления и выплаты  налогов также имеют важное значение. Например, предприятия импортеры сырья и комплектующих изделий вынуждены осуществлять предоплату НДС, что значительно увеличивает их потребность в оборотных средствах и, как следствие, ослабляет конкурентные позиции российских предприятий по сравнению с иностранными поставщиками готовой продукции.

Многочисленные опросы руководителей  предприятий показывают, что существуют пороговые значения налоговых ставок, повышение которых приводит к  массовому уклонению от уплаты налогов. Наиболее яркий пример - уровень  отчислений с фонда заработной платы. Во-первых, этот вид налогов и  отчислений является одним из наиболее чувствительных факторов, влияющих на общую сумму налоговых платежей предприятия. Во вторых, превышение 20% порога суммарных отчислений приводит к массовым уклонениям от уплаты. Часто  используемое сравнение с такими благополучными странами, как Швеция и Германия, не корректно, по меньшей  мере, потому, что рентабельность работы немецких и шведских предприятий  в расчете на одного работника  превышает аналогичные показатели российских предприятий в десятки  раз. Принимая решение об уровне налогообложения, государство должно руководствоваться  российской экономической реальностью. Выплаченная же сотрудникам предприятий  официальная заработная плата, с  одной стороны, увеличила бы доходы бюджета за счет подоходного налога, с другой - способствовала бы росту  покупательной способности населения.

Наиболее серьезная проблема российской системы налогообложения  и бухгалтерского учета - принципы определения  прибыли. Принятые в России правила  учета и налоговое законодательство полностью или частично ограничивают возможность отнесения реально  понесенных предприятием затрат на себестоимость  продукции или услуг, как это  требуется международными стандартами  бухгалтерского учета (IAS). Таким образом, государство лицемерит, объявляя ставку налога на прибыль равной 30%, так  как реальная налогооблагаемая база не соответствует экономической  величине прибыли. В действительности налог на прибыль российских предприятий  составляет от 35 до 60%. С другой стороны, российская система налогообложения не ориентирована на прибыль. В отличие от системы налогообложения, принятой в США, российское предприятие, даже если его деятельность по различным причинам (период становления, кризис на рынке) не приносит никаких доходов, все равно должно выплачивать налоги.

Россия - единственная страна в мире, где были предусмотрены  налоги на убытки. Исторически российские предприятия построены по принципу "натурального хозяйства". Такие  предприятия не могут быть конкурентоспособны в существующих условиях. За последние 20 лет промышленные предприятия  развитых стран предприняли существенные меры по развитию кооперации. Это позволило  им снизить производственные издержки, а также сконцентрировать свои усилия и ресурсы на НИОКР, НОУ-ХАУ, ключевых технологических операциях и  маркетинге. Развитие кооперации в  России является также приоритетной задачей и должно привести к существенному  сокращению неиспользуемых активов, а, следовательно, к снижению непроизводительных затрат. С другой стороны, некоторые  предприятия, имеющие инвестиционные проекты, могли бы приобрести недорогое  оборудование, которое сегодня не используется другими предприятиями. Однако российские предприятия не имели  возможность избавиться от неиспользуемого  оборудования и зданий, так как  были вынуждены выплачивать налог  на разницу между балансовой и  рыночной ценой активов. При этом продать основные средства по балансовой стоимости не представляется возможным. Таким образом, данное обстоятельство служило серьезным препятствием на пути создания в стране так необходимого цивилизованного рынка бывшего  в эксплуатации оборудования (Second hand). В результате в течение нескольких лет российские предприятия не имели возможность задействовать значительные резервы по снижению себестоимости продукции и повышению ликвидности.

В условиях рыночной экономики  производитель продукта массового  потребительского спроса должен затрачивать  на маркетинг около 10% от объема продаж, а иногда и более. Иначе предприятие  будет не в состоянии эффективно конкурировать с другими производителями, включая иностранных. В российском законодательстве этот предел установлен на уровне 5%, остальное должно выплачиваться из прибыли. В результате те предприятия, которые все-таки продвигают свою продукцию на рынок, вывели расчеты с рекламными агентствами "в тень". Не случайно рынок рекламных услуг имеет репутацию криминального. Вместо того чтобы получать налоги с российских производителей и поставщиков рекламных услуг, государство в очередной раз поставило российские предприятия в неравные конкурентные условия с иностранными компаниями, для которых данное ограничение не играет никакой роли, они всегда найдут способ произвести оплату без дополнительных налогов.

Налоги должны играть не только фискальную, но и стимулирующую отечественную  промышленность роль. Система налогообложения  является одним из важнейших факторов, определяющих инвестиционный климат страны. Инвесторы, действующие на российском рынке, всерьез озабочены не столько  отсутствием налоговых льгот  для инвесторов, сколько негативным влиянием налогового законодательства, снижающего конкурентоспособность, а, следовательно, инвестиционную привлекательность  промышленных предприятий как объектов инвестирования.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции