Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение конкурентоспособности страны и ее основных элементов. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности страны;
2.Рассмотреть основные подходы анализа конкурентоспособности страны;
3.Проанализировать конкурентоспособность Российской Федерации в рейтинге на период 2012-2013 гг.
Введение 3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности страны 5
1.1Понятие конкурентоспособности страны и стадии ее развития 5
1.2Основные подходы к изучению конкурентоспособности страны 7
1.3Концепция конкурентоспособности страны 10
2.Конкурентные преимущества территории 13
2.1Конкурентный статус России в мировой экономике 13
2.2Рейтинг конкурентоспособности стран мира 2012-2012 17
3.Анализ стратегического развития города Чебоксары 24
3.1Современная социально – экономическая ситуация в городе
Чебоксары 24
3.2Анализ маркетинговой стратегической программы города
Чебоксары 28
Заключение 37
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Факультет управления
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Маркетинг территорий
На тему:
Конкурентоспособность страны: теоретические аспекты
Выполнила: студентка ФУП
5 курс, группа ГМУ- 3-08
Куркова Олеся Сергеевна
Содержание
Введение
Чебоксары
Чебоксары
Заключение
Список использованной
литературы
Первые теоретические исследования, посвященные конкуренции, появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. Труды таких выдающихся исследователей как А. Смита, Э. Чемберлина и многих других ученых до сих пор формируют наше представление о сущности, разновидности и движущих силах конкурентной борьбы.
Последняя четверть прошлого века ознаменовалась массовым распространением маркетинга территорий по всему миру. Многие территории, регионы, страны выставляют себя «на продажу», указывая на собственные конкурентные преимущества. «Конкурентоспособность страны – это, прежде всего, способность национальных производителей продавать свои товары. Способность увеличивать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, достаточных для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильного и эффективного государства».
Проблема
Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле. Опыт развитых западных стран в области управления конкурентоспособностью национальной экономики представляет несомненный интерес, ибо вопросы создания новых конкурентоспособных отраслей неразрывно связаны со стратегией национального развития. Для нашей страны проблема сохранения конкурентных позиций на мировом рывке стоит особенно остро, так как в современных условиях в значительной степени утрачиваются те факторы, которые могли бы обеспечить рост конкурентоспособности в будущем. В связи с этим, еще большее значение приобретает та государственная политика, целью которой является наращивание конкурентоспособных отраслей экономики.
Объектом исследования является конкурентоспособность Российской Федерации. Предметом исследования являются факторы и принципы, влияющие на конкурентоспособность страны. Целью данной работы является изучение конкурентоспособности страны и ее основных элементов. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности страны
Конкурентоспособность страны – совокупность сравнительных преимуществ страны, уровня развития факторов производства, экономической и политической ситуации, определяющая место страны в системе мирохозяйственных связей.
Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики
Экономический подъем |
Спад | ||
1. Конкуренция на основе факторов производства |
2. Конкуренция на основе инвестиций |
3. Конкуренция на основе нововведений |
4. Конкуренция на основе богатства |
Факторы, определяющие конкурентоспособность страны
Первая группа – наделенность страны факторами производства.
Вторая группа – технический уровень производства и национальный уровень производительности труда.
Третья группа – национальный уровень подготовки кадров и научно-технический потенциал страны.
Четвертая группа – общеэкономическая ситуация в стране (средняя норма прибыли, эффективность банковской и финансовой системы).
Пятая группа – сложившийся в стране уровень жизни (средний уровень заработной платы, социальные выплаты населению, общие расходы на образование и здравоохранение).
Шестая группа – экономическая и внешнеэкономическая политика государства.
Рассмотрим стадии развития конкурентоспособности страны и основные факторы по М. Портер определил конкурентоспособность государства как производительность, представляющую собой эффективное использование рабочей силы и капитала и результирующуюся в величине национального дохода на душу населения. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» и символизирующая четыре основные группы таких преимуществ:
По М. Портеру, развитие конкурентоспособности страны проходит четыре основные стадии: движение факторами, движение инвестициями, движение инновациями и движение богатством. [11; 634]
М. Портер утверждает: политика государства важна не сама по себе, а своим влиянием на «конкурентный ромб». Он рекомендует государству инвестировать в создание факторов, прежде всего - развитых (образования, инфраструктуры, пауки). М. Портер особо подчеркивает значимость такой функции государства, как улучшение качества внутреннего спроса путем использования таких инструментов, как государственные закупки для создания раннего и сложного спроса, обеспечение процедур закупок, облегчающих инновации (например, бесплатное тестирование), непрепятствование иностранным конкурентам. За государством остается также функция поддержки и усиления кластеров (в том числе региональных), поощрение внутренней диверсификации, а не поглощений, при одновременном содействии внешнеэкономической активности фирм.
Главный тезис, главная рекомендация М. Портера: перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. Маркетинг нужен российским территориям внутри них, в том числе и для того, чтобы мог успешно развиваться маркетинг России в целом, как конкурентоспособной страны. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности страны, утверждает М.Портер, это продуктивность использования ресурсов. [11;631]
Российские специалисты также обращают внимание на ключевую роль конкурентоспособности страны в развитии экономики, какой бы уровень рассмотрения мы ни взяли. Подчеркивается, что «синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан»
«Производителями» конкурентных преимуществ являются фирмы и отрасли, поэтому только они и могут их реализовывать. Государство же выступает «держателем» конкурентных преимуществ с точки зрения создания среды, условий для их формирования (макроуровень). Соответственно, государство непосредственно не может удерживать и развивать созданные конкурентные преимущества, это сфера деятельности компаний (микроуровень).
В международной практике
разработаны и постоянно
Анализ сущности понятия «международная конкурентоспособность страны» позволяет заключить, что наиболее обоснованный подход к определению конкурентоспособности экономики представляется на основе выявления факторов конкурентоспособности. При этом совокупность объективных и субъективных факторов, выгодно отличающих субъекты и объекты экономической деятельности (страна, регион, фирма, товар) от их конкурентов представляет собой конкурентные преимущества.
ВЭФ |
МИРМ |
Достоинства методологии | |
Широкий охват различных сфер экономической деятельности на основе достоверных и опросных данных |
Четко представлен критерий национальной
конкурентоспособности – |
Постоянное совершенствование методологи, добавление новых показателей, отражающих процесс глобализации мирохозяйственных связей, его влияние на конкурентоспособность стран (Глобальный индекс конкурентоспособности) |
При расчете рейтингов используется широкий спектр статистических (314 показателей, а у ВЭФ – 249) и опросных данных, охватывающий практически все сферы экономики страны |
Использование как количественных, так и качественных показателей характеризующих макро- и микро среду страны |
Неизменность методологии на протяжении последних лет, что позволяет объективно сравнивать данные за различные периоды времени |
Прогнозная направленность анализа
международной | |
Использование как количественных, так и качественных показателей характеризующих макро- и микро среду страны | |
Недостатки методологии | |
Значительное число |
Недостаточное внимание социальным факторам, которые наряду с экономическими также определяют конкурентоспособность страны |
Периодическая перегруппировка составляющих агрегатных показателей (индексов), что затрудняет проведение объективного сравнения конкурентоспособности страны в динамике |
Отсутствие ряда показателей характеризующих функционирование экономических субъектов на микроуровне: стратегия, конкурентные преимущества производителей и т.д. |
Снижение объективности и | |
Отсутствие количественных характеристик по отдельным аспектам конкурентоспособности страны. |
Информация о работе Конкурентоспособность страны: теоретические аспекты