Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.

Содержание работы

1 Роль государства в обеспечении конкурентоспособности товаров и услуг.
Введение
Понятие конкурентоспособности
Составляющие конкурентоспособности
Экономический успех и роль государства в экономике
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1
Показатель фактической полноты ассортимента в магазине «Базис» равен 384, в «Звезде» — 187, в «Аисте» — 246. За базовое значение принято значение показателя полноты в магазине «Базис». Рассчитайте Коэффициенты полноты ( ) в магазинах «Звезда» и «Аист».

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 67.94 Кб (Скачать файл)

Разрабатывая меры государственной  поддержки, необходимо обратиться к  опыту других стран. Например, в Бразилии государство финансировало работы консультантов по управлению, которые  по поручению правительства обеспечивали профессиональную поддержку процессов  реформирования предприятий. Большинство  из предприятий, прошедших реструктуризацию, восстанавливают платежеспособность, увеличивают свою стоимость за период от 15 до 20 месяцев. Безусловно, реформированные  предприятия более привлекательны для частных инвесторов, чем те, что находятся в депрессивном состоянии. Это одна из важнейших  причин низкой активности инвесторов в России. Они просто не могут  найти эффективно функционирующий  бизнес, который сегодня в состоянии  приносить инвесторам доход. Никто, в том числе и инвесторы, не желает выполнять за нас "черную работу" по превращению предприятий  из источников проблем в источник доходов.

Вновь создаваемый в России Банк Развития мог бы сосредоточить  свои усилия на том, чтобы, финансируя процессы реструктурирования предприятий, восстанавливать платежеспособность и стоимость предприятий с  последующим предложением этих предприятий  частным инвесторам. Реализуя акции  этих предприятий частным инвесторам, государство обеспечивало высокую  эффективность и возвратность вложенных средств.

1.3ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УСПЕХ  И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

Оптимизация отношений в  треугольнике власть - бизнес — гражданское  общество является условием достижения экономического успеха. В свою очередь  экономический успех как стратегическая цель развития общества может служить  объединяющей идеей, способной сконцентрировать ресурсы общества на социально значимых направлениях.

Экономический успех это  комплексное понятие. Оно характеризует  такое состояние экономики, при  котором наблюдается устойчивый экономический рост и обеспечивается повышение благосостояния всего  населения. Последнее условие представляется весьма важным, особенно для России где чрезвычайно высок уровень дифференциации доходов населения по являющегося одной из важнейших причин наличия массовой бедности в стране.

Так по данным экспертов ООН  децильный коэффициент, или показатель, определяющий cooтношение доли доходов или потребления 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых, составляет в России примерно 1 к 23 В то же время в таких с гранах как Великобритания, Франция Германия, Чехия, Япония превышение соответствующей доли богатых по сравнению с бедными составляет соответственно 10,5, 9 0, 7,2, 5 2, 4 5 раза Примечательно что, несмотря на превышение по показателю ВВП на населения, Россия уступает Белоруссии, занимающей 53 место в мире по ИРЧП или по качеству жизни 10 пунктов. Представляется, что одной из причин такою положения сложит несравненно более равномерное распределение доходов населения в Белоруссии, где децильный коэффициент составляет всего 4,4.

Экономический успех проявляется  на разных уровнях экономической  системы. При этом на каждом из уровней  он распространяется неравномерно Например, на микроуровне по оценкам экспертов примерно лишь 10% российских предприятии можно отнести к числу успешных Что касается уровня отельных граждан и семейных хозяйств, то на фоне чрезмерной дифференциации доходов, в условиях падения производства в одних отраслях и отсутствия средств для необходимых структурных преобразований в других, успех немногих может свидетельствовать лишь о неуспехе остальных. В целом экономический успех в современной России носит крайне фрагментарный характер.

Опыт развития стран мира позволяет выделить следующие факторы, составляющие экономический успех. К первой группе относятся экономические  факторы. В современном мире среди  них выделяется человеческий капитал  и такие его характеристики как  уровень образования, численность  населения, динамика его роста возрастная структура.

К внешнеэкономическим факторам экономического успеха следует отнести  разумную открытость экономики, возможность  для страны участвовать в международном  разделении труда, доступ к мировым  научно-техническим и управленческим инновациям при одновременной защите развивающихся, но не достаточно окрепших отраслей отечественной экономики  от конкуренции со стороны более  развитых государств.

Вторая группа факторов экономического успеха - политических включает в себя внутри страны - наличие сильного государства  с эффективно функционирующей исполнительной, законодательной властью и правовой системой, ответственной перед страной  квалифицированной правящей элитой, наличие союзников или отсутствие мощных, объединенных противников, что  создает условие не только безопасного  развития, но и возможность сосредоточить  необходимые ресурсы для подъема  благосостояния населения.

Наконец третья группа факторов идеологических, решает прежде всего, проблему интеграции граждан вокруг общенациональных целей в рамках до минирования разделяемой большинством населения страны системы основных ценностей.

Обобщая изложенное выше остается лишь еще раз подтвердить очевидный факт: экономический успех в значительной мере связан с целенаправленными усилиями государства; модель, в которой эти усилия не обязательны, может быть реализована только при исключительно сильно развитых структурах гражданского общества и бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика соотношения структур власти, бизнеса и гражданского общества в России состоит в слабости и  пассивности гражданского общества и в крайне неравномерном развитии бизнеса, при котором крупный  бизнес занимает очень сильные позиции, а положение среднего и мелкого  бизнеса неустойчиво.

Объективно такая структура  субъектов социально-экономического процесса требует активного участия  в нем государства, которое является по существу единственной силой, способной  сдерживать гипертрофирование роли крупного бизнеса, который способен подавить развитие гражданского общества, способствовать превращению его в пассивный объект воздействия со своей стороны.

Именно оптимизация отношений  этих трех субъектов является основой  экономического успеха. Государство  от решения задач такой оптимизации  устранено. Конкретное статистическое выражение такого положения вещей  наблюдается при сравнении отечественного и зарубежных показателей децильного коэффициента и в индексах развития человеческого потенциала. Обладая исходными предпосылками для того, чтобы находиться по этим показателям в числе наиболее развитых стран (ведь качество жизни в СССР было в свое время не ниже, во всяком случае, чем в странах советского блока, которые сегодня состоят в Евросоюзе), Россия находится сегодня на одном уровне со странами третьего мира. Экономический в современной России фрагментарен: если о нем можно уверенно говорить применительно к крупному сырьевому бизнесу, то на микроуровне, на уровне предприятий и домохозяйств он является, скорее исключением, чем общим правилом.

Промышленная политика отличается крайней неопределенностью. Одна из ключевых проблем промышленности –  нехватка инвестиций. Инвестиционный рынок насыщен лишь в наименьшей степени, при этом данные, характеризующие  участие в нем государства, демонстрируют, что оно вовсе не стремится  стать главным субъектом инвестиционного  рынка. Чисто либеральная модель государственного формирования промышленной политики в России механически перенесена с американского образца на совершенно не схожие с ним экономические  реалии. Аналогично инвестиционному  рынку складывается положение вещей  в инновационной области.

Таким образом, первая особенность  участия российского государства  в экономике состоит в том, что страна испытывает особенно сильную  потребность в участии государства  в экономических процессах.

Фактическое положение вещей  совершенно этой потребности не соответствует.

Еще одна специфическая черта  участия российской государственной  власти в экономике состоит в  том, что материальная база этого  участия на сегодняшний день освоена  в самой минимальной степени.

Беспрецедентно мала доля естественной ренты, которую государство  позволяет себе перераспределять.

Минимальна степень контроля властей за перемещением капитала за пределы страны. Это касается и  законного его перемещения и  нелегальных махинаций.

Методологические подходы, наработанные сравнительно недавним европейским  опытом в деле участия государства  в реструктуризации экономики, на сегодняшний  день так же остаются без внимания. Концепция государственного участия  в экономике на сегодняшний день не сформулирована.

Наиболее концентрированное  выражение все обозначенные выше феномены нашли в социальной политике российского государства на современном  этапе. Именно в социальной политике наиболее последовательно реализована  радикально либералистская модель, подразумевающая  уход государства из сферы регулирования  социального порядка и социальных гарантий. В этой же области проявляется  и еще одна особенность, о которой  уже шла речь выше – непродуманность  принципов участия государства  в социально-экономической жизни. Декларируется, с одной стороны  идея создания социального государства, а в действительности реализуется  прямо противоположная ему модель.

Итак, специфика участия  российской государственной власти в экономике состоит в противоречии между объективно имеющимися предпосылками  его значимой активной роли и крайне незначительной степенью, в которой  эти предпосылки реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1 Кузык Б. Высокотехнологичный комплекс в экономике России. М , 2002. С. 245.

  1. Государство и экономика. Факторы роста. М., 2003.
  2. Социальная политика: Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.А. Волгина. – М., 2003.
  3. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560с.: ил
  4. Экономика предприятия/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – 584с.
  5. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг. – 1999. - №2. – с.56 – 64.
  6. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. – 1999. - №1. – с.41 – 45.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Приложение 1  

1. Какое определение понятию “товар” Вы можете дать?

Товар - это любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведенный для обмена. Продукты, произведенные для личного потребления, товарами в экономическом смысле не являются.

2.Приведите примеры товаров производственного назначения и товаров широкого потребления. В чём главное отличие между ними?

Товары производственного  назначения- товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

К товарам производственного назначения относятся: технологическое оборудование, строительно- дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно- сырьевые товары и т.п.

Товары производственного  назначения подразделяются на:

 - материалы и детали;

 - капитальное имущество;

 - вспомогательные материалы и услуги.

Товары широкого потребления - это товары, которые приобретаются конечным потребителем для личного пользования. Это такие товары, без которых люди не могут обходиться в своей повседневной жизни, а если и могут, то с неизбежным ухудшением ее (жизни) качества. Данный класс товаров в свою очередь также подразделяется на отдельные группы. Признаком классификации здесь являются покупательские (потребительские) привычки. В зависимости от этого признака товары широкого потребления подразделяются на следующие виды:

- товары повседневного спроса;

- товары предварительного выбора;

- товары особого спроса;

- товары пассивного спроса.

Примеры: хлеб, молоко, зубные щетки, одежда.

3.По отношению к какой экономике применимо понятие “конкурентоспособность”:

а) административно-командной; б) рыночной? Объясните, почему?

Административно- командная экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества. Главная черта административно- командной экономики- господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т.п.). Соответственно, народное хозяйство представляется единой  «фабрикой», а центральные планирующие органы решают, что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию.

Рыночная экономика- экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции