Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение конкурентоспособности страны и ее основных элементов. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности страны;
2.Рассмотреть основные подходы анализа конкурентоспособности страны;
3.Проанализировать конкурентоспособность Российской Федерации в рейтинге на период 2012-2013 гг.
Введение 3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности страны 5
1.1Понятие конкурентоспособности страны и стадии ее развития 5
1.2Основные подходы к изучению конкурентоспособности страны 7
1.3Концепция конкурентоспособности страны 10
2.Конкурентные преимущества территории 13
2.1Конкурентный статус России в мировой экономике 13
2.2Рейтинг конкурентоспособности стран мира 2012-2012 17
3.Анализ стратегического развития города Чебоксары 24
3.1Современная социально – экономическая ситуация в городе
Чебоксары 24
3.2Анализ маркетинговой стратегической программы города
Чебоксары 28
Заключение 37
Список использованной литературы
В условиях постиндустриализации и глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих) конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми рынками, развитием человеческого капитала и т.д. Очевидно, что адекватное изменение внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному развитию.
Рис. 1 Факторы конкурентоспособности страны
Согласно классификации факторов конкурентоспособности страны, которому они делятся на следующие группы: внешние, в зависимости от степени влияния на конкурентное положение страны, на субъектные, регулируемые, постоянные; внутренние, в зависимости от функциональной направленности, на макроэкономические, институциональные, микроэкономические, ресурсные, социокультурные (рисунок 1). Такая градация позволяет наиболее комплексно и системно подойти к разработке направлений и мер государственного регулирования процесса конкурентоспособности, сформировать стратегические ориентиры, учитывающие разноплановые аспекты страновой конкурентоспособности. Конкурентоспособность страны обеспечивается за счет перечисленных групп факторов только при условии их роста производительности, включающей несколько компонентов: производительность базовых ресурсов (природных); производительность индустриальных факторов (труд, капитал); производительность постиндустриальных факторов (информация, инновации, знания).
Опыт формирования и реализации концепции конкурентоспособности наиболее конкурентных стран показал, что конкурентоспособность экономической системы основывается на повышении ее эффективности посредством применения передовых технологий в условиях эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Ключевым конкурентным преимуществом наиболее передовых стран выступают человеческие ресурсы и инвестиции, направленные на его активизацию. Общим в государственном вмешательстве для развитых стран является то, что в целях повышения конкурентоспособности своих экономик они стимулируют внешнеэкономические отношения, обеспечивающие «оптимальную» структуру внешней торговли: экспорт представлен более технологичной продукцией, чем импорт; и обратную структуру в части движения капиталов: за рубеж выводятся низкотехнологичные производства, повышая внутри страны продуктивность производства.
Необходимо понять, как страна создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности стран не ограничены.
Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), либо отрасли, т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых - те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.
Разрабатывая конкретную стратегию, страна стремится найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает страна, может принести успех.
Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,- суть конкуренции выражается пятью силами:
1. угрозой появления новых конкурентов;
2. угрозой появления товаров или услуг - заменителей;
3. способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;
4. способностью покупателей торговаться;
5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
2. Конкурентные преимущества территории
2.1 Конкурентоспособный статус России в мировой экономике
Россия - часть мировой
экономики, и это свершившийся факт.
Наиважнейшая цель Правительства России:
создание конкурентоспособной экономики,
обеспечивающей лидерство страны на
международном рынке. Основа конкурентоспособной
экономики - конкурентоспособная промышленн
Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Страновая и отраслевая
конкурентоспособность в
Конкурентоспособность российской промышленности - это флаг, который Правительство должно нести в руках как главный символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
Будет конкурентоспособная промышленность, будут:
- экспорт и валютные поступления (независимость от состояния международных сырьевых рынков);
- стабильные налоговые поступления в бюджет;
- занятость населения;
- социальная и политическая стабильность;
- заслуженное положение России на международной арене.
Проблема
Разработка проблем национальной конкурентоспособности ведется в настоящее время и в ИМЭМО РАН. Она преследует следующие основные цели:
- исследование фундаментальных проблем повышения конкурентоспособности как широкой, комплексной проблемы, решаемой в современном мире за счет преимущественно технологических конкурентных преимуществ, создание которых зависит от большого числа разнообразных, но достаточно четко структурированных по приоритетам факторов;
- исследование производственных
ресурсов России как
- выработка предложений по главным направлениям стратегии повышения конкурентоспособности России на основе современной теории макроконкурентоспособности и анализа конкурентных преимуществ России. [15]
В последнее десятилетие с переходом России и стран Восточной Европы к рыночным методам хозяйствования международная конкуренция приняла в буквальном смысле глобальный характер, а сама мирохозяйственная система, понимаемая как совокупность национальных хозяйств и объединяющих их мировых рынков, стала все более отчетливо представляться как единая геоэкономическая система. Эту систему скрепляют технико-экономические связи, общие, согласованные между многими ранами торговые и валютно-финансовые режимы. Ключевыми тенденциями развития этой системы на современном этапе являются непрерывный, постоянно ускоряющийся инновационный процесс и расширяющаяся глобализация рынков. К настоящему времени мирохозяйственные связи стали всеохватывающей системой, включающей не только обмен сырьем и готовой продукцией, но и одновременно все другие стадии воспроизводственного процесса, такие, как НИОКР, производственная специализация, кооперативные и другие формы взаимосвязей национальных хозяйств.
Доступ к мировому рынку наукоемкой продукции и научно-технической информации стал обязательным условием полноценного экономического роста. При этом наибольшее значение имеют мирохозяйственные связи для «точек роста» современной экономики: наукоемких отраслей промышленности, фундаментальной и прикладной науки, информационной инфраструктуры, финансовой системы. Без подключения к мировому рынку развитие «точек роста», а значит, и всей национальной экономики резко замедляется.
Международная конкуренция рассматривается в качестве инструмента в борьбе за место в мирохозяйственной системе, как механизм повышения эффективности национальной экономики. Неслучайно общей тенденцией последнего периода стал переход многих стран к стратегии открытости, к углублению ориентации на мировой рынок.
Конкуренция, по сути, есть процесс соревнования, и соответственно способность успешно вести соревнование и выигрывать в нем, можно называть конкурентоспособностью. Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью в самом общем виде можно понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств - конкурентных преимуществ - могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые пли конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений. Таким образом, все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях:
- микро - конкретные виды продукции, производства, предприятия;
- мезо - отрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции;
- макро - народнохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции и т. п. [4; 109]
Структурирование субъектов конкурентной борьбы, факторов и характеристик конкурентоспособности позволяет более четко подойти к анализу этой сложной категории, выявлению имеющихся резервов и формированию направлений повышения конкурентоспособности на каждом из трех уровней.
Традиционным направлением анализа проблем конкурентоспособности являются расчеты и исследования микроконкурентоспособности. Однако в современных условиях интенсификации и усложнения экономических взаимосвязей, с ростом наукоемкости во всех сферах хозяйства и распространением процессов глобализации повышаются требования к национальной инфраструктуре в области науки и техники, образования, коммуникаций, информации, а также к обеспечению правопорядка. В этой связи значительно повышается роль государства в обеспечении благоприятных условии экономической среды. И как следствие - рост интереса к исследованию национальной, или макроконкурентоспособности, и факторов, ее формирующих, в частности, в рамках сопоставительного межстранового анализа конкурентных преимуществ. Применительно к анализу конкурентоспособности речь идет о комплексе характеристик, определяющих «секрет успеха» наиболее преуспевающих стран. Выяв ление такого рода типичных соотношений, выяснение за кономерное ген их формирования позволяют использовать аналоговый подход при разработке программ повышения конкурентоспособности, при прогнозировании.
Заслуживает также внимания проблема соотношения и взаимосвязи между различными уровнями анализа конкурентоспособности. Наиболее актуальной и продуктивной представляется работа с совокупностью факторов различного уровня, разработка процедур взаимодействия субъектов разных уровней.
2.2. Рейтинг конкурентоспособности стран
Для подсчета рейтинга конкурентоспособности анализируется 290 показателей, из них 41 показатель используется лишь как вводная информация о стране и в конечном рейтинге не отражается. Остальные 249 критериев, которые находят отражение в конечном рейтинге, сгруппированы в восемь агрегированных факторов. Агрегированные факторы конкурентоспособности в свою очередь разделяются на подфакторы.
При составлении рейтинга используется два типа данных:
Информация о работе Конкурентоспособность страны: теоретические аспекты