Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка направлений совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты управления конкурентоспособностью и качеством продукции на предприятии;
- провести анализ управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод;
- предложить направления совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод и дать оценку экономической эффективности предложенным мероприятиям.
Введение
1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью и качеством продукции
1.1 Управление качеством продукции
1.2 Управление конкурентоспособностью продукции
2. Анализ управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод
2.1 Общая характеристика филиала Новогрудский хлебозавод
2.2 Система управления качеством продукции
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции
3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод
3.1 Анализ резервов увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества и повышения конкурентоспособности
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения
Содержание
Введение
1. Теоретические
аспекты управления
1.1 Управление качеством продукции
1.2 Управление
конкурентоспособностью
2. Анализ управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод
2.1 Общая характеристика филиала Новогрудский хлебозавод
2.2 Система управления качеством продукции
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции
3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод
3.1 Анализ резервов увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества и повышения конкурентоспособности
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Рыночная
экономика предъявляет особые требования
к качеству выпускаемой продукции,
поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность.
Значение повышения качества продукции
для экономики предприятия
В современных
условиях механизм обеспечения высокого
качества продукции должен органично
вписываться в новый общий
механизм хозяйствования, основываться
преимущественно на экономических
методах управления, на повышении
роли человеческого фактора, демократизации
управления и общественной жизни, развитии
товарно-денежных отношений, применении
экономических рычагов и
Проблема
конкурентоспособности
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью повышения качества и конкурентоспособности продукции, которое имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа предприятия.
Объектом исследования в курсовой работе является филиал Новогрудский хлебозавод, который осуществляет производство хлеба, булочных, сухарных и кондитерских изделий.
Целью курсовой
работы является разработка направлений
совершенствования управления конкурентоспособностью
и качеством продукции в
Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты управления конкурентоспособностью и качеством продукции на предприятии;
- провести анализ управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод;
- предложить направления совершенствования управления конкурентоспособностью и качеством продукции в филиале Новогрудский хлебозавод и дать оценку экономической эффективности предложенным мероприятиям.
В работе использованы как общие методы научного исследования, в том числе системный и диалектический методы познания, так и частно-научные приемы (формально-логический, аналитический, статистический).
Основным источником практического материала, использованного при написании курсовой работы, являются статистические данные, отчетные данные предприятия, плановые расчеты.
Для написания
курсовой работы были использованы учебники
белорусских и российских авторов,
материалы периодической
1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью и качеством продукции
1.1 Управление качеством продукции
С термином «качество продукции» неразрывно связано такое понятие как управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком [14, с. 50].
Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов (вместо контроля качества продукции), полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации их труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.
Как всякое управление, управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:
- разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;
- оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;
- принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;
- изучение условий эксплуатации (иди потребления продукции) с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции [4, с. 440].
В мировой практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:
1. Управление качеством (quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.
2. Обеспечение качества (quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его - у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».
3. Общее руководство качеством (quality management) включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).
4. Всеобщее управление качеством (total quality management) подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц - сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом [11, с. 126].
Анализ особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет сделать следующие выводы. Первые три уровня применимы как к предприятию в целом, так и к его подразделениям, всеобщее управление качеством (четвертый уровень) - только к предприятию в целом. Уровни деятельности, начиная с обеспечения качества, затрагивают общие вопросы управления и относятся к сфере менеджмента. При этом обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным.
Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества».
Понятие
петли качества является центральным
в организации всей деятельности
предприятия по качеству, что нашло
отражение в международных
Возвращаясь к направлениям деятельности предприятия в области качества следует рассмотреть их специфические особенности, имея ввиду, что эта деятельность носит интегрированный характер и в сущности может рассматриваться как основные функциональные элементы (подсистемы) управления качеством.
Планирование качества
предусматривает определение
Управление
качеством охватывает все виды деятельности
и методы оперативного характера, направленные
на выполнение требований к качеству
и реализацию планов его совершенствования.
Управление качеством предусматривает
контроль качества (на соответствие стандартам
и установленным показателям
качества), выявление отклонений и
разработку мероприятий по их устранению
и недопущению повторных
Обеспечение
качества охватывает и включает в
себя все планируемые и
Улучшение
качества представляет деятельность предприятия,
включающую все виды конкретных действий
(мероприятий), непосредственно влияющих
или способствующих повышению его
эффективности и
При рассмотрении направлений деятельности и функций управления качеством следует иметь в виду, что в международном стандарте по терминологии (ИСО 8402) особо выделены два аспекта управления качеством: «общее» руководство качеством (quality management) и управление качеством как оперативная деятельность (quality control). При этом к «общему» руководству качеством принято относить планирование качества с учетом определенной направленности деятельности по его обеспечению, организацию работы по достижению целей системы управления качеством, обучение и мотивацию персонала, принятие необходимых стратегических решений по достижению качества, требуемого потребителем, и взаимодействие с внешней средой. Контроль достижения установленного уровня и плана работ по обеспечению качества, информация об уровне качества производства и обслуживания продукции, разработка мероприятий и принятие оперативных решений по их реализации обычно относят к «оперативному» управлению качеством.
Информация о работе Конкурентоспособностью и качеством продукции